Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

РОВНО 100ЛЕТ НАЗАД «Наш Север - это целая страна» В центре художественного движения в России на исходе XIX века стоял Савва Иванович Мамон­ тов. В своем имении Абрамцево близ Москвы он создал идеальные условия для живописцев. Сю­ да часто приезжали деятели искусства, писатели. Среди художников, работавших в Абрамцеве, был и Константин Алексеевич Коровин. Мамон­ тов любил Коровина, брал его с собой в Италию, всячески поддерживал и направлял творческие искания. Савва Мамонтов проявлял большой интерес к русскому Северу, вел строительство железной дороги от Вологды к Архангельску, в 1894 году вместе с С. Витте посетил Мурман. По возвращении из поезд­ ки. сидя в столовой абрамцев­ ского дома вместе с Васнецо­ вым, Поленовым, Серовым и другими художниками, Ма­ монтов сказал Коровину: «Вы должны поехать на Мурман... и Серов тоже. Покуда Архан­ гельская дорога еще строит­ ся, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе «Ломоносов» по Ледовитому океану...» Будучи на Мурмане, Савва Иванович постоянно восхи­ щался прелестью летнего За­ полярья. «Коровин, - писал он, - плакал бы от восторга, смотря на эти светлые, чуд­ ные тона». И теперь не слу­ чайно предлагал двум талант­ ливым художникам: «Езжайте ' на Мурман!» Рассказ о Мурмане взвол­ новал живописцев. Поленов мечтательно сказал: «Поляр­ ное солнце, океан, северное сияние, олени, киты, белые медведи...» Серов тут же за­ явил, что с охотой поедет в не­ ведомый ему край. Правда, один из его приятелей, архи­ тектор по профессии, предо­ стерегал: «Туда преступников ссылают... Названия одни че­ го стоят: Ледовитый океан, Сувой, Паной, Кандалакша - арестантские». ...И вот друзья - Коровину пошел 33-й год, Серов на че­ тыре года моложе - плывут на «Ломоносове» по Белому мо­ рю. Слева показался Терский :< берег. Пароход качает. Серо­ ву плохо. Ему не до красот Се­ вера. Коровин же любуется : невиданными прежде карти­ нами Заполярья, беседует с капитаном, бывалым, хорошо знающим этот край моряком. Впереди открылся мыс с часовенкой наверху. Капитан поясняет: это - Святой Нос, конец Белому морю, дальше - океан. На мысу огромные кресты, поставленные поморами. У самого корабля из воды вы­ нырнул кит, выпустил фонтан и скрылся в пучину. Коровин в восторге: просто сказка! Се­ ров бурчит: «Жутковатые мес­ та...» В Семиостровье на лодке отправились на берег. Оста­ новка. Коровин спешит запе­ чатлеть на полотне строения - низенькие, убогие избы в од- но-два окошка, пейзаж бере­ га. Ничего подобного он ранее не видел. «Руки дрожат, так хочется написать это», - при­ знается он. Плывут дальше. Сидя на корме, приятели видят за бор­ том белые гребни. Оказывает­ ся, играют белухи. Их так мно­ го, что кажется, будто море кипит. «Богат же ты жизнью, господин Ледовитый океан», - думает Коровин и вспоминает слова Саввы Мамонтова: «Наш Север - это целая стра­ на, край огромного богатст­ ва... Туда нужно бросить капи­ талы и поднять энергию живо­ го, сильного народа, а у нас все сидят на сундуках и не да­ ют деньги». Наконец художники дости­ гают Печенги. Поселяются в монастырском доме, окна ко­ торого выходят на залив. Ды­ мя, ушел «Ломоносов». Всма­ триваются в окружающих лю­ дей. Бросается в глаза моло­ дой карел, местный пастух оленей. Парень - франт: одет в яркий зипун, обшитый зеле­ ными, желтыми, белыми и го­ лубыми кантами: на голове - белая песцовая шапка с крас­ ным помпоном: белая рубаш­ ка в цветных лентах, на руках кольца с драгоценными кам­ нями. Все интересно, необыкно­ венно. Собаки лайки Умно и приветливо смотрят олени. Их большие рога «покрыты бу­ рым бархатом». Смирных кра­ савцев можно погладить. Утром Серов будит товари­ ща: «Посмотри, какие чуде­ са!» Коровин, выглянув в ок­ но, не сразу понимает, что это такое: весь берег залива «по­ крыт расплавленным светлым серебром». Монах поясняет: ночью тюлени загнали огром­ ную массу сельди, и вот ле­ жит она толстым слоем на бе­ регу. Вскоре появились несмет­ ные стаи чаек, закрыли небо, в комнате пришлось зажечь свечу. Птицы издавали не­ умолчный плачущии крик, об­ лепили землю, с жадностью пожирали рыбу, не обращая внимания на людей. Коровин вышел на берег. Чайки сади­ лись на плечи и голову. Закон­ чив пир, они покинули места. А вечером того же дня - другое необыкновенное зре­ лище: монах кормил дикого ; медведя хлебом, а потом от­ гонял его. стукая фонарем по морде. «Чисто разбойник, этот Гришка, - сетовал он на на­ хального зверя. - Совести нет... Завсегда такой озор­ ной». Сюжеты для картин обету- пали со всех сторон. Удивляли своеобразный быт местных жителей, виды заполярной природы. Художники работали много и с большим увлечени­ ем. Северные этюды Корови­ на и Серова были показаны публике на московской вы­ ставке. а затем попали в Тре­ тьяковскую галерею. Художе­ ственные панно Коровина слу­ жили оформлением павильо­ на «Крайний Север» на Ниже­ городской выставке 1896 го­ да, после закрытия которой украсили зал Ярославского вокзала в Москве. И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz