Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 150 лет тому назад выдающиеся финские ученые лингвист 1 Матиас Кастрен и издатель рун ’’Калевала” Элиас Лёнрот со- 1 вершили поездку по Русскому Северу. Они оставили путевые записки. Лёнрот рассказывает в них преимущественно о Каре- 1 лии, а Кастрен сообщает немало интересного о жизни населе ния Российской Лапландии. 1. НА ОЛЕНЯХ В НЕВЕДОМОЕ Путешественники XIX века обычно зна комились с Лапландией летом. Огром ные, почти незаселенные пространства кольской земли, снежные бури и морозы, отсутствие постоялых дворов, примитив ные средства передвижения делали по ездку по Заполярью трудной и опасной. Почти никто не решался заниматься ис следованием Крайнего Севера в зимнее время. Кастрен и Лёнрот едва ли не пер вые с чисто научными целями отправи лись из Приботнии на Мурман и Бело- морье. Матиас Александр Кастрен (1813— 1852) родился в городе Рованиеми в семье священника. В 12 лет осиротел. По окончании средней школы в Оулу по ступил в Хельсинкский университет, где стал специализироваться на изучении финских языков уральской ветви. В 1838— 1839 годах, будучи уже доцен том, М. А. Кастрен осваивал живую речь населения Финской Лапландии и Каре лии, а в ноябре 1841 года отправился изучать язык финно-угров, обитавших на Крайнем Севере России. Его друг и спут ник Элиас Лёнрот (1802— 1884) был ос нователем первого финского журнала "Мехиляйнен” (''Пчела” ), собирателем карело-финского эпоса "Калевала” (пер вое издание — в 1835 году), лирических рун "Кантелетар” и других народных про изведений. Маршрут финских ученых от города Торнио шел на Рованиеми, озеро Инари, реку Паз, куда Кастрен и Лёнрот прибыли в конце февраля 1842 года. От Сонгель- ского погоста путешественники направи лись в Колу. Езда на оленях для не привыкшего к ней человека, мягко говоря, не пред ставляет удовольствия. Пассажир сидел в маленьком "керисе” — санках наподо бие лодочки. Снег от ног оленя летел ему прямо в лицо. Там, где снег был неглу бок, опас (проводник) двигался впереди на лыжах, ведя за собой свободного оле ня, который прокладывал дорогу прочим. Обычно же олени быстро бежали по хол мистой, усеянной валунами местности. Седоку приходилось отталкиваться ступ нями от камней и низких деревьев, опа саясь сломать ногу. В пути исследова тели получили немало ушибов. "Один раз, — рассказывает Кастрен, — я на ткнулся на березу с такой силой, что от удара об нее у меня полила кровь изо рта и из носу” . Через несколько переездов ученые убеждаются в том, что оленем легко уп равлять: "перебросишь вожжу на правую сторону — он бежит, перекинешь на ле вую — он останавливается; только при спуске с холма или с горы он слушается уже не вожжи, а собственного побужде ния, которое заставляет его бежать как можно быстрее” . На остановках олень втыкает морду в снег и чувствует, есть под ним корм или нет. Если хоть раз, говорит Кастрен, олень пробегал по дан ному маршруту, он уже без всяких сле дов и признаков дороги привозит седока, куда надо, не сбиваясь с пути. Лопари умело управляются с животны ми, украшают их сбрую цветными вышив ками, ленточками, колокольчиками и бу бенчиками. Для ночлега возчики выбира ют укромное место. "Любопытно видеть, — сообщает Кастрен, — как быстро рус ский лопарь разводит огонь: нащепает несколько лучин, сломит несколько су чьев, расколет два-три чурбана, уставит и уложит все это вокруг смолистого пня — и огонь готов” . Проезжая через Российскую Лаплан дию, ученые внимательно присматрива лись к быту и верованиям местных жи телей. Уже на Паз-реке путешественники увидели каменные кладки, напоминав шие фигуру человека. Это были сейды, по представлениям лопарей, — обитали ща божества. Они находились, пишет Ка стрен, "возле мест охоты и рыбной лов ли... По воззрению лопарей, эти идолы... в состоянии даровать человеку здоровье, благосостояние и другие житейские бла га... Место вокруг сейда считается свя щенным и называется "пассе” . Оттого, — отмечает ученый, — попадается много мест с именами: Пассеваара — священ ная гора, Пассе-йока — священная река, Пасс-яврэ —- священное озеро и т. д. Часто на одном месте стоит несколько сейдов: одни — большие, другие — по меньше. Вместе они представляли семью богов. Самый большой из них был отцом, хозяином” . Лопари-христиане не отрешились от своих древних, языческих обычаев. По клонение сейдам сопровождалось жерт воприношением. "Жертвы, — поясняет Кастрен, — состоят по большей части из рогов и костей оленей, особливо диких... Отправляясь на охоту за оленями, лап ландцы давали обещание отдать сейду голову и шею оленя, если охота будет удачна” . С сейдами связывались различ ные предания. "В обыденной жизни, — продолжает Кастрен, — русские лопа ри строго соблюдают предписания право славной церкви, в каждом погосте есть часовня, чтобы перекреститься перед иконой. Отправляясь в поездку, они "про ( Окончание себя” творят молитву Отче наш но не имеют почти никакого понятия о духе и учении христианском 2. ПРЕБЫВАНИЕ В КОЛЕ В начале марта, накануне масленицы, путники достигли низовий Туломы. С дальнего холма увидели колоссаль ный храм” — 19-главый Воскресенский собор в городе Коле и несколько минут любовались” . 'Это исполинское здание. — писал Кастрен, — с отдаленной точ ки... походило на скалу: его многочислен ные главки казались в виде одного ог ромного купола". Приезжим был оказан самый радуш ный прием. ' Все приглашали и принима ли нас ласково. Во всю неделю, — сооб щал в своем письме Кастрен, — не про шло дня, чтоб нас не позвали участвовать в увеселениях города". Масленицу отме чали обильными застольями с "множест вом разноцветных наливок" и рыбных ку шаний. Женщины щеголяли в изысканных нарядах и украшениях. "Наиболее броса лась в глаза, — отмечает Кастрен, — шу бейка, покрытая красным сукном или бархатом, с богатым золотым шитьем и блестящими жемчугами. Она очень ши рока, без рукавов и доходит до чресл. Не менее пышен и головной убор девушек.. Наряд этот и в наше богатое жемчугами время стоит от трех до пяти сот рублей. Самое платье широко и твердо, как ла ты... Пышные белые рукава составляют также существенную часть их одежды Кастрен описывает любимое развлече ние колян — катание с горы Соловараки: "Множество женщин и мужчин парами, в маленьких санках, летят с крутой горы вниз. Все лица сияют искренней веселос тью... На дворе около 30 градусов моро за, а все девицы одеты в шелковые, на легком меху шубейки, в цветные ситце вые платья, с красными передниками; на голове только повязка, на р.уках черные бархатные перчатки... Вот катится храб рая амазонка, сама правит санками и благополучно съезжает до самого кон ца горы. Ее приветствуют громким "ура!” ... Один за другим с головокружи тельной скоростью несутся с высокой го ры смельчаки, и случается, что чей-либо ухарский спуск кончается падением в груду снега, к великому удовольствию зрителей... Вот в самую середину блес тящей толпы влетают санки, набитые мальчишками в изорванных одеждах; они кричат, шумят, звонят колокольчиками и бубенчиками. Гора оглашается взрыва ми хохота...” Но вот минула масленичная неделя, на ступило похмелье. Не без иронии изобра жает Кастрен "высшее общество" горо да: "Уездный врач сидит, полуразвалив- шись, на своем широком диване и толку ет о тяжелом воздухе и о необходимости предохранять себя от скорбута (цинги). Таможенный пристав жалуется на тяже лые времена, обложившие даже и табак пошлиной. Друг его, учитель, советует ему курить контрабандный табак, уверяя, что это Бог простит ему. Сам учитель страдает злокачественной сыпью: ис правник — ревматизмом: заседатель по казал нам желтые пятна на груди. Стряп чий сидит подле истеричной дочери сво ей. У городничего и других болит голова. Что же у судьи — решить трудно, потому что он не говорит ни слова. Дамы сидят все по домам и — едят капусту..." Картинка с натуры, напоминающая' за рисовки Гоголя или Квитки-Основьянен- ко. Кола того времени состояла из 110 обывательских домов, в которых прожи вало 620 человек. Из Колы в середине марта 1842 года Кастрен и Лёнрот выехали в Кандалакшу. 3. ХАРАКТЕР НАСЕЛЕНИЯ Путешественники вдумчиво наблюдали поведение и образ жизни обитателей Кольского Севера и Беломорья. Интересны мысли М. А. Кастрена о рус ском населении Крайнего Севера, кото рое не походило на его соотечественни ков. Финны, отмечал ученый все силы употребляют на скотоводство и земледе лие. Они неутомимы в труде, терпеливы и настойчивы, любят свой маленький мирок", свободу и независимость в дей ствиях. Не таков русский помор. ’Он кор мится только морем — промыслом, от которого жизнь становится подвижной, бродячей, беспокойной, полной планов и спекуляций... Вся сила русского заклю чается в его неистощимой оборотливости, расчетливости и готовности на предпри ятия всякого рода... Русский не может оставаться всегда под своей кровлей... Он любит странствовать, бывать в стра нах дальних. Вы увидите его летом и в Архангельской гавани, и близ берегов Норвегии; зимою — на дорогах в Москву или Нижний... В целом мире нет народа, который умел бы пользоваться так, как русский, всеми возможными обстоятель ствами и даже случайностями, обращая каждую безделицу в свою пользу” . В ито ге — "русские пользуются благосостоя нием, тогда как финн является здесь обыкновенно в плачевном виде нищего на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz