Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
В сентябре а и и а и ш а исполняется 50 лет явившихся на Кольский полу остров в 1883 году вместе с оленеводами коми (ижемцами) в качество наемных пастухов. Необыкновенный экспонат привлек внимание устроителей выставки задолго до ее откры тия. Однажды в павильон за шел высокий, красивый м уж чи на в длинном сюртуке и по просил: «Можно посмотреть?» Это был дру г С. И. Мамонтова Федор Иванович Шаляпин. Ве ликий певец залюбовался Вась- ной, сказал: «Какая замечатель ная зверюга! А можно его по гладить?» Когда Шаляпин при близился, тюлень, ударив лас том, окатил его водой, чем вы звал восторг весело настроен ного артиста. Своеобразным артистом был и Васька. «Самоед Василий, ко торого я тоже привез с собой, которой присутствует «извест ная недосказанность», позво ляющая зрителю «дополнить картину собственными чувства ми и представлениями». Советский искусствовед Н. М. Молева отзывалась о Корови не как о мастере эмоциональ ного сюжета. «Каждый его се верный этюд — это пережи вание, часто не лишенное дра матичности... Для Коровина, — заключает Молева, — мурман ская поездка послужила о кон чательному определению се бя... во внутреннем процессе творческого становления...» Народный художник СССР со дня кончины выдающегося художника Константина Алексеевича Коровина, — сообщал Коровин во время подготовки экспозиции, — по могает мне, старается, меняет воду в оцинкованном ящике , в котором сидит у нас живой, милейший тюлень... Василий кормит его живой плотвой и сам, потихоньку выпив водки, тоже занусывает живой рыбеш кой. Учит тюленя, поназывая ему рыбку, кричать «ура!» — Урр...а, ур...а-а-а... Тюлень т а к чудно подражает и тоже кричит: «Урр...а...» Летом 1896 года павильон «Крайний Север» посетили сотни тысяч людей. С. И. Ма монтов был доволен успехом экспозиции: «Пусть посмотрят, каков он, наш Русский Север!», а оформителю павильона К. А. Коровину, между прочим, по ведал: «Тюлень ваш имел ус пех. В Нижнем был государь (Николай II). Когда он был на выставке, шел дождь, началась буря, град, стекла повыбило. В нашем Северном отделе тю лень выскочил и закричал «ура!». Государь был изумлен. Самоеду Василию приказал выдать часы и сто рублей...» ТРИУМФ КОРОВИНА '"ТОВАРИЩЕСТВО передвиж- * ных художественных вы ставок устраивало ежегодный показ новых картин. На XXIII выставку в 1895 году Коровин представил два полотна — «Ут ро» и «За северным поляр ным кругом», которые считал наиболее значимыми работа ми. Жюри выставки дало им высокую оценку. Однако «ста рые» передвижники, которые главным в картине считали сю жет, социально острое содер жание, не вполне одобряли новшества Коровина, е го кра сочные, эмоциональные пейза жи. Подлинный триумф — все мирное признание и популяр ность — принесли Коровину огромные пейзажные панно, показанные в Русском отделе на Всемирной выставке в Па риже в 1900 году. При напи сании их были использованы северные этюды 1894 года. За свои работы Коровин получил две золотые и две серебря ные медали (одна золотая м е даль присуждена по отделу прикладного искусства, другая — по отделу живописи за де коративное панно, при этом за награждение Коровина голосо вало 40 человек из 45, состав лявших жюри). За устройство Русского от дела на Всемирной выставке французское правительство на градило К. А. Коровина орде ном Почетного легиона. В 1903 году Коровин стано вится лидером объединения «Союз русских художников», появление которо го знаменова ло возникновение нового на правления в искусстве. Для творчества художников этого объединения характерны демо кратизм, интерес к родной при роде и самобытным чертам народной жизни, декоративная живопись, обращение к пленэ ру (изображению воздушной среды). И. УШАКОВ, краевед. Б. В. Иогансон писал в 1963 году: «Все, кто любят и пони мают живопись, любят рус скую природу, не могут не лю бить живописи К. А. Корови на», наделенного «исключи тельным глазом колориста». Он находил «точнейшие и тончай шие красочные соотношения, характеризующие живое... Не обычайно эмоциональный, не терпеливый к действию, он легко загорался перед тем, что занимало его живописный азор... Архангельск с рыбны ми базарами, строем мачт ры боловецких судов, олени в тундре... Во всем он находил поэзию правды живописи. Ве зде артист с «листа природы», как музыкант с листа нот, иг рает свою красочную симфо нию... Это — Моцарт живопи си». ПАВИЛЬОН КРАЙНЕГО СЕВЕРА П О ВОЗВРАЩЕНИИ с Мур- “ мана С. И. Мамонтов по просил К. А. Коровина сделать проект здания для размещения в нем на Нижегородской вы ставке предметов, показываю щих экономику и природные богатства Русского Севера. Оригинальный проект Коро вина понравился за казчику . Здание строилось под наблюде нием художника , он ж е и за нялся оформлением экспози ции. На основе этюдов, приве зенных с Севера, Коровин пи шет огромные пейзажные пан но. Одно из них — «Екатери нинская гавань Мурманского побережья» — было превраще но в диораму: к нему приста вили намни, чучела птиц, оле ней, белого медведя. Другие панно показывали хозяйствен ную жизнь края: «Охота на моржей», «Снимание жи р а с ки та», «Фактория на Мурмане. Рыба палтус. Поморы», «Стадо оленей». Выделялась картина «Лов рыбы», которая изобража ла полную опасности трудовую жизнь промыслового населения: в бурном море на утлых судах рыбаки мужественно противо стоят стихии. Коровин работал с большим увлечением, стремился дать яр кое и правдивое представле ние о Русском Севере. «Стара юсь, — писал он, — создать в просторном павильоне Се верного отдела то впечатле ние, вызвать у зрителя то чув ство, которое я испытал там, на Севере. Вешаю необделан ные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстя ные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей — чудовищные шкуры белух, че люсти кита». Отдел № 20 — «Крайний Се вер» сильно отличался от остальных павильонов Всерос сийской выставки 1896 года. Художник В. Д. Поленов отме чал, что он, украшенный к о ровинскими панно, «чуть не са мый живой и талантливый на выставке». Одним из наилучших и при влекательных экспонатов в па вильоне был живой тюлень по прозвищу Васька, ставший лю бимцем публики. На выставку в Нижний Нов город тюлень прибыл с его дрессировщиком самоёдом (нен цем) Василием. В воспоминани ях Коровина не сказано, о тку да он происходил. Возможно, он был из числа самоедов, жить здесь навсегда». В 70 летнем возрасте, вспоминая об этом желании, художник с от тенком сожаления писал, что, видимо, ему выпала такая судь ба — не жить на Севере, к о торый так располагал к твор честву. «Это был какой-то д р у гой мир, — говорил Коровин, — мир небес и тихой зеркаль ной воды... в своем торжест венном вещании тайн жизни». За короткий срок К. А. К о ровин создал следующие этю ды мурманского цикла: «Свя той Нос», «Полночное солнце на Мурмане», «Сувой», «Ост ров Витте», «Становище Тери- берка на Мурмане», «Устье реки Териберки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Цер ковь и кладбище в Еретиках». «Мурманский лов рыбы яруса ми в море», «Сентябрь в Пе ченге», «Ручей святого Трифо на», «Норвежский домик в Пе ченге», «Водопад святого Три фона», «Церковь на Пазреке», «Лапландский фильман — вла делец оленьих стад». Ряд этю дов Коровин написал в Север ной Норвегии («Норд-Кап», «Северное сияние в Гаммерфе- сте») и в Архангельске («Рыб ная пристань», «Тундра»). В. А. Серовым написаны 9 этюдов («Поморы», «Пароход «Ломоносов», «Трифоно-Пе- ченгский монастырь» и др у гие). Северные этюды Коровина и Серова в 1895 году были вос произведены в книге Евгения Львова (псевдоним Е. В. Коче това) «По Студеному морю . Поездка на Север», изданной в Москве. После показа на вы ставке работы, написанные на Мурмане, попали в Третьяков с кую галерею, где они хранят ся и сейчас. Этюды Коровина — не про сто зарисовка натуры. Худож ни к стремился создать образ воспринимаемой им действи тельности, передать зрителю свое волнение, возникшие в душе чувства. Это эмоциональ ные пейзажи , в ноторых важ ную роль играет краска , цвет (колор), хотя и не снижается значение композиции, разме щения и сочетания зримых объ. ектов. Так , на картине «Ледо витый океан» видим огромное водное пространство, громад ные волны обрушиваются на берег. Это образ могучей сти хии Севера. Свинцосо-серая, местами темная, гамма красок передает напряженность, смя тение, возникающие при виде бушующего океана. Иное настроение рождает этюд «Ручей святого Трифона». Участок тундры, скупая зелень под бесцветным небом, обомше лые валуны, плавное течение речки создают в душе спокой ствие, умиротворенность. Этюд «Мурманский берег» — образ суровой природы Край него Севера, ее мрачности, да вящей тяжести . Чтобы вернее судить о каче стве и значимости произведе ний Коровина, обратимся к мнениям специалистов. Живописец Н. В. Досекин в 1894 году отметил такие осо бенности художественного творчества Коровина, как стремление передать «поэтиче ское настроение... эмоциональ ное состояние» человека, это — «лиризм в живописи», в человека, который в свое время познакомил русское общество с жизнью Мурмана, дал зрительное восприятие нашего края тый океан», — думает Коровин и вспоминает слова С. И. Ма монтова: «Наш Север — это целая страна, край огромного богатства... Туда нужно бросить капиталы и поднять энергию живого, сильного народа, а у нас все сидят на сундуках и не дают деньги...» Наконец художники достига ют Печенги. Поселяются в м о настырском доме, окна кото ро го выходят на залив. Дымя, ушел «Ломоносов». Всматрива ются в о кружающих людей. Бросается в глаза молодой ка рел, местный пастух оленей. Парень — франт: одет в яр кий зипун, обшитый зелеными, желтыми, белыми и голубыми кантами; на голове — белая песцовая шапка с красным помпоном ; белая рубашка в цветных лентах, на руках коль ца с драгоценными камнями. Все интересно, необыкновен но. Собаки-лайки. Умно и приветливо смотрят олени. Их большие рога «покрыты бурым бархатом». Смирных красавцев можно погладить. «До чего любопытно кругом, восхищал ся я, — вспоминает Коровин о своем пребывании на М у р мане. — Светит ночное солн це. В природе удивительные краски». Утром Серов будит товари ща: «Посмотри, какие чудеса!» Коровин, выглянув в окно, не сразу понимает, что это та кое — весь берег залива «по крыт расплавленным светлым серебром». Монах поясняет: ночью тюлени загнали о гр ом ную массу сельди, и вот лежит она толстым слоем на берегу. Вскоре появились несметные стаи чаек, закрыли небо, в комнате пришлось зажечь све чу. Птицы издавали неумолч ный плачущий крик , облепили землю, с жадностью пожирали рыбу, не обращая внимания на людей. Коровин вышел на берег. Чайки садились на пле чи и голову. Закончив пир, они покинули залив, расселись на близлежащих скалах. А вечером того же дня — другое необыкновенное зре лище: монах кормил дикого медведя хлебом, а потом от гонял его, стукая фонарем по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz