Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ИСТОРИИ ЭКСПЕДИЦИЙ обработкой собранных материалов, • сотрудничала в журналах, написала ряд статей н популярных очерков о наро дах Севера. После смерти бра та Вера Николаевна собрала, отредактировала, снабдила библиографическими указате лями и издала в четырех томах лекции по этнографии, читанные братом. В 1902 году она опубли ковала книжечку «для чи тален народной школы* — «Лопари* — правдивое опи сание природы и жизни аборигенов Кольского по- л^ острова. В. Н. Харузина была пер вой в России женщиной — профессором этнографии. Курс разработанных ею лек ций был издан в двух томах. Научная « педагогическая деятельность В. Н. Хару- зиной заслуживает тем боль шей признательности, что она велась женщиной в ус ловиях постоянных физи ческих страданий. Тяжелая болезнь, постепенно усили ваясь. лишила исследова тельницу возможности пе редвижения. В последние годы, как свидетельствуют ее коллеги, "прикованная к своему креслу, с трудом пе ревертывая листы к н и г и , Ве ра Николаем» не прекраша- .-н своих этнографических занятий*. Л ЕТОМ 1887 года на Кольский полуостров P U fe x a .n i студенты Петер бургского университета А. Ященко и В. Семевскнй. Сбщество естествоиспыта телей командировало их для изучения животного ми ра центральной и западной части российской Лаплан дии. В Колс они встретили ра душный прием у врача М. Стафиевского. который показал им изделия саам ских умельцев — «миниа тюрные копни лопарских меховых шапок» и .модель санок. Александр Леонидо- ьнч Ященко решил соста вить этнографическую кол лекцию из подобных веиіей с тем, чтобы затем пере дать ее Географическому обществу. Поселившись близ Еко- стровского погоста, иссле дователи ежедневно с про водниками ходили по боло там и лесам в поисках представителей местной фа уны. Лопари относились к «заезжим иноплеменникам» недоверчиво. Однако зооло ги вели себя просто, угоща ли чаем, не скупились на мелкие подарки и постепен но настолько сблизились с лопарями, что те стали очень откровенны в разгово рах, согласились сделать кое-какие вещи и принад лежности зимнего лопарско го костюма. С восхищением отзыва ется Ященко о «лопарских искусниках*, сработавших для него различные подел ки — модели амбара, саней, лодки... Вещи, «изготовлен ные по моему заказу, сдела ли бы честь хорошему сто ляру. А при вышивке бисе ром иные лопарки выказы вают искусство и фантазию, нередко с большим изяще ством...-> Обстоятельно описывает Ященко занятия саамов. Сугубо мужским считается •олений промысел», то есть охота на дикого оленя. По словам саамов, «промысел» этот почитается благородным и бабьему уму недоступным». Охота на птиц — глухарей, куропаток, гусей, уток — яв ляется «детским промыслом». «Молодой лопарь изощряет свой ум, придумывая различ ные ловушки, петли и прочее на птиц и мелких зверькоя». Рыбный промысел на озерах и реках преимущественно женский. Лопарь только пра вит лодкой и помогает жене вытаскивать невод или впус кать сетки. Старательно записывал Ященко предания, сказки и песни саамов. Так проис хождение взгорья возле Ко лы объяснялось следующим образом: «В один из своих набегов подошли шведы к Коле. Пришли ночью и рас положились у города. Чтобы обезопасить себя от ветра и нападения, они положили каждый по камню и по шап ке земли, и на ровном поле образовался большой холм». Легенда о храбром лопи- не, ножом убившем группу грабителей-шведов, связы валась с находкой в земле близ Екострова заржавлен ного ножа. «Этот нож, — пишет Ященко, — я взял себе на память от Василия Бархатова, который и рас сказал мне его историю*. Географическое название, \помянутое в предании, до несло до нас факт существо вания на Имандре городища — дреіінего укрепления са амов, факт, неизвестный ар хеологам. Ященко первый среди ис следователей выявил и за писал поверье о существова нии мифических человечков «чахлын> — добрых, про казливых. неуязвимых за щитников лопарей от граби телей-шведов. Научное сообщение Ящен ко проникнуто уважением к саамской культуре и сочув ствием к трудной жионн этого народа, обираемого и притесняемого чиновниками и торговцами. По возвращении в Петер бург Ященко передал Геог рафическому обществу, кро ме записей саамских преда ний, сказок и песен, 65 предметов для музея — мо дели лопарских построек, транспортных средств, одежд, домашней утвари, охотничьих ловушек. За пенные экспонаты и этно графические труды общест во наградило молодого ис следователя саамского быта серебряной медалью. * * * Свидетельства современ ников позволяют нам лучше представить себе, какой бы ла русская Лапландия 1887 года. До Великого Октября оставалось тридцать лет. Развитие капитализма в Рос сии втягивало в водоворот экономической жизни от сталые окраины страны. С середины 90-х годов расши ряет свою деятельность па роходство, проводится на Мурман телеграф, увеличи вается число лесопромыш ленных предприятии. В 1915 — 1916 годах проклады вается железная дорога и ос новывается город Романов, переименованный после Февральской революции в Мурманск. Империалисти ческая война ускорила на зревание революционного кризиса. Победа Октября явилась прологом к созда нию социалистического об щества. Народ, веками за давленный эксплуататора ми, воодушевленно пел: «Мы нэш, мы новый мир постро им...» И. УШАКОВ. Доктор исторических наук. 2 0 д е каб р я 1 9 8 7 г, П О Л Я Р Н А Я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz