Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
I p СвРКДИИК x u c m m I в центральной России І довольно «мутно представля ла себе жизнь наеѳяетшж та Крайнем Севере. Во время неудаяяай Крымской войны в яра»»- ідих верхах возникла мысль о формировании боевой фло тилии из спшгченцев-рыба- ков, привыкших к плавания» на судах. Вспомнили, что прирожденными моряками были архангельские яоморы, с детства ходившие на мур манские промыслы. Однако I правительство ве располага ло сведениями о том, где и в какой мере население име ло опыт в морском деле. Для получения необходи мых данных Морское мини стерство решило направить во все местности России, где основное занятие жителей составляли промыслы на во де, писателей, проявивших себя в области исследования народного быта. Идея привлечения лите раторов для выполнения го сударственного задания мно гим тогда казалась «почти невероятной». В тридцати летнее правление Николая I царская бюрократия привык ла обходиться без содейст вия общественных сил — всякие поручения выполняли чиновники и офицеры, а на писателей обычно смотрели как на крамольников, держа в узде жестокой цензуры. Теперь, накануне падения крепостного права, в России повеяло чем-то новым. Ли беральный характер меро приятия подчеркивался тем. что участникам «литератур ной экспедиции» не дела лось каких-либо творческих ограничений: они могли «со ставлять описание по собст венному усмотрению». При добровольном выборе мест поездки Русский Север достался Сергею Васильеви чу Максимову (1831— 1901). Сын провинциального почт мейстера, С. В. Максимов учия- ся сначала в Московском уни верситете, потом — в Петер бургской медико-хирургиче ской академии. Здесь он запи сал свои первые литературные произведения. В 1855 году, надев крестьян скую одежду, С. В. Максимов под видом мелкого торговца ходил по Зладимирской и д р у гим губерниям, знакомился с бытом разносчиков — «офе ней». А в феврале 1856 года был направлен, к а к у ж е гово рилось, М о р ски м ведомством в Архангельский кр а й . В середине июля писатель прибыл в село Ковду, отсю да на карбасе он едет с на емными гребцами в Канда лакшу, затем — где пешком, а где на почтовых лодках — добирается до Колы. Вместо города путешест венник увидел «шесть-семь уцелевших домов и черные пни»: два года назад, во вре мя Крымской войны, коляне отбили нападение англичан, которые в отместку подверг ли город 20-часовой бом бардировке и выжгли его почти полностью. Теперь жи тели возвращались и строи ли землянки. С. В. Максимов записал воспоминания колян о борь бе с захватчиками и привел выдержки из постановления, принятого в момент ожида ния врага на общем собра нии жителей: «В случае напад ения н е п р и ятеля не город Колу, то за щ и щ ать и твердо стоять за... оте чество до последней ка п л и крови...». Будучи в Коле, писатель тщательно собирал историче ские предания, песни, мест ные пословицы и присловья. Таік, о Коле говорили: «С ед кой стороны море, с другой — горе, с третьей — мох, а с четвертой — ох!», «От Ко лы до ада только три вер сты». Его внимание привлек ла «недобрая слава» города как места ссылки («Коль- око страшилище»), С. В. Максимову удалось найти у жителей оригиналь ное стихотворение одного «столичного» ссыльного, ко торый описал «всю каторгу трудов» на мурманских про мыслах, куда он выезжал работать «от нужды». Здесь его бранили н били, как да- крученника: Т ут нет я р и я и ч м св е тско й дести, О слушался — т а к и в снуло. И не лишенному-то чести Сносить асе это каково!? Из Колы на попутных су дах С. В. Максимов объехал весь восточный Мурманский берег, затем побывал в Гіо- ное, Кузомени, Варзуге, Ум- бе, и через меся,; возвра тился в Ковду, откуда про должил путешествие по Ар хангельской губернии вплоть до Печоры. Свои впечатления о на шем крае он изложил в очер ках «Кола», «Мурман» и «Терский берег Белого мо ря», вошедших позднее в «аде отдельных глав в двух томную к н и гу «Год на Севе ре». Писатель ярмо изобразил взаимоотношения поморских кулаков и зависимых от них обедневших крестьян, начи ная от выдачи зимой задат ков с условием отработки на промыслах и кончая расче том при возвращении с Мур- мана домой, со всеми тради ционными обрядами (угоще нием и проводами покручен- ников, «плачами» и причи таниями их ж ен , скорбными песнями уходящих на полго да работников). И хоть тя желы условия труда и бьиа в промысловых становищах Мурмана, но даже в нужде и бедствиях помор сохраняет присутствие духа, тот наст рой, который помогает ему преодолевать все невзгоды судьбы. «Трудно н а й ти хоть один стан на всем М ур м а не , — п и ш ет С. В. М а кси м о в, — в к о тором не наш е лся бы свой по т е ш н и к — д уш а и лю бим ец общества... В сегда н е п р и н у ж денная веселость, б ой ка я речь, зна ни е пр и сл о ви й и ло словок и ум ени е в кл е и ть и х в р а з говор кста ти и у места, п р о стая, но м еткая и безобидная ш у т к а над в с я ки м п о п а в ш и м ся под р у к у своим братом...». Такова н а тур а пом ора, «не ун ы в а ю щ е го в го р е и н и ко гд а не способного па сть перед не счастьям и, к а к о г о бы рода они ни были. Л ом ало народ н аш всяко е горе, л ом ает его и те перь подчас кре п ко -б о л ь н о , а все ж е S? те м еще м ного сил и х в а т и т и х н а сто л ько , чтобы б ы ть по исти не ве л и ки м н аро дом...». Интересны свидетельства С В. Максимова о саамах— исконных жителях Лаялан дии. И на Мурмане, и на Терском берегу оии попали в зависимость к русским ку лакам, многие превратились в «работников у богатых хо зяев». Однако крестьяне русских селений, зная чест ность и дружелюбие саамов, относились к ним с уважени ем. Русский старик, с кото рым беседовал С. В. Макси мов, так отзывался о са амах: «добрый, хлебосоль ный народ», нельзя «оби жать лопаря». Саамы же, в свою очередь, высоко ценили тех, кто обращался с ними, как с равными. «М ир олю би вы м характерам д ы ш е г Есе отнош ение лопарей к р у с с ки м , — отм ечает С. В. М аксим ов. — ...П атриархально го сте п р и и м н ы й в своей веже, лопарь в о тн ош е н и я х с р у с с ки м и я ю б и т завод ить тесн ую д р уж б у, род б ратства, одним словом, л ю б и т блю сти вековой обы чай крестова ни я... Лопарь, по све рш е н и и обряда обмена крестов, д а р и т «крестовом у» все, что у него есть лучш его... К ре стовы й р у с с к и й д олж ен, в свою очередь, отд ари ть, чем мож ет, своего кр е с то во го в ра та-лопаря». Сочинение С. В. Максимо ва написано увлекательно и содержит много ценных эт нографических сведений. По свидетельству современни ков, книга «Год на Севере» пользовалась огромным ус пехом, «читалась нарас хват». Несколько отрывков из нее можно найти в сбор нике «Кольский край в ли тературе» (Мурманское книжное издательство, 1962 го д р Во второй воловине ХіХ века книга С. В. Максимова издавалась пять раз. Впер вые русская публика имела возможность столь обстоя тельно познакомиться с жиз нью Кольского Заполярья. В 1861 году Русское Гео графическое общество при судило С. В. Максимову 'за этот труд малую золотую медаль. В дальнейшем писа тель создал большое коли чество новых сочинений о других окраинах России н в 1900 году был удостоен зва ния почетного академика. И. УШАКОВ. Д оцент пединститута. Г Страницы истории ПОЛУОСТРОВА iiS^.’SSeSES
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz