Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
РОВНО 100ЛЕТ НАЗАД «Наш Север - это целая страна» В центре художественного движения в России на исходе XIX века стоял Савва Иванович Мамон тов. В своем имении Абрамцево близ Москвы он создал идеальные условия для живописцев. Сю да часто приезжали деятели искусства, писатели. Среди художников, работавших в Абрамцеве, был и Константин Алексеевич Коровин. Мамон тов любил Коровина, брал его с собой в Италию, всячески поддерживал и направлял творческие искания. Савва Мамонтов проявлял большой интерес к русскому Северу, вел строительство железной дороги от Вологды к Архангельску, в 1894 году вместе с С. Витте посетил Мурман. По возвращении из поезд ки. сидя в столовой абрамцев ского дома вместе с Васнецо вым, Поленовым, Серовым и другими художниками, Ма монтов сказал Коровину: «Вы должны поехать на Мурман... и Серов тоже. Покуда Архан гельская дорога еще строит ся, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе «Ломоносов» по Ледовитому океану...» Будучи на Мурмане, Савва Иванович постоянно восхи щался прелестью летнего За полярья. «Коровин, - писал он, - плакал бы от восторга, смотря на эти светлые, чуд ные тона». И теперь не слу чайно предлагал двум талант ливым художникам: «Езжайте ' на Мурман!» Рассказ о Мурмане взвол новал живописцев. Поленов мечтательно сказал: «Поляр ное солнце, океан, северное сияние, олени, киты, белые медведи...» Серов тут же за явил, что с охотой поедет в не ведомый ему край. Правда, один из его приятелей, архи тектор по профессии, предо стерегал: «Туда преступников ссылают... Названия одни че го стоят: Ледовитый океан, Сувой, Паной, Кандалакша - арестантские». ...И вот друзья - Коровину пошел 33-й год, Серов на че тыре года моложе - плывут на «Ломоносове» по Белому мо рю. Слева показался Терский :< берег. Пароход качает. Серо ву плохо. Ему не до красот Се вера. Коровин же любуется : невиданными прежде карти нами Заполярья, беседует с капитаном, бывалым, хорошо знающим этот край моряком. Впереди открылся мыс с часовенкой наверху. Капитан поясняет: это - Святой Нос, конец Белому морю, дальше - океан. На мысу огромные кресты, поставленные поморами. У самого корабля из воды вы нырнул кит, выпустил фонтан и скрылся в пучину. Коровин в восторге: просто сказка! Се ров бурчит: «Жутковатые мес та...» В Семиостровье на лодке отправились на берег. Оста новка. Коровин спешит запе чатлеть на полотне строения - низенькие, убогие избы в од- но-два окошка, пейзаж бере га. Ничего подобного он ранее не видел. «Руки дрожат, так хочется написать это», - при знается он. Плывут дальше. Сидя на корме, приятели видят за бор том белые гребни. Оказывает ся, играют белухи. Их так мно го, что кажется, будто море кипит. «Богат же ты жизнью, господин Ледовитый океан», - думает Коровин и вспоминает слова Саввы Мамонтова: «Наш Север - это целая стра на, край огромного богатст ва... Туда нужно бросить капи талы и поднять энергию живо го, сильного народа, а у нас все сидят на сундуках и не да ют деньги». Наконец художники дости гают Печенги. Поселяются в монастырском доме, окна ко торого выходят на залив. Ды мя, ушел «Ломоносов». Всма триваются в окружающих лю дей. Бросается в глаза моло дой карел, местный пастух оленей. Парень - франт: одет в яркий зипун, обшитый зеле ными, желтыми, белыми и го лубыми кантами: на голове - белая песцовая шапка с крас ным помпоном: белая рубаш ка в цветных лентах, на руках кольца с драгоценными кам нями. Все интересно, необыкно венно. Собаки лайки Умно и приветливо смотрят олени. Их большие рога «покрыты бу рым бархатом». Смирных кра савцев можно погладить. Утром Серов будит товари ща: «Посмотри, какие чуде са!» Коровин, выглянув в ок но, не сразу понимает, что это такое: весь берег залива «по крыт расплавленным светлым серебром». Монах поясняет: ночью тюлени загнали огром ную массу сельди, и вот ле жит она толстым слоем на бе регу. Вскоре появились несмет ные стаи чаек, закрыли небо, в комнате пришлось зажечь свечу. Птицы издавали не умолчный плачущии крик, об лепили землю, с жадностью пожирали рыбу, не обращая внимания на людей. Коровин вышел на берег. Чайки сади лись на плечи и голову. Закон чив пир, они покинули места. А вечером того же дня - другое необыкновенное зре лище: монах кормил дикого ; медведя хлебом, а потом от гонял его. стукая фонарем по морде. «Чисто разбойник, этот Гришка, - сетовал он на на хального зверя. - Совести нет... Завсегда такой озор ной». Сюжеты для картин обету- пали со всех сторон. Удивляли своеобразный быт местных жителей, виды заполярной природы. Художники работали много и с большим увлечени ем. Северные этюды Корови на и Серова были показаны публике на московской вы ставке. а затем попали в Тре тьяковскую галерею. Художе ственные панно Коровина слу жили оформлением павильо на «Крайний Север» на Ниже городской выставке 1896 го да, после закрытия которой украсили зал Ярославского вокзала в Москве. И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz