Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
D ПОСЛЕДНЕЙ четверти XIX века среди уче ных — этнографов, антропо логов, историков, языковедов и фольклористов —усилился интерес к отсталым и, как считалось, вымиравшим на родностям Севера, к чис лу которых относили и саа мов Кольского полуострова. В 1877 году Лапландию с научными целями посетил А. И. Кельсиев (см. «Поляр ную правду» за 30 ноября 1974 года). Его этнографиче ские коллекции на москов ской выставке 1879 года при влекли всеобщее внимание. А. И. Кельсиев собирался на писать и монографию о саа мах, но смерть помешала ему это сделать. Поэтому Общество любите лей естествознания, антропо логии и этнографии в 1887 году командировало на Коль ский полуостров 22-летнего исследователя Н. Н. Харузи- на, которому и поручило со брать возможно более пол ные сведения о саамах. Этот ф ун д ам ен та льны й труд — сол ид ны й том больш ого ф ормата с ц в етны м и вкладна- ми — и л лю стр а ц и ям и са а м ски х ко стю м о в и узоров, родовы х клейм , тип ов лица, и зо бра ж е ния веж и (ш алаш а) м ож н о ви деть в библиотеке областного крае вед ческо го музея. Он со д е р ж и т о ч е р к и сто ри и саамов, всестороннее описа ни е х о зя й ства, д ом аш него быта, соци ал ь н ы х отн ош е н и й , обы чаев, пере ж и т к о в родового строя, ре л и ги озн ы х верований и у с т н о го на родного творчества. В п р и л о ж е нии, кром е у п о м я н у то й грам о ты 1697 года, о п уб л и ко в а н це н н е йш и й и с то ч н и к по и сто ри и К о л ь ско го Севера — ед и н ствен ная со хр ан ивш аяся писцовая к н и га , составленная в 1608— 1611 гг. Лю б озна те льны й читатель найдет в работе Н. Н. Х а р у зи н а м ассу и н те р е с н е й ш и х сведений о ко р е н н ы х ж и те л я х наш его кр а я : и х за н я ти я х, общ ествен ной и сем ейной ж и з н и , воспи та н и и детей, свад еб ны х и по гр е б а л ьн ы х обрядах, ж и л и щ а х и т р а н с п о р т н ы х средствах, и г р а х и ра звле чени ях, пе сн я х и с к а з к а х , п р ед ан и ях о борьбе с «чудью », пр ед ста влен и ях о за гробном м ире и р а зн ы х суеве р и я х , о каб альной зави сим ости от р у с с к и х богачей, о ко л д ун а х и зн а х а р я х, ж е р тв о п р и н о ш е н и я х и м н огом -м н огом д ругом . ПУТЕШЕСТВИЕ Рассказы о кольских первопроходцах Талантливый ученик изве стных ученых М. М. Кова левского и В. Ф. Миллера Н. Н Харузин, несмотря на молодость, имел уже опыт археологической и этногра фической работы. Вместе с ним в далекую Лапландию отправилась и сестра Вера Николаевна — в дальнейшем первая в Рос сии женщина-профессор эт нографии. На пароходе «Чижов» в июле 1887 года они доплыли до Кандалакши, откуда пеш ком и на лодках двинулись по так называемому «почто вому тракту» на Колу; по пути посетили придорожные и окрестные погосты: Бабен- гу, Екостров, Ловозеро, Кильдинский, а затем из Ко лы совершили поездку в Нотозеро и Сонгелу. Задача, возложенная на Н. Н. Харузина, была обшир на, а время для этого — весь ма ограничено; немногим бо лее месяца. Молодой ученый блестяще вышел из трудного положе ния. Он привлек к. работе местные культурные силы. Его главными консультанта ми были М. Т. Стафиевский, пять лет прослуживший вра чом в Лапландии, и К. П. Щеколдин, знавший саам ский язык и давно занимав шийся записью сказок, пре даний, песен и бывалыцин саамов. Колянин Г. П. Хар- чев — потомок ссыльного пугачевца — доставил Н. Н. Харузину очень ценную царскую грамоту 1697 года, которую по дружбе получил от саамов, из поколения в по коление хранивших ее в тай нике (в громадной по объему грамоте излагалась тяжба нотозерцев и сонгельцев с Цеченгским монастырем за туломские рыбные ловли, ре шенная Петром I в пользу саамов). По возвращении в Москву Н. Н. Харузин в течение трех лет упорно трудился, изучая иностранную и рус скую литературу о саамах и обрабатывая материалы, до бытые во время экспедиции в Лапландию. Результатом этой работы была моногра фия «Русские лопари. (Очер ки прошлого ц современного быта)», вышедшая в свет в 1890 году. Один из ведущих ученых конца XIX века профессор Д. Н. Анучин так отозвался о монографии: «Труд Й. Н. Х а р узи н а явл яет ся... н астол ько по лным и осн о вательным , что к нем у тр уд н о пр иб ави ть что-нибудь сущ е с т венное... Он, во всяком случае, д олж ен с л у ж и т ь то ч ко й о тп р а в ления для всех по сл ед ующ их работ по и зу ч е н и ю того ж е пле мени». Общество любителей есте ствознания, антропологии и этнографии присудило Н. Н. Харузину за монографию «Русские лопари» золотую медаль. Передовая общественность России в то время была обес покоена дальнейшей судьбой малых народностей Севера. А. И. Кельсиев, находясь б З аполярье, встретил 53 саам ских семьи, в которых он на считал 78 детей. Таким обра зом, писал А. И. Кельсиев, на двух родителей в среднем приходится по полтора ре бенка — «факт, красноречи во свидетельствующий о вы мирании племени». Н. Н. Ха рузин опроверг вывод А. И. Кельсиева и на статистиче ском материале доказал, что «лопари — не вымирающее племя», а жизнеспособное и достаточно сильное для «борьбы с самыми неблаго приятными условиями». Н. Н. Х арузи н нарисовал яр к у ю к а р т и н у зверской э к с п л у а таци и саамов р у с с к и м и к у л а к а ми и р о сто вщ и ка м и . Об одном из к о л ь с к и х торговце в у саа мов сло ж и ла сь д аж е молитва- заклятье: «Спаси, господи, оле ня от волка, а нас, гр е ш н ы х , от М артем ьяна Базарного»! Но, видя развитие сущест вующих социальных отноше ний, ученый не питал радуж ных надежд на скорое улуч шение жизни саамов: «П олож ение и х далеко не из за ви д н ы х и с к а ж д ы м годом, по-видим ом у, ухудш ае тся... Они находятся в р у к а х кул а н о в, к о торы е не даю т им свободно вздохнуть... И бьется по ка ло парь из всех сил, не имея воз м о ж н о сти вы дти из этого поло ж е н и я и— будет доведен до мед ле нн ого вы м и р а н и я» , если «не прид ет ем у по м ощ ь извне». Н. Н. Харузин видел путь избавления от «тяжелой ка балы» в переходе к оседло сти, просвещении и развитии промыслов на более рацио нальной основе. Он считал также необходимым улуч шить медицинское обслужи - вание саамов. «Остается л и ш ь пож елать, — п иш е т Н. Н. Х а р у з н к , — что бы эта по м ощ ь пр иш л а емэрее, по ка ло пар ь с о х р аняет ев?е ж и зн е н н ы е си лы ». Защищая интересы саамов, ученый ошибочно отрицал прогрессивную рель русских в__ Лапландии. «Начиная с ХШ века, история лопарей не дает нам ни одной свет лой страницы...» Это — «по крайней мере, полтысячеле тие постоянных страданий». Однако, описывая быт саа мов, Н. Н. Харузин призна вал, что у ннх «существует тяготение ко всему русскому» и отмечал благотворное влия ние русской культуры на жизнь саамов (в погостах, расположенных близ Каяы, «некоторые лопари обзаве лись уже русскими избами с русскими печами» и т. п.). По собственным наблюде ниям Н. Н. Харузин убедил ся в «добродушном отноше нии:» русских к саамам: ко- ляне и крестьяне-поморы радушно принимают их у се бя дома, «нисколько не брез гуют лопарем, вместе с ним едят и пьют, дружатся с ним, даже заключают с лопарем побратимство, крестят у него детей...» В то время, когда по ини циативе духовенства в Рос сии шла кампания по сбору пожертвований на восста новление Печенгского мона стыря, Н. Н. Харузин заявил, что в прошлом этот мона стырь имел «отрицательное действие на жизнь лопарей многих местностей русской Лапландии» — его монахи вели «безнравственную жизнь... обманывали и экс- плоатировали лопарей... в са мых возмутительных фор мах». Однако Н. Н. Харузин не выступал против религии вообще. Более того, считал «полезной для лопарей» евангельскую проповедь. Вследствие слабой изучен ности ряд вопросов в труде Н. Н. Харузина получил не верное освещение. Так, на пример, он полагал, что саа мы в древности являлись оленеводами и перешли к рыболовству в результате разорения их соседями. В действительности оленевод ство возникло сравнительно поздно и стало развиваться в связи с сокращением числа диких животных. Благодаря обилию факти ческого материала о саамах монография Н. Н. Харузина часто используется работни ками музеев, печати... Но при этом необходимо пом нить, что к настоящему вре мени она сильно устарела, многое в ней для нас непри емлемо. Поэтому следует критически относиться к ее содержанию. После издания книги «Русские лопари» Н. Н. Ха рузин создал еще целый ряд ценных научных трудов, в том числе четырехтомную «Этнографию» (курс лекций). Но здоровье ученого было сильно подорвано. Умер он 25 марта 1900 года. И. УШАКОВ. Доцент Мурманского пед института.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz