Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

РОВНО СТО ПЕТ НАЗАД НА ПУТИ К ОКЕАНУ В 1894 году царское правительство обратило пристальное внимание на Кольский Север. Этому много способствовали архангельский губернатор Александр Энгельгардт, железнодорожный дея­ тель Савва Мамонтов, министр финансов Сергей Витте. К числу энергичных сторонников экономи­ ческого и культурного подъема Русского Севера следует отнести и инженера Бориса Риппаса. Министерство путей сооб­ щения поручило ему обсле­ довать местность, по кото­ рой предполагалось провес­ ти железную дорогу С.-Пе­ тербург- I'' чанск на участ­ ке Кандалакша-Екатеринин- ская гавань. 22 июня 1894 года Рип- пас и его спутники прибыли на пароходе из Архангельска в Кандалакшу, откуда по почтЬвому тракту направи­ лись к Кольскому заливу. Ре­ зультатом поездки по полу­ острову явился обстоятель­ ный отчет, который интере­ сен в двух отношениях: как глубоко продуманный план развития Северного края и как всесторонняя зарисовка природы, хозяйства и жизни населения Кольского Севе­ ра. Как и С. Витте, Б. Риппас ратовал за сооружение же­ лезной дороги и торгового порта на Мурмане силами государства. «Многолетний опыт прошлого, - писал Рип­ пас, - доказал полную несо­ стоятельность частной ини­ циативы в развитии Севе­ ра». «Север, - утверждает автор, - можно привести в движение только одним сильным рычагом просве­ щенной правительственной власти. Железная дорога к Северному океану проекти­ руется в видах сооружения там военного и торгового портов, но она должна под­ нять и весь Северный край». Риппас, впервые прибыв­ ший в Заполярье, был очаро­ ван им. «Нам непроститель­ но считать Лапландию стра­ ною льдов, мрака и всяких ужасов, совершенно не спо­ собной ни к какой культуре. Напротив того, можно смело рассчитывать, что при соот­ ветственных и энергичных мерах правительства она не замедлит занять весьма по­ чтенное место между други­ ми странами государства и будет лучшей частью нашего Севера...» Отчет Риппаса, дважды изданный отдельной книгой, содержит обильный матери­ ал о Кольском уезде. Он тол­ ково описал и улов сельдей, и оленеводство, скотоводст­ во, сенокошение, огородни­ чество, ремесло, домострое­ ние, питание жителей, их бо­ лезни и т. д. Много внимания уделено быту лопарей. Ос­ мотр Екатерининской гавани и прилегающей к ней мест­ ности привел Риппаса к мыс­ ли о необходимости рассре­ доточить будущее население в нескольких местах к югу от проектируемого порта. По просьбе его для работ экспе­ диции замечательный архан­ гельский фотограф Яков Лейцингер сделал снимки западного побережья Коль­ ского залива и панорамы Екатерининской гавани. Риппас призывал всемер­ но учесть условия жизни бу­ дущих поселенцев Мурмана: «Порт явится здесь в стране нетронутой, цельной, но вме­ сте с тем для многих непри­ ветливой, угрюмой, часть не вполне удобной и, может быть, грозящей особыми за­ болеваниями, поэтому сози­ датели должны прийти сюда во всеоружии последнего слова науки и общественно­ го порядка и не только устро­ ить новую твердыню как од­ ну из опор государственной силы, но ввести сюда необ­ ходимый комфорт и доста­ ток, которые будут служить вместе с тем образцом для всякого добровольного посе­ ленца в этой местности. Порт в устье Кольской губы и железная дорога к нему бу­ дут фундаментом последую­ щего развития всего Север­ ного края, и фундамент этот должен быть образцовый». В книге Риппаса разбро­ сано немало любопытных сведений о Лапландии. Один лишь пример. Близ Имандры обитает утка «звонок», кото­ рая любит гнездиться в дуп­ лах деревьев. Лопари сдела­ ли ее своею данницею: «подвешивают к деревьям выдолбленные колоды, похо­ жие на скворечницы, в кото­ рых утка охотно поселяется, нисколько не подозревая, что яйца ее пойдут ковар­ ным хозяевам в уплату за квартиру». Предложения Ь. Риппаса осуществились не скоро. Только первая мировая вой­ на побудила правительство приступить к постройке Мур­ манской железной дороги и крупного торгового порта на Кольском заливе. И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz