Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

ИСТОРИИ ЭКСПЕДИЦИЙ обработкой собранных материалов, • сотрудничала в журналах, написала ряд статей н популярных очерков о наро­ дах Севера. После смерти бра­ та Вера Николаевна собрала, отредактировала, снабдила библиографическими указате­ лями и издала в четырех томах лекции по этнографии, читанные братом. В 1902 году она опубли­ ковала книжечку «для чи­ тален народной школы* — «Лопари* — правдивое опи­ сание природы и жизни аборигенов Кольского по- л^ острова. В. Н. Харузина была пер­ вой в России женщиной — профессором этнографии. Курс разработанных ею лек­ ций был издан в двух томах. Научная « педагогическая деятельность В. Н. Хару- зиной заслуживает тем боль­ шей признательности, что она велась женщиной в ус­ ловиях постоянных физи­ ческих страданий. Тяжелая болезнь, постепенно усили­ ваясь. лишила исследова­ тельницу возможности пе­ редвижения. В последние годы, как свидетельствуют ее коллеги, "прикованная к своему креслу, с трудом пе­ ревертывая листы к н и г и , Ве­ ра Николаем» не прекраша- .-н своих этнографических занятий*. Л ЕТОМ 1887 года на Кольский полуостров P U fe x a .n i студенты Петер­ бургского университета А. Ященко и В. Семевскнй. Сбщество естествоиспыта­ телей командировало их для изучения животного ми­ ра центральной и западной части российской Лаплан­ дии. В Колс они встретили ра­ душный прием у врача М. Стафиевского. который показал им изделия саам­ ских умельцев — «миниа­ тюрные копни лопарских меховых шапок» и .модель санок. Александр Леонидо- ьнч Ященко решил соста­ вить этнографическую кол­ лекцию из подобных веиіей с тем, чтобы затем пере­ дать ее Географическому обществу. Поселившись близ Еко- стровского погоста, иссле­ дователи ежедневно с про­ водниками ходили по боло­ там и лесам в поисках представителей местной фа­ уны. Лопари относились к «заезжим иноплеменникам» недоверчиво. Однако зооло­ ги вели себя просто, угоща­ ли чаем, не скупились на мелкие подарки и постепен­ но настолько сблизились с лопарями, что те стали очень откровенны в разгово­ рах, согласились сделать кое-какие вещи и принад­ лежности зимнего лопарско­ го костюма. С восхищением отзыва­ ется Ященко о «лопарских искусниках*, сработавших для него различные подел­ ки — модели амбара, саней, лодки... Вещи, «изготовлен­ ные по моему заказу, сдела­ ли бы честь хорошему сто­ ляру. А при вышивке бисе­ ром иные лопарки выказы­ вают искусство и фантазию, нередко с большим изяще­ ством...-> Обстоятельно описывает Ященко занятия саамов. Сугубо мужским считается •олений промысел», то есть охота на дикого оленя. По словам саамов, «промысел» этот почитается благородным и бабьему уму недоступным». Охота на птиц — глухарей, куропаток, гусей, уток — яв­ ляется «детским промыслом». «Молодой лопарь изощряет свой ум, придумывая различ­ ные ловушки, петли и прочее на птиц и мелких зверькоя». Рыбный промысел на озерах и реках преимущественно женский. Лопарь только пра­ вит лодкой и помогает жене вытаскивать невод или впус­ кать сетки. Старательно записывал Ященко предания, сказки и песни саамов. Так проис­ хождение взгорья возле Ко­ лы объяснялось следующим образом: «В один из своих набегов подошли шведы к Коле. Пришли ночью и рас­ положились у города. Чтобы обезопасить себя от ветра и нападения, они положили каждый по камню и по шап­ ке земли, и на ровном поле образовался большой холм». Легенда о храбром лопи- не, ножом убившем группу грабителей-шведов, связы­ валась с находкой в земле близ Екострова заржавлен­ ного ножа. «Этот нож, — пишет Ященко, — я взял себе на память от Василия Бархатова, который и рас­ сказал мне его историю*. Географическое название, \помянутое в предании, до­ несло до нас факт существо­ вания на Имандре городища — дреіінего укрепления са­ амов, факт, неизвестный ар­ хеологам. Ященко первый среди ис­ следователей выявил и за­ писал поверье о существова­ нии мифических человечков «чахлын> — добрых, про­ казливых. неуязвимых за­ щитников лопарей от граби­ телей-шведов. Научное сообщение Ящен­ ко проникнуто уважением к саамской культуре и сочув­ ствием к трудной жионн этого народа, обираемого и притесняемого чиновниками и торговцами. По возвращении в Петер­ бург Ященко передал Геог­ рафическому обществу, кро­ ме записей саамских преда­ ний, сказок и песен, 65 предметов для музея — мо­ дели лопарских построек, транспортных средств, одежд, домашней утвари, охотничьих ловушек. За пенные экспонаты и этно­ графические труды общест­ во наградило молодого ис­ следователя саамского быта серебряной медалью. * * * Свидетельства современ­ ников позволяют нам лучше представить себе, какой бы­ ла русская Лапландия 1887 года. До Великого Октября оставалось тридцать лет. Развитие капитализма в Рос­ сии втягивало в водоворот экономической жизни от­ сталые окраины страны. С середины 90-х годов расши­ ряет свою деятельность па­ роходство, проводится на Мурман телеграф, увеличи­ вается число лесопромыш­ ленных предприятии. В 1915 — 1916 годах проклады­ вается железная дорога и ос­ новывается город Романов, переименованный после Февральской революции в Мурманск. Империалисти­ ческая война ускорила на­ зревание революционного кризиса. Победа Октября явилась прологом к созда­ нию социалистического об­ щества. Народ, веками за­ давленный эксплуататора­ ми, воодушевленно пел: «Мы нэш, мы новый мир постро­ им...» И. УШАКОВ. Доктор исторических наук. 2 0 д е каб р я 1 9 8 7 г, П О Л Я Р Н А Я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz