Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

В сентябре а и и а и ш а исполняется 50 лет явившихся на Кольский полу­ остров в 1883 году вместе с оленеводами коми (ижемцами) в качество наемных пастухов. Необыкновенный экспонат привлек внимание устроителей выставки задолго до ее откры ­ тия. Однажды в павильон за ­ шел высокий, красивый м уж чи ­ на в длинном сюртуке и по­ просил: «Можно посмотреть?» Это был дру г С. И. Мамонтова Федор Иванович Шаляпин. Ве­ ликий певец залюбовался Вась- ной, сказал: «Какая замечатель­ ная зверюга! А можно его по­ гладить?» Когда Шаляпин при близился, тюлень, ударив лас­ том, окатил его водой, чем вы­ звал восторг весело настроен­ ного артиста. Своеобразным артистом был и Васька. «Самоед Василий, ко ­ торого я тоже привез с собой, которой присутствует «извест­ ная недосказанность», позво ­ ляющая зрителю «дополнить картину собственными чувства­ ми и представлениями». Советский искусствовед Н. М. Молева отзывалась о Корови ­ не как о мастере эмоциональ­ ного сюжета. «Каждый его се­ верный этюд — это пережи ­ вание, часто не лишенное дра ­ матичности... Для Коровина, — заключает Молева, — мурман ­ ская поездка послужила о кон ­ чательному определению се­ бя... во внутреннем процессе творческого становления...» Народный художник СССР со дня кончины выдающегося художника Константина Алексеевича Коровина, — сообщал Коровин во время подготовки экспозиции, — по­ могает мне, старается, меняет воду в оцинкованном ящике , в котором сидит у нас живой, милейший тюлень... Василий кормит его живой плотвой и сам, потихоньку выпив водки, тоже занусывает живой рыбеш­ кой. Учит тюленя, поназывая ему рыбку, кричать «ура!» — Урр...а, ур...а-а-а... Тюлень т а к чудно подражает и тоже кричит: «Урр...а...» Летом 1896 года павильон «Крайний Север» посетили сотни тысяч людей. С. И. Ма ­ монтов был доволен успехом экспозиции: «Пусть посмотрят, каков он, наш Русский Север!», а оформителю павильона К. А. Коровину, между прочим, по ­ ведал: «Тюлень ваш имел ус ­ пех. В Нижнем был государь (Николай II). Когда он был на выставке, шел дождь, началась буря, град, стекла повыбило. В нашем Северном отделе тю ­ лень выскочил и закричал «ура!». Государь был изумлен. Самоеду Василию приказал выдать часы и сто рублей...» ТРИУМФ КОРОВИНА '"ТОВАРИЩЕСТВО передвиж- * ных художественных вы­ ставок устраивало ежегодный показ новых картин. На XXIII выставку в 1895 году Коровин представил два полотна — «Ут­ ро» и «За северным поляр ­ ным кругом», которые считал наиболее значимыми работа­ ми. Жюри выставки дало им высокую оценку. Однако «ста­ рые» передвижники, которые главным в картине считали сю ­ жет, социально острое содер ­ жание, не вполне одобряли новшества Коровина, е го кра ­ сочные, эмоциональные пейза­ жи. Подлинный триумф — все­ мирное признание и популяр ­ ность — принесли Коровину огромные пейзажные панно, показанные в Русском отделе на Всемирной выставке в Па­ риже в 1900 году. При напи­ сании их были использованы северные этюды 1894 года. За свои работы Коровин получил две золотые и две серебря ­ ные медали (одна золотая м е ­ даль присуждена по отделу прикладного искусства, другая — по отделу живописи за де ­ коративное панно, при этом за награждение Коровина голосо­ вало 40 человек из 45, состав­ лявших жюри). За устройство Русского от­ дела на Всемирной выставке французское правительство на­ градило К. А. Коровина орде ­ ном Почетного легиона. В 1903 году Коровин стано­ вится лидером объединения «Союз русских художников», появление которо го знаменова­ ло возникновение нового на­ правления в искусстве. Для творчества художников этого объединения характерны демо ­ кратизм, интерес к родной при ­ роде и самобытным чертам народной жизни, декоративная живопись, обращение к пленэ­ ру (изображению воздушной среды). И. УШАКОВ, краевед. Б. В. Иогансон писал в 1963 году: «Все, кто любят и пони­ мают живопись, любят рус ­ скую природу, не могут не лю ­ бить живописи К. А. Корови ­ на», наделенного «исключи­ тельным глазом колориста». Он находил «точнейшие и тончай­ шие красочные соотношения, характеризующие живое... Не­ обычайно эмоциональный, не­ терпеливый к действию, он легко загорался перед тем, что занимало его живописный азор... Архангельск с рыбны ­ ми базарами, строем мачт ры ­ боловецких судов, олени в тундре... Во всем он находил поэзию правды живописи. Ве­ зде артист с «листа природы», как музыкант с листа нот, иг­ рает свою красочную симфо­ нию... Это — Моцарт живопи ­ си». ПАВИЛЬОН КРАЙНЕГО СЕВЕРА П О ВОЗВРАЩЕНИИ с Мур- “ мана С. И. Мамонтов по ­ просил К. А. Коровина сделать проект здания для размещения в нем на Нижегородской вы­ ставке предметов, показываю ­ щих экономику и природные богатства Русского Севера. Оригинальный проект Коро­ вина понравился за казчику . Здание строилось под наблюде­ нием художника , он ж е и за ­ нялся оформлением экспози­ ции. На основе этюдов, приве­ зенных с Севера, Коровин пи­ шет огромные пейзажные пан ­ но. Одно из них — «Екатери ­ нинская гавань Мурманского побережья» — было превраще­ но в диораму: к нему приста­ вили намни, чучела птиц, оле­ ней, белого медведя. Другие панно показывали хозяйствен­ ную жизнь края: «Охота на моржей», «Снимание жи р а с ки ­ та», «Фактория на Мурмане. Рыба палтус. Поморы», «Стадо оленей». Выделялась картина «Лов рыбы», которая изобража ­ ла полную опасности трудовую жизнь промыслового населения: в бурном море на утлых судах рыбаки мужественно противо­ стоят стихии. Коровин работал с большим увлечением, стремился дать яр ­ кое и правдивое представле­ ние о Русском Севере. «Стара­ юсь, — писал он, — создать в просторном павильоне Се­ верного отдела то впечатле­ ние, вызвать у зрителя то чув­ ство, которое я испытал там, на Севере. Вешаю необделан­ ные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстя­ ные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей — чудовищные шкуры белух, че­ люсти кита». Отдел № 20 — «Крайний Се­ вер» сильно отличался от остальных павильонов Всерос­ сийской выставки 1896 года. Художник В. Д. Поленов отме­ чал, что он, украшенный к о ­ ровинскими панно, «чуть не са­ мый живой и талантливый на выставке». Одним из наилучших и при­ влекательных экспонатов в па­ вильоне был живой тюлень по прозвищу Васька, ставший лю­ бимцем публики. На выставку в Нижний Нов­ город тюлень прибыл с его дрессировщиком самоёдом (нен­ цем) Василием. В воспоминани­ ях Коровина не сказано, о тку ­ да он происходил. Возможно, он был из числа самоедов, жить здесь навсегда». В 70­ летнем возрасте, вспоминая об этом желании, художник с от­ тенком сожаления писал, что, видимо, ему выпала такая судь­ ба — не жить на Севере, к о ­ торый так располагал к твор­ честву. «Это был какой-то д р у ­ гой мир, — говорил Коровин, — мир небес и тихой зеркаль­ ной воды... в своем торжест­ венном вещании тайн жизни». За короткий срок К. А. К о ­ ровин создал следующие этю­ ды мурманского цикла: «Свя­ той Нос», «Полночное солнце на Мурмане», «Сувой», «Ост­ ров Витте», «Становище Тери- берка на Мурмане», «Устье реки Териберки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Цер­ ковь и кладбище в Еретиках». «Мурманский лов рыбы яруса­ ми в море», «Сентябрь в Пе­ ченге», «Ручей святого Трифо­ на», «Норвежский домик в Пе­ ченге», «Водопад святого Три­ фона», «Церковь на Пазреке», «Лапландский фильман — вла­ делец оленьих стад». Ряд этю дов Коровин написал в Север­ ной Норвегии («Норд-Кап», «Северное сияние в Гаммерфе- сте») и в Архангельске («Рыб­ ная пристань», «Тундра»). В. А. Серовым написаны 9 этюдов («Поморы», «Пароход «Ломоносов», «Трифоно-Пе- ченгский монастырь» и др у ­ гие). Северные этюды Коровина и Серова в 1895 году были вос ­ произведены в книге Евгения Львова (псевдоним Е. В. Коче ­ това) «По Студеному морю . Поездка на Север», изданной в Москве. После показа на вы­ ставке работы, написанные на Мурмане, попали в Третьяков­ с кую галерею, где они хранят­ ся и сейчас. Этюды Коровина — не про­ сто зарисовка натуры. Худож ­ ни к стремился создать образ воспринимаемой им действи­ тельности, передать зрителю свое волнение, возникшие в душе чувства. Это эмоциональ­ ные пейзажи , в ноторых важ ­ ную роль играет краска , цвет (колор), хотя и не снижается значение композиции, разме­ щения и сочетания зримых объ. ектов. Так , на картине «Ледо­ витый океан» видим огромное водное пространство, громад­ ные волны обрушиваются на берег. Это образ могучей сти­ хии Севера. Свинцосо-серая, местами темная, гамма красок передает напряженность, смя­ тение, возникающие при виде бушующего океана. Иное настроение рождает этюд «Ручей святого Трифона». Участок тундры, скупая зелень под бесцветным небом, обомше­ лые валуны, плавное течение речки создают в душе спокой­ ствие, умиротворенность. Этюд «Мурманский берег» — образ суровой природы Край ­ него Севера, ее мрачности, да­ вящей тяжести . Чтобы вернее судить о каче ­ стве и значимости произведе­ ний Коровина, обратимся к мнениям специалистов. Живописец Н. В. Досекин в 1894 году отметил такие осо ­ бенности художественного творчества Коровина, как стремление передать «поэтиче­ ское настроение... эмоциональ­ ное состояние» человека, это — «лиризм в живописи», в человека, который в свое время познакомил русское общество с жизнью Мурмана, дал зрительное восприятие нашего края тый океан», — думает Коровин и вспоминает слова С. И. Ма­ монтова: «Наш Север — это целая страна, край огромного богатства... Туда нужно бросить капиталы и поднять энергию живого, сильного народа, а у нас все сидят на сундуках и не дают деньги...» Наконец художники достига­ ют Печенги. Поселяются в м о ­ настырском доме, окна кото ­ ро го выходят на залив. Дымя, ушел «Ломоносов». Всматрива­ ются в о кружающих людей. Бросается в глаза молодой ка­ рел, местный пастух оленей. Парень — франт: одет в яр ­ кий зипун, обшитый зелеными, желтыми, белыми и голубыми кантами; на голове — белая песцовая шапка с красным помпоном ; белая рубашка в цветных лентах, на руках коль ­ ца с драгоценными камнями. Все интересно, необыкновен­ но. Собаки-лайки. Умно и приветливо смотрят олени. Их большие рога «покрыты бурым бархатом». Смирных красавцев можно погладить. «До чего любопытно кругом, восхищал­ ся я, — вспоминает Коровин о своем пребывании на М у р ­ мане. — Светит ночное солн­ це. В природе удивительные краски». Утром Серов будит товари­ ща: «Посмотри, какие чудеса!» Коровин, выглянув в окно, не сразу понимает, что это та­ кое — весь берег залива «по­ крыт расплавленным светлым серебром». Монах поясняет: ночью тюлени загнали о гр ом ­ ную массу сельди, и вот лежит она толстым слоем на берегу. Вскоре появились несметные стаи чаек, закрыли небо, в комнате пришлось зажечь све­ чу. Птицы издавали неумолч­ ный плачущий крик , облепили землю, с жадностью пожирали рыбу, не обращая внимания на людей. Коровин вышел на берег. Чайки садились на пле­ чи и голову. Закончив пир, они покинули залив, расселись на близлежащих скалах. А вечером того же дня — другое необыкновенное зре ­ лище: монах кормил дикого медведя хлебом, а потом от­ гонял его, стукая фонарем по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz