Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
СТРАНИЦЫ За годы Советской «ласти наш край так преобразился, что трудно представить себе, каким он был сто лет назад. К счастью, со хранилось достаточно подробных и правдивых материалов, рисующих уклад жизни населения и облик Заполярья того времени. Прежде всего, это наблюдения путешественников, при езжавших на Север для изучения природы и быта местных жителей. В 1887 году на Коль ском полуострове побывали финская экспеди ция В. Рамзая, этнографическая экспедиция Н и В. Харузиных. зоологическая экспедиция А. Ященко и В. Семевского. Вдумчивые и наблюдательные исследователи оставили науч ные труды, путевые заметки и воспоминания о посещении русской Лапландии. Кроме того, в 1887 году местные власти составили обстоя тельное статистическое обозрение края, которое существенно дополняет и уточняет кар тину экономики и положения дел в Кольском уезде.Статистическое обозрение уезда носит сухой. деловой характер. Оно содержит множе- ДОРОГАМИ ТРЕХЕ ство цифр (за точность которых ручаться не приходится, но и искажать их чиновникам не было смысла) — дан сословный состав насе ления, число промышленнинов, ремесленни ков, охотников. Показаны количество добытых зверей и птиц, суммы полученного дохода. За частоколом статистики социальные отношения едва проглядывают. Зарисовок обществен ной жизни нет. Многое, как сейчас говорят, остается за кадром. Поэтому обратимся к тому, что увидели и узнали о нашем крае ученые, побывавшие на Кольском полуострове ровно сто лет назад. но желавший счастливой жизни саамам, конечно, не подозревал, что через три десятилетня великая рево люция принесет освобожде ние обездоленному наиоду. Основное внимание в кни ге уделено быту, веровани ям и устному творчеству ло парей. Однако в обширной монографии Харѵзина 'есть Н АИБОЛЬШИЙ вклад яандии Харузины смогли по- Современники высоко и невеоные суждения. Очерк в изучение жизни рос- семи°МселенийС Чтобы” выпол* оценили исследования Ха- «прошлого быта* росспіі- сгііских саамов внес Нико- нить задание, исследователи рузина. ОЛЕАЭ наградило ских лопарей основан пое- лай Николаевич Харузин. подключили к работе местных его за этот труд золотой имущественно на зарубеж- Он воспитывался в высоко- "Памах помогали “ ^лучшие м е д а л ь ю , подчеркнув, что ноіі литературе о сканди- соразованной семье, где все знатоки края. Поделился сео- он «является первым опы- навских саамах, уклад жиз- жили интересами наѵки. За- знаниями уездный врач ТОм в этом роде и притом ни которых существенно от нимавшийся изучением на- ГкиХй.ИсемьМмт*І?росл^?шиВй настолько полным и осно- личался от быта аборигенов родного быта истории куль- ■ Лапландии, откликнулись вательным, что к нему труд- Кольского полуострова. Все туры Николай Харузин уча- Кон- ко прибавить что-нибудь су- ?то необходимо учитывать, ствует в археологических дин”Ти” его жена ^ри я Коз- щественное. Во всяком слу- пользуясь трудом Харузина. раскопках ныне широко из- мовна, знавшие саамский чае он должен служить точ- Харузин был не только ьестного Дьякова городища *»ьік. 19 лет они прожили сре- кой отправления для всех блестящий этнограф, но и у села Коломенского. Вме- «азок.^ыіальщинГ 3преданЕй последующих работ по изу- археолог, юрист, археограф, сте с В. Миллером ведет и песен, которые передали чению того же племени», раскопки и этнографические ѵ ° с"°в^ НССЛСДОВсІІШЯ на. Кавказе И саамов, Георгий Кириллович метрических книг, Харузин В Крыму. Терентьев, автор многих крае- опроверг ѴКОренИВШвеся Учитывая глубокие по- S S rS S U S g Z ' ТматТРи"лРы' представление о лопарях как знания И ОПЫТ научной ра- Кольский мещанин Григорий ВЬфОЖДаЮЩвМСЯ народе, Х0- боты. Общество любителей ???,чиеД 11а, (п°т°м° к тя <<прп полукочепой ЖПГ5ИИ естествознания. археологии І ^ ^ о п и Т Г р а м ^ ы , даРинДой " и этнографии при Москов- нотоэерским и сонгельским помощи 46 процентов дет^п ском университете (ОЛЕАЭ) лопаР"м ■ 1697 го™- умирают, не дожив до о в 1887 годѵ командирует мо- „ лет». Экономическое поло голого ѵченого в Оіонеикѵю 13 Результате такого сот- женне лопарей довольно тя- гѵберниіо и Лапландию для «БьеТСЯ "3 іпѵченнп быта местного на- УДалось за короткое время всех сил, не имея возмож- ‘ ' ДОСТИЧЬ впечатляющих ус- НССТИ ВЫЙТИ ИЗ ЭТОГО ПОЛО- лицам и». ' пехов. Вскоре в научных из-жения, и будет так биться... В статьях и публичных даниях появились первые пока не придет ему помощь выступлениях Харузин по ст атьи Н. Харузина о коль- извне, которая укажет ему стояішо ратовал за откры- ских саамах: *0 лопарской пути, как освободиться из- т1іе школ в Лапландии, рас В воспоминаниях людей, близко его знавших, неизменно отмечаются доброта учено го, любовь к студентам. Ди ректор Лазаревского института иностранных языков, где Харузин преподавал этнографию, писал: «Он постоянно хлопотал об улучшении мате риального положения недостаточных студентов: доставлял им уроки и литературную работу, ходатайствовал об ос вобождении от платы, причем неоднократно сам вносил ее, ссылаясь при этом, по обыч ной скромности, на поручения, якобы данные ему другими селения, особенно рей. которых тогда считали «вымирающим племенем». Вместе с Н. Харузиным на Р р и р п РПРт rP f'T n a ЙРПЯ РЙ ѵ. а .м ал. j i u i i a j j i i i u u і . л і и , і\схіл и с в и и и д ш ь ^ н ° раѵ, о , д н р • бывальщине и песне». «О под тяжелой кабалы... пе- шнрение медицинской по- в “ „ нойдах у древних и совре- рентн к полной оседлости... мощи населению, приобще- прибылиеЯвНКандалакшу!*Уотку- генных лопарей», а в 1890 отдохнуть от своих вековых ние саамов к культурной да по «почтовому тракту», где году — фундаментальная страданий... Остается лишь жизни. мо,,огРаФиЯ «РуССКИв ЛОПЭ- ПСЖвЛЭТЬ. ЧТОбы Эта ПО-МОЩЬ D 1890 годѵ в Москве вали в Колу и ее окрестности! Ри- (Очерки прошлого и со- пришла скорее...» *-> вышла книга «На Се- Зі месяц пребывания в Лап- временного быта)». Ученый-гуманист. страст- вере (Путевые воспомина ния)*, в которой автор, Вера Николаевна Харузина, опи сывает свои личные впечат ления о Лапландии и ее жи телях. Это ряд «зарисовок с натуры» виденного и слы шанного во время поездки с братом Николаем по Ка релии и Кольскому полу острову. Первая встреча с лопаря ми. В представлении моло дой исследовательницы са амы — отсталое «детское племя», жизнь которого од нообразна и бесцветна. И г.от перед нею группа лю дей. Народ веселый, общи тельный. Добродушные ли ца. Расспрашивают приез жих, кто они, куда и за чем едут. Женщины беспрерыв но ведут между собой раз говор на родном языке, хо тя все хорошо владеют рус ским. Вскоре обнаруживается: один из лопарей служил в российском флоте, дрѵгоіі окончил полный курс Коль ского училища. Лопари но сят пиджаки ' н картузы, женщины одеты в красные платья. ситцевые сарафа ны, на головах изящные \боры. Исследовательница констатирует: «Лопари жад но перенимают русскую культуру», поют русские песни. Здесь требуется неболь шое пояснение: речь идет о тех саама , к о т о р ы е жи ли при дорожных станциях и имели постоянные контак ты с русским населением. В глуби Лапландии русское влияние было слабее. Большое внимание Харузина уделяет фольклору саамов, от мечая, что культ оленя — во всем: в песнях, в ласковом обращении с животным и даже в незамысловатом. >худо- жсстве. Само общение с'оле нем доставляло саамам . » радость» окрыляло душу.* «Когда приходишь на кегоры, — го ворили лопари. — увидишь ирвасов и важенок сейчас и начнешь им петь песню... А они-то шею растянут, уши распустят; любо им, что про них поют». В отличие . от брата Ни колая. предметом изучения которого являлся быт саа мов. В. Харузина целую главу посвящает описанию жизни русского населения в Ксле. Кстати, среди, досто примечательностей города упоминается «разбитая ше стифунтовая пушка», свиде тельница боевого прошлого города (ныне находится в Мурманском областном краеведческом музее). На месте исчезнувшей крепости (Кольского остро га. основанного при Иване Грозном) стоял каменный храм, выкрашенный белила ми. с «широким и приземи стым зеленым куполом». Это единственное церков ное здание, сохранившееся от Колы, описанной В. Хару- зииоіі. Сейчас в Благове щенском соборе размещает ся музейная экспозиция ста ринного поморского быта и прикладного искусства. Здесь же выставлен леген дарный крест, которому клали поклоны несколько поколений северян, уходив ших из Колы на рыбные промыслы Мурмана. Харузина подолгу беседу ет с жителями города, узна вая подробности занятий, нравов и обычаев местного населения. По возвращении в Москв| она вместе с братом заняла» ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 2 0 д е каб р я 1987 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz