Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
РОВНО СТО ПЕТ НАЗАД НА ПУТИ К ОКЕАНУ В 1894 году царское правительство обратило пристальное внимание на Кольский Север. Этому много способствовали архангельский губернатор Александр Энгельгардт, железнодорожный дея тель Савва Мамонтов, министр финансов Сергей Витте. К числу энергичных сторонников экономи ческого и культурного подъема Русского Севера следует отнести и инженера Бориса Риппаса. Министерство путей сооб щения поручило ему обсле довать местность, по кото рой предполагалось провес ти железную дорогу С.-Пе тербург- I'' чанск на участ ке Кандалакша-Екатеринин- ская гавань. 22 июня 1894 года Рип- пас и его спутники прибыли на пароходе из Архангельска в Кандалакшу, откуда по почтЬвому тракту направи лись к Кольскому заливу. Ре зультатом поездки по полу острову явился обстоятель ный отчет, который интере сен в двух отношениях: как глубоко продуманный план развития Северного края и как всесторонняя зарисовка природы, хозяйства и жизни населения Кольского Севе ра. Как и С. Витте, Б. Риппас ратовал за сооружение же лезной дороги и торгового порта на Мурмане силами государства. «Многолетний опыт прошлого, - писал Рип пас, - доказал полную несо стоятельность частной ини циативы в развитии Севе ра». «Север, - утверждает автор, - можно привести в движение только одним сильным рычагом просве щенной правительственной власти. Железная дорога к Северному океану проекти руется в видах сооружения там военного и торгового портов, но она должна под нять и весь Северный край». Риппас, впервые прибыв ший в Заполярье, был очаро ван им. «Нам непроститель но считать Лапландию стра ною льдов, мрака и всяких ужасов, совершенно не спо собной ни к какой культуре. Напротив того, можно смело рассчитывать, что при соот ветственных и энергичных мерах правительства она не замедлит занять весьма по чтенное место между други ми странами государства и будет лучшей частью нашего Севера...» Отчет Риппаса, дважды изданный отдельной книгой, содержит обильный матери ал о Кольском уезде. Он тол ково описал и улов сельдей, и оленеводство, скотоводст во, сенокошение, огородни чество, ремесло, домострое ние, питание жителей, их бо лезни и т. д. Много внимания уделено быту лопарей. Ос мотр Екатерининской гавани и прилегающей к ней мест ности привел Риппаса к мыс ли о необходимости рассре доточить будущее население в нескольких местах к югу от проектируемого порта. По просьбе его для работ экспе диции замечательный архан гельский фотограф Яков Лейцингер сделал снимки западного побережья Коль ского залива и панорамы Екатерининской гавани. Риппас призывал всемер но учесть условия жизни бу дущих поселенцев Мурмана: «Порт явится здесь в стране нетронутой, цельной, но вме сте с тем для многих непри ветливой, угрюмой, часть не вполне удобной и, может быть, грозящей особыми за болеваниями, поэтому сози датели должны прийти сюда во всеоружии последнего слова науки и общественно го порядка и не только устро ить новую твердыню как од ну из опор государственной силы, но ввести сюда необ ходимый комфорт и доста ток, которые будут служить вместе с тем образцом для всякого добровольного посе ленца в этой местности. Порт в устье Кольской губы и железная дорога к нему бу дут фундаментом последую щего развития всего Север ного края, и фундамент этот должен быть образцовый». В книге Риппаса разбро сано немало любопытных сведений о Лапландии. Один лишь пример. Близ Имандры обитает утка «звонок», кото рая любит гнездиться в дуп лах деревьев. Лопари сдела ли ее своею данницею: «подвешивают к деревьям выдолбленные колоды, похо жие на скворечницы, в кото рых утка охотно поселяется, нисколько не подозревая, что яйца ее пойдут ковар ным хозяевам в уплату за квартиру». Предложения Ь. Риппаса осуществились не скоро. Только первая мировая вой на побудила правительство приступить к постройке Мур манской железной дороги и крупного торгового порта на Кольском заливе. И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz