Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

СТРАНИЦЫ За годы Советской «ласти наш край так преобразился, что трудно представить себе, каким он был сто лет назад. К счастью, со­ хранилось достаточно подробных и правдивых материалов, рисующих уклад жизни населения и облик Заполярья того времени. Прежде всего, это наблюдения путешественников, при­ езжавших на Север для изучения природы и быта местных жителей. В 1887 году на Коль­ ском полуострове побывали финская экспеди­ ция В. Рамзая, этнографическая экспедиция Н и В. Харузиных. зоологическая экспедиция А. Ященко и В. Семевского. Вдумчивые и наблюдательные исследователи оставили науч­ ные труды, путевые заметки и воспоминания о посещении русской Лапландии. Кроме того, в 1887 году местные власти составили обстоя­ тельное статистическое обозрение края, которое существенно дополняет и уточняет кар­ тину экономики и положения дел в Кольском уезде.Статистическое обозрение уезда носит сухой. деловой характер. Оно содержит множе- ДОРОГАМИ ТРЕХЕ ство цифр (за точность которых ручаться не приходится, но и искажать их чиновникам не было смысла) — дан сословный состав насе­ ления, число промышленнинов, ремесленни­ ков, охотников. Показаны количество добытых зверей и птиц, суммы полученного дохода. За частоколом статистики социальные отношения едва проглядывают. Зарисовок обществен­ ной жизни нет. Многое, как сейчас говорят, остается за кадром. Поэтому обратимся к тому, что увидели и узнали о нашем крае ученые, побывавшие на Кольском полуострове ровно сто лет назад. но желавший счастливой жизни саамам, конечно, не подозревал, что через три десятилетня великая рево­ люция принесет освобожде­ ние обездоленному наиоду. Основное внимание в кни­ ге уделено быту, веровани­ ям и устному творчеству ло­ парей. Однако в обширной монографии Харѵзина 'есть Н АИБОЛЬШИЙ вклад яандии Харузины смогли по- Современники высоко и невеоные суждения. Очерк в изучение жизни рос- семи°МселенийС Чтобы” выпол* оценили исследования Ха- «прошлого быта* росспіі- сгііских саамов внес Нико- нить задание, исследователи рузина. ОЛЕАЭ наградило ских лопарей основан пое- лай Николаевич Харузин. подключили к работе местных его за этот труд золотой имущественно на зарубеж- Он воспитывался в высоко- "Памах помогали “ ^лучшие м е д а л ь ю , подчеркнув, что ноіі литературе о сканди- соразованной семье, где все знатоки края. Поделился сео- он «является первым опы- навских саамах, уклад жиз- жили интересами наѵки. За- знаниями уездный врач ТОм в этом роде и притом ни которых существенно от­ нимавшийся изучением на- ГкиХй.ИсемьМмт*І?росл^?шиВй настолько полным и осно- личался от быта аборигенов родного быта истории куль- ■ Лапландии, откликнулись вательным, что к нему труд- Кольского полуострова. Все туры Николай Харузин уча- Кон- ко прибавить что-нибудь су- ?то необходимо учитывать, ствует в археологических дин”Ти” его жена ^ри я Коз- щественное. Во всяком слу- пользуясь трудом Харузина. раскопках ныне широко из- мовна, знавшие саамский чае он должен служить точ- Харузин был не только ьестного Дьякова городища *»ьік. 19 лет они прожили сре- кой отправления для всех блестящий этнограф, но и у села Коломенского. Вме- «азок.^ыіальщинГ 3преданЕй последующих работ по изу- археолог, юрист, археограф, сте с В. Миллером ведет и песен, которые передали чению того же племени», раскопки и этнографические ѵ ° с"°в^ НССЛСДОВсІІШЯ на. Кавказе И саамов, Георгий Кириллович метрических книг, Харузин В Крыму. Терентьев, автор многих крае- опроверг ѴКОренИВШвеся Учитывая глубокие по- S S rS S U S g Z ' ТматТРи"лРы' представление о лопарях как знания И ОПЫТ научной ра- Кольский мещанин Григорий ВЬфОЖДаЮЩвМСЯ народе, Х0- боты. Общество любителей ???,чиеД 11а, (п°т°м° к тя <<прп полукочепой ЖПГ5ИИ естествознания. археологии І ^ ^ о п и Т Г р а м ^ ы , даРинДой " и этнографии при Москов- нотоэерским и сонгельским помощи 46 процентов дет^п ском университете (ОЛЕАЭ) лопаР"м ■ 1697 го™- умирают, не дожив до о в 1887 годѵ командирует мо- „ лет». Экономическое поло­ голого ѵченого в Оіонеикѵю 13 Результате такого сот- женне лопарей довольно тя- гѵберниіо и Лапландию для «БьеТСЯ "3 іпѵченнп быта местного на- УДалось за короткое время всех сил, не имея возмож- ‘ ' ДОСТИЧЬ впечатляющих ус- НССТИ ВЫЙТИ ИЗ ЭТОГО ПОЛО- лицам и». ' пехов. Вскоре в научных из-жения, и будет так биться... В статьях и публичных даниях появились первые пока не придет ему помощь выступлениях Харузин по­ ст атьи Н. Харузина о коль- извне, которая укажет ему стояішо ратовал за откры- ских саамах: *0 лопарской пути, как освободиться из- т1іе школ в Лапландии, рас В воспоминаниях людей, близко его знавших, неизменно отмечаются доброта учено­ го, любовь к студентам. Ди­ ректор Лазаревского института иностранных языков, где Харузин преподавал этнографию, писал: «Он постоянно хлопотал об улучшении мате­ риального положения недостаточных студентов: доставлял им уроки и литературную работу, ходатайствовал об ос­ вобождении от платы, причем неоднократно сам вносил ее, ссылаясь при этом, по обыч­ ной скромности, на поручения, якобы данные ему другими селения, особенно рей. которых тогда считали «вымирающим племенем». Вместе с Н. Харузиным на Р р и р п РПРт rP f'T n a ЙРПЯ РЙ ѵ. а .м ал. j i u i i a j j i i i u u і . л і и , і\схіл и с в и и и д ш ь ^ н ° раѵ, о , д н р • бывальщине и песне». «О под тяжелой кабалы... пе- шнрение медицинской по- в “ „ нойдах у древних и совре- рентн к полной оседлости... мощи населению, приобще- прибылиеЯвНКандалакшу!*Уотку- генных лопарей», а в 1890 отдохнуть от своих вековых ние саамов к культурной да по «почтовому тракту», где году — фундаментальная страданий... Остается лишь жизни. мо,,огРаФиЯ «РуССКИв ЛОПЭ- ПСЖвЛЭТЬ. ЧТОбы Эта ПО-МОЩЬ D 1890 годѵ в Москве вали в Колу и ее окрестности! Ри- (Очерки прошлого и со- пришла скорее...» *-> вышла книга «На Се- Зі месяц пребывания в Лап- временного быта)». Ученый-гуманист. страст- вере (Путевые воспомина­ ния)*, в которой автор, Вера Николаевна Харузина, опи­ сывает свои личные впечат­ ления о Лапландии и ее жи­ телях. Это ряд «зарисовок с натуры» виденного и слы­ шанного во время поездки с братом Николаем по Ка­ релии и Кольскому полу­ острову. Первая встреча с лопаря­ ми. В представлении моло­ дой исследовательницы са­ амы — отсталое «детское племя», жизнь которого од­ нообразна и бесцветна. И г.от перед нею группа лю­ дей. Народ веселый, общи­ тельный. Добродушные ли­ ца. Расспрашивают приез­ жих, кто они, куда и за чем едут. Женщины беспрерыв­ но ведут между собой раз­ говор на родном языке, хо­ тя все хорошо владеют рус­ ским. Вскоре обнаруживается: один из лопарей служил в российском флоте, дрѵгоіі окончил полный курс Коль­ ского училища. Лопари но­ сят пиджаки ' н картузы, женщины одеты в красные платья. ситцевые сарафа­ ны, на головах изящные \боры. Исследовательница констатирует: «Лопари жад­ но перенимают русскую культуру», поют русские песни. Здесь требуется неболь­ шое пояснение: речь идет о тех саама , к о т о р ы е жи­ ли при дорожных станциях и имели постоянные контак­ ты с русским населением. В глуби Лапландии русское влияние было слабее. Большое внимание Харузина уделяет фольклору саамов, от­ мечая, что культ оленя — во всем: в песнях, в ласковом обращении с животным и даже в незамысловатом. >худо- жсстве. Само общение с'оле­ нем доставляло саамам . » радость» окрыляло душу.* «Когда приходишь на кегоры, — го­ ворили лопари. — увидишь ирвасов и важенок сейчас и начнешь им петь песню... А они-то шею растянут, уши распустят; любо им, что про них поют». В отличие . от брата Ни­ колая. предметом изучения которого являлся быт саа­ мов. В. Харузина целую главу посвящает описанию жизни русского населения в Ксле. Кстати, среди, досто­ примечательностей города упоминается «разбитая ше­ стифунтовая пушка», свиде­ тельница боевого прошлого города (ныне находится в Мурманском областном краеведческом музее). На месте исчезнувшей крепости (Кольского остро­ га. основанного при Иване Грозном) стоял каменный храм, выкрашенный белила­ ми. с «широким и приземи­ стым зеленым куполом». Это единственное церков­ ное здание, сохранившееся от Колы, описанной В. Хару- зииоіі. Сейчас в Благове­ щенском соборе размещает­ ся музейная экспозиция ста­ ринного поморского быта и прикладного искусства. Здесь же выставлен леген­ дарный крест, которому клали поклоны несколько поколений северян, уходив­ ших из Колы на рыбные промыслы Мурмана. Харузина подолгу беседу­ ет с жителями города, узна­ вая подробности занятий, нравов и обычаев местного населения. По возвращении в Москв| она вместе с братом заняла» ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 2 0 д е каб р я 1987 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz