Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
* ьп « V Иван УШАКОВ, краевед (Окончание. Начало на 3-й стр.) и батрака. Те же средства добывать, те влияния” . же промыслы открыты однако ж и фин нам, но они противны их нравам” . На пути из Колы в Кандалакшу Кастрен и Лёнрот встречали одну за другой пар тии крестьян, шедших из беломорских се лений на весенние мурманские промыс лы. Сотни верст они двигались по без людной и заснеженной местности. Каза лось бы, усталые и истощенные путники должны были в подавленном состоянии уныло брести по бездорожью Лапландии. Но вот что увидели финские ученые воз ле Масельги (ііулозера): "Мы начали встречать целые полчища этих странство- вателей к Ледовитому океану. Они шли толпами з двадцать, тридцать и даже пятьдесят человек мужчин, женщин, ста риков, молодых парней и девушек. Боль шая часть тащила за собой оленьи санки, на которых навалены были шубы, хлебы, якори, котлы и т. п. Встречались и кери- сы. запряженные собаками... Толпы эти шли с песнями и криком. А лица большей части выражали удаль и отвагу. Было много и совершенно разбойничьих фи зиономий: да и самые толпы по разодран ном одеждам... сильно смахивали на раз бойничьи шайки. Несмотря на то, эта ж и вая. шумная деятельность на пустынных дорогах Лапландии имела свою пре лесть” . Маленькие избушки на почтовых стан циях не вмещали промышленников, и но чевали они обычно под открытым небом. Недалеко от Кицы путешественники из дали заметили "что-то черневшее” на снегу. "Мы, — пишет Кастрен, — подо шли поближе, чтоб рассмотреть, что это такое, и увидели несколько десятков за кутанных в теплые шубы мурманцев, пре спокойно спавших на снегу, хотя мороз доходил до тридцати градусов” . Путевые записки Кастрена содержат и обрисовку занятий и характера россий ских лопарей, которых на всем Кольском полуострове насчитывалось тогда 1844 человека. Они миролюбивы, уступчивы, честны, гостеприимны, деловиты и рас судительны. "Лишенный большей части наслаждений жизнью, окруженный суро вой, непреодолимой природой, обречен ный на нищету и лишения, — отмечает Кастрен, — лопарь одарен завидной спо собностью переносить все труды и бедст вия с нерушимым спокойствием... Непри язненная природа заставляет его много хлопотать и трудиться” . ■ В подавляющем большинстве кольские лопари — рыболовы, оленей держат не много. не желая постоянно кочевать со стадами Этому, по мнению Кастрена, "содействовало и греко-российское испо ведание, по которому лопарь почти поло вину года должен воздерживаться от пи щи, поставляемой ему оленьим стадом... После рыболовства все-таки оленеводст во составляет главный промысел русско го лопаря". Лопари, жившие по почтовому тракту, "на большой Мурманской дороге” , посто янно общаясь с колянами и поморами, уже в значительной мере обрусели. Они занимались торговлей, и на стене в жили ще лопаря, говорит Кастрен, "вы всегда увидите подле иконы безмен". Сильно изменился и характер лопаря: "мирная созерцательность заменилась практичес ким расчетом": лопари стали веселыми и шумными, отчасти утратили свою само бытность. "Местный лопарь по-русски го ворит почти так же хорошо, как и на родном языке... Он любит отвести иногда душу русской песнью. По воскресеньям, даже в самые холодные зимние дни, иг рает в снежки или развлекается другими русскими забавами. Даже в домашней жизни его все русские обычаи, не говоря уже об одежде. Все, что мы сказали о ве селости их, о деятельности, о торговом духе и т. д., все это — следствие русского 4. НЕСОСТОЯВШАЯСЯЭКСПЕДИЦИЯ Повсюду, где появлялась возможность, М. А. Кастрен занимался изучением ло парского языка. Выяснилось, что на Кольском полуострове лопари говорят на трех разных наречиях, сильно отличаю щихся друг от друга: нотозерском, киль- динском и иокангском. Проводить де тальные лингвистические исследования говора лопарей по тракту Кола— Канда лакша оказалось нецелесообразным. У ученых возникло намерение с открыти ем навигации на Белом море отправиться в Восточную Лапландию, к лопарям, ме нее затронутым русской культурой. В Кандалакше Кастрен и Лёнрот прода ли более не нужные им "керисы, шубы и прочие лапландские принадлежности” местному торговцу Павкову и отправи лись в Архангельск. Здесь пути ученых разошлись. Лёнрот направился в Каре лию, а серьезно больной Кастрен стал готовиться к плаванию на Понойский бе рег. "Постоянное мое нездоровье — следствие моих разъездов прошлой зимой по Лапландии, — отмечал Кастрен, — не могло благоприятствовать путеше ствию по стране дикой и пустынной” . Но желание изучить лопарский язык там, где он лучше всего сохранился от внешних воздействий, было так сильно, что Лёнрот не смог отговорить своего коллегу от по ездки. Кастрен воспользовался поморской ло- дьей, направлявшейся на Мурман, "с тру дом дотащился” до нее и 27 июня 1842 года начал новое путешествие. Он наде ялся поправиться в пути, высадиться на лапландский берег близ Трех островов и затем пешком пройти в стойбища лопа рей. Погода не способствовала плаванию. По безветрию целую неделю пришлось стоять на якоре возле какого-то малень кого острова. От жары портились продук ты. Ни в каюте, ни на палубе не было спасения от вони. Мореходы сидели без дела, "жарясь на жгучем солнце” . Ста рик-помор поведал Кастрену легенду о великане-викинге, который некогда брал с промышленников Мурмана дань, но затем потерпел поражение в едино борстве с одним неказистым на вид рус ским парнем, исполнявшим у рыбаков обязанности стряпухи. Свою победу над иноземцем он, по словам рассказчика, увековечил "надписью на скале Аники- ева острова". 4 июля подул ветер. Вскоре лодья при стала в 20 верстах от села Поной. После недолгого безветрия разразилась страш ная буря, судно сорвало с якоря и понес ло на восток, в открытое море. Валы воды перелетали через палубу, лодья трещала... На другой день стихия немного улеглась. Корабль подошел к Зимнему берегу. Болезнь свалила Кастрена; он метался в бреду. В восьми верстах нахо дились две жалкие лачуги рыбаков. Мо реходы отвели ученого в жилье, а сами поплыли дальше. Здесь Кастрена нашли солдаты таможенной команды и на шлюпке доставили в Архангельск. "Тем и кончилось, без всякой пользы для нау ки, мое жалкое путешествие в Терскую Лапландию” , — заключает свое повест вование Кастрен. Из Архангельска М. А. Кастрен в зиму отправился в еще более трудное и рис кованное путешествие — в самоедские тундры и далее, в северную Сибирь, где проделал невероятно обширную работу по изучению финно-угорских языков. Со ветские исследователи справедливо на зывают Кастрена "героем ” и "гигантом” (Д. В. Бубрих), "величайшим финноло- гом" (Н. Н. Поппе). Путевые записки М. А. Кастрена о пре бывании на Кольском полуострове явля ются ценным источником знаний о жизни местного населения 150 лет тому назад.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz