Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 150 лет тому назад выдающиеся финские ученые лингвист 1 Матиас Кастрен и издатель рун ’’Калевала” Элиас Лёнрот со- 1 вершили поездку по Русскому Северу. Они оставили путевые записки. Лёнрот рассказывает в них преимущественно о Каре- 1 лии, а Кастрен сообщает немало интересного о жизни населе­ ния Российской Лапландии. 1. НА ОЛЕНЯХ В НЕВЕДОМОЕ Путешественники XIX века обычно зна­ комились с Лапландией летом. Огром­ ные, почти незаселенные пространства кольской земли, снежные бури и морозы, отсутствие постоялых дворов, примитив­ ные средства передвижения делали по­ ездку по Заполярью трудной и опасной. Почти никто не решался заниматься ис­ следованием Крайнего Севера в зимнее время. Кастрен и Лёнрот едва ли не пер­ вые с чисто научными целями отправи­ лись из Приботнии на Мурман и Бело- морье. Матиас Александр Кастрен (1813— 1852) родился в городе Рованиеми в семье священника. В 12 лет осиротел. По окончании средней школы в Оулу по­ ступил в Хельсинкский университет, где стал специализироваться на изучении финских языков уральской ветви. В 1838— 1839 годах, будучи уже доцен­ том, М. А. Кастрен осваивал живую речь населения Финской Лапландии и Каре­ лии, а в ноябре 1841 года отправился изучать язык финно-угров, обитавших на Крайнем Севере России. Его друг и спут­ ник Элиас Лёнрот (1802— 1884) был ос­ нователем первого финского журнала "Мехиляйнен” (''Пчела” ), собирателем карело-финского эпоса "Калевала” (пер­ вое издание — в 1835 году), лирических рун "Кантелетар” и других народных про­ изведений. Маршрут финских ученых от города Торнио шел на Рованиеми, озеро Инари, реку Паз, куда Кастрен и Лёнрот прибыли в конце февраля 1842 года. От Сонгель- ского погоста путешественники направи­ лись в Колу. Езда на оленях для не привыкшего к ней человека, мягко говоря, не пред­ ставляет удовольствия. Пассажир сидел в маленьком "керисе” — санках наподо­ бие лодочки. Снег от ног оленя летел ему прямо в лицо. Там, где снег был неглу­ бок, опас (проводник) двигался впереди на лыжах, ведя за собой свободного оле­ ня, который прокладывал дорогу прочим. Обычно же олени быстро бежали по хол­ мистой, усеянной валунами местности. Седоку приходилось отталкиваться ступ­ нями от камней и низких деревьев, опа­ саясь сломать ногу. В пути исследова­ тели получили немало ушибов. "Один раз, — рассказывает Кастрен, — я на­ ткнулся на березу с такой силой, что от удара об нее у меня полила кровь изо рта и из носу” . Через несколько переездов ученые убеждаются в том, что оленем легко уп­ равлять: "перебросишь вожжу на правую сторону — он бежит, перекинешь на ле­ вую — он останавливается; только при спуске с холма или с горы он слушается уже не вожжи, а собственного побужде­ ния, которое заставляет его бежать как можно быстрее” . На остановках олень втыкает морду в снег и чувствует, есть под ним корм или нет. Если хоть раз, говорит Кастрен, олень пробегал по дан­ ному маршруту, он уже без всяких сле­ дов и признаков дороги привозит седока, куда надо, не сбиваясь с пути. Лопари умело управляются с животны­ ми, украшают их сбрую цветными вышив­ ками, ленточками, колокольчиками и бу­ бенчиками. Для ночлега возчики выбира­ ют укромное место. "Любопытно видеть, — сообщает Кастрен, — как быстро рус­ ский лопарь разводит огонь: нащепает несколько лучин, сломит несколько су­ чьев, расколет два-три чурбана, уставит и уложит все это вокруг смолистого пня — и огонь готов” . Проезжая через Российскую Лаплан­ дию, ученые внимательно присматрива­ лись к быту и верованиям местных жи­ телей. Уже на Паз-реке путешественники увидели каменные кладки, напоминав­ шие фигуру человека. Это были сейды, по представлениям лопарей, — обитали­ ща божества. Они находились, пишет Ка­ стрен, "возле мест охоты и рыбной лов­ ли... По воззрению лопарей, эти идолы... в состоянии даровать человеку здоровье, благосостояние и другие житейские бла­ га... Место вокруг сейда считается свя­ щенным и называется "пассе” . Оттого, — отмечает ученый, — попадается много мест с именами: Пассеваара — священ­ ная гора, Пассе-йока — священная река, Пасс-яврэ —- священное озеро и т. д. Часто на одном месте стоит несколько сейдов: одни — большие, другие — по­ меньше. Вместе они представляли семью богов. Самый большой из них был отцом, хозяином” . Лопари-христиане не отрешились от своих древних, языческих обычаев. По­ клонение сейдам сопровождалось жерт­ воприношением. "Жертвы, — поясняет Кастрен, — состоят по большей части из рогов и костей оленей, особливо диких... Отправляясь на охоту за оленями, лап­ ландцы давали обещание отдать сейду голову и шею оленя, если охота будет удачна” . С сейдами связывались различ­ ные предания. "В обыденной жизни, — продолжает Кастрен, — русские лопа­ ри строго соблюдают предписания право­ славной церкви, в каждом погосте есть часовня, чтобы перекреститься перед иконой. Отправляясь в поездку, они "про ( Окончание себя” творят молитву Отче наш но не имеют почти никакого понятия о духе и учении христианском 2. ПРЕБЫВАНИЕ В КОЛЕ В начале марта, накануне масленицы, путники достигли низовий Туломы. С дальнего холма увидели колоссаль­ ный храм” — 19-главый Воскресенский собор в городе Коле и несколько минут любовались” . 'Это исполинское здание. — писал Кастрен, — с отдаленной точ­ ки... походило на скалу: его многочислен­ ные главки казались в виде одного ог­ ромного купола". Приезжим был оказан самый радуш­ ный прием. ' Все приглашали и принима­ ли нас ласково. Во всю неделю, — сооб­ щал в своем письме Кастрен, — не про­ шло дня, чтоб нас не позвали участвовать в увеселениях города". Масленицу отме­ чали обильными застольями с "множест­ вом разноцветных наливок" и рыбных ку­ шаний. Женщины щеголяли в изысканных нарядах и украшениях. "Наиболее броса­ лась в глаза, — отмечает Кастрен, — шу­ бейка, покрытая красным сукном или бархатом, с богатым золотым шитьем и блестящими жемчугами. Она очень ши­ рока, без рукавов и доходит до чресл. Не менее пышен и головной убор девушек.. Наряд этот и в наше богатое жемчугами время стоит от трех до пяти сот рублей. Самое платье широко и твердо, как ла­ ты... Пышные белые рукава составляют также существенную часть их одежды Кастрен описывает любимое развлече ние колян — катание с горы Соловараки: "Множество женщин и мужчин парами, в маленьких санках, летят с крутой горы вниз. Все лица сияют искренней веселос­ тью... На дворе около 30 градусов моро­ за, а все девицы одеты в шелковые, на легком меху шубейки, в цветные ситце­ вые платья, с красными передниками; на голове только повязка, на р.уках черные бархатные перчатки... Вот катится храб­ рая амазонка, сама правит санками и благополучно съезжает до самого кон­ ца горы. Ее приветствуют громким "ура!” ... Один за другим с головокружи­ тельной скоростью несутся с высокой го­ ры смельчаки, и случается, что чей-либо ухарский спуск кончается падением в груду снега, к великому удовольствию зрителей... Вот в самую середину блес­ тящей толпы влетают санки, набитые мальчишками в изорванных одеждах; они кричат, шумят, звонят колокольчиками и бубенчиками. Гора оглашается взрыва­ ми хохота...” Но вот минула масленичная неделя, на­ ступило похмелье. Не без иронии изобра­ жает Кастрен "высшее общество" горо­ да: "Уездный врач сидит, полуразвалив- шись, на своем широком диване и толку­ ет о тяжелом воздухе и о необходимости предохранять себя от скорбута (цинги). Таможенный пристав жалуется на тяже­ лые времена, обложившие даже и табак пошлиной. Друг его, учитель, советует ему курить контрабандный табак, уверяя, что это Бог простит ему. Сам учитель страдает злокачественной сыпью: ис­ правник — ревматизмом: заседатель по­ казал нам желтые пятна на груди. Стряп­ чий сидит подле истеричной дочери сво­ ей. У городничего и других болит голова. Что же у судьи — решить трудно, потому что он не говорит ни слова. Дамы сидят все по домам и — едят капусту..." Картинка с натуры, напоминающая' за­ рисовки Гоголя или Квитки-Основьянен- ко. Кола того времени состояла из 110 обывательских домов, в которых прожи­ вало 620 человек. Из Колы в середине марта 1842 года Кастрен и Лёнрот выехали в Кандалакшу. 3. ХАРАКТЕР НАСЕЛЕНИЯ Путешественники вдумчиво наблюдали поведение и образ жизни обитателей Кольского Севера и Беломорья. Интересны мысли М. А. Кастрена о рус­ ском населении Крайнего Севера, кото­ рое не походило на его соотечественни­ ков. Финны, отмечал ученый все силы употребляют на скотоводство и земледе­ лие. Они неутомимы в труде, терпеливы и настойчивы, любят свой маленький мирок", свободу и независимость в дей­ ствиях. Не таков русский помор. ’Он кор­ мится только морем — промыслом, от которого жизнь становится подвижной, бродячей, беспокойной, полной планов и спекуляций... Вся сила русского заклю ­ чается в его неистощимой оборотливости, расчетливости и готовности на предпри­ ятия всякого рода... Русский не может оставаться всегда под своей кровлей... Он любит странствовать, бывать в стра­ нах дальних. Вы увидите его летом и в Архангельской гавани, и близ берегов Норвегии; зимою — на дорогах в Москву или Нижний... В целом мире нет народа, который умел бы пользоваться так, как русский, всеми возможными обстоятель­ ствами и даже случайностями, обращая каждую безделицу в свою пользу” . В ито­ ге — "русские пользуются благосостоя­ нием, тогда как финн является здесь обыкновенно в плачевном виде нищего на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz