Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Факты, события, люди 217 Возникает вопрос: кем был этот человек, какая среда породила его и почему он с рукописями, составленными для карелов, находился на Кольском полуострове, а не в Карелии? Аргументированных и равно значных ответов на эти вопросы в совет ской исторической литературе нет. В. В. Мавродин считает Федора Жиденова обра зованным «русским помором»3. В «Очерках истории СССР» «философ» из Кандалакши именуется Федором Чудиновым и рассмат ривается как «первый известный нам ка рельский писатель», который составил свою «Историю» на основе «собранных им на родных преданий о прошлом родного к р а я» 4. В. В. Пименов отнес Федора Чу динова к «замечательным представителям передовой общественной мысли того вре мени, для которых вопросы науки стояли на первом плане... Чудинов с полным ос нованием может быть назван первым исто риком Карелии» 5. Фамилию «философа» в немецком ориги нале можно прочитать по-разному: «Жиде- нов», «Цнденов», «Зиденов», но маловероят но, чтобы она звучала как «Чудинов». Тем более нельзя считать, что «судя по фами лии», как пишут некоторые авторы, он яв лялся карелом. Записки Салингена содер жат и другие опознавательные признаки. Это был человек, хорошо знавший «историю Карелии и Лапландии» и, по-видимому, не малое время проживший в этих краях; «философ», прёдставитель какого-то идей ного, скорее всего религиозного, течения; человек большой книжной культуры, так владевший карельским языком, что мог со ставить для него письменность, заинтере сованный в укреплении православия, дол жно быть, духовный деятель; он каким-то образом был связан с Соловецким мона стырем и Кандалакшей. Внимательное рассмотрение всех данных об этом книжнике, а также наличие точной даты его пребывания в Кандалакше при водят к убеждению, что им был не кто иной, как Феодорит. Основные сведения о 3 В. В. М а в р о д и н . Указ. соч., стр. 101; е г о ж е. Русское и карельское мореходство на севере Европы. «На рубеже» (Петроза водск), 1956, № 3, стр. 164. 4 «Очерки истории СССР. Период феода лизма. Конец XV в.— начало XVII в.». М. 1955, стр. 637. ■ 5 В. В. П и м е н о в , Е. М. Э п ш т е й н . Карелия глазами путешественников и ис следователей ХѴШ и XIX веков. Петроза водск. 1969, стр. 8. нем содержатся в сочинении князя А. М. Курбского «История о великом князе Мо сковском» (1573 год). А. М. Курбский лич но знал Феодориіа и рассказа.! о его жиз ни и деятельности, «яко сам он поведал» ему. Уроженец Ростова Великого, Феодорит 13 лет отправился на Соловки, где через год был пострижен в монахи. В течение 15 лет он жил в послушании у соловецкого игумена Зосимы, после чего подвизался не которое время на р. Свири, а затем два года — в Кирилло-Белозерском монастыре. В середине XVI в. Феодорит перебрался в Троице-Сергиев монастырь, где, по словам А. М. Курбского, прожил четыре года и сблизился с одним из идеологов нестяжа- тельства, бывшим митрополитом Иоасафом Белобаевым 6. В 1551 г. игуменом Троице- Сергиева монастыря стал наиболее ради кальный представитель нестяжателей Ар темий. По его приглашению сюда переез жает известный мыслитель и публицист Максим Грек, который был сторонником нестяжательства. Единомышленник Артемия Феодорит получает должность архимандри та суздальского Спасо-Евфимиевского мо настыря 7. В январе 1554 г. Артемий был предан суду по обвинению в ереси, отлу чен от церкви и сослан на «вечное заточе ние» в Соловецкий монастырь, откуда вско ре бежал в Литву. Феодорит и Иоасаф вызывались по делу Артемия в Москву в качестве свидетелей. Они выступили в его защиту. Однако показания Феодорита опротестовал суздальский епископ Афана сий, который объявил Феодорита «соглас- ником» Артемию в его «ереси» 8. После про цесса Артемия Феодорит подвергся опале, был лишен должности настоятеля Спасо- Евфимиевского монастыря и отослан в Кн- рилло-Белозерский монастырь.. ( Приведенные Курбским сведения хроно логически неточны: указанные им сроки пребывания Феодорита в разных монасты рях не укладываются в рамки исторических событий того времени. Но основные вехи жизненного пути Феодорита согласуются с данными других источников. В 1557 г. Фео дорит по поручению Ивана Грозного от правился за грамотой восточных православ ных патриархов на утверждение царского титу.ча . Он успешно справился с миссией и был щедро вознагражден за это. Царь, по 6 «Русская историческая библиотека» .(РИБ). Т. XXXI. СПБ. 1914, стб. 324—329. 7 А. А. 3 и м и н И. С. Перееветов и его современники. М. 1958, стр. 156. в Там же, стр. 161.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz