Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

D ПОСЛЕДНЕЙ четверти XIX века среди уче­ ных — этнографов, антропо­ логов, историков, языковедов и фольклористов —усилился интерес к отсталым и, как считалось, вымиравшим на­ родностям Севера, к чис­ лу которых относили и саа­ мов Кольского полуострова. В 1877 году Лапландию с научными целями посетил А. И. Кельсиев (см. «Поляр­ ную правду» за 30 ноября 1974 года). Его этнографиче­ ские коллекции на москов­ ской выставке 1879 года при­ влекли всеобщее внимание. А. И. Кельсиев собирался на­ писать и монографию о саа­ мах, но смерть помешала ему это сделать. Поэтому Общество любите­ лей естествознания, антропо­ логии и этнографии в 1887 году командировало на Коль­ ский полуостров 22-летнего исследователя Н. Н. Харузи- на, которому и поручило со­ брать возможно более пол­ ные сведения о саамах. Этот ф ун д ам ен та льны й труд — сол ид ны й том больш ого ф ормата с ц в етны м и вкладна- ми — и л лю стр а ц и ям и са а м ски х ко стю м о в и узоров, родовы х клейм , тип ов лица, и зо бра ж е­ ния веж и (ш алаш а) м ож н о ви ­ деть в библиотеке областного крае вед ческо го музея. Он со­ д е р ж и т о ч е р к и сто ри и саамов, всестороннее описа ни е х о зя й ­ ства, д ом аш него быта, соци ал ь­ н ы х отн ош е н и й , обы чаев, пере­ ж и т к о в родового строя, ре л и ги ­ озн ы х верований и у с т н о го на­ родного творчества. В п р и л о ж е ­ нии, кром е у п о м я н у то й грам о­ ты 1697 года, о п уб л и ко в а н це н ­ н е йш и й и с то ч н и к по и сто ри и К о л ь ско го Севера — ед и н ствен ­ ная со хр ан ивш аяся писцовая к н и га , составленная в 1608— 1611 гг. Лю б озна те льны й читатель найдет в работе Н. Н. Х а р у зи н а м ассу и н те р е с н е й ш и х сведений о ко р е н н ы х ж и те л я х наш его кр а я : и х за н я ти я х, общ ествен­ ной и сем ейной ж и з н и , воспи ­ та н и и детей, свад еб ны х и по­ гр е б а л ьн ы х обрядах, ж и л и щ а х и т р а н с п о р т н ы х средствах, и г­ р а х и ра звле чени ях, пе сн я х и с к а з к а х , п р ед ан и ях о борьбе с «чудью », пр ед ста влен и ях о за­ гробном м ире и р а зн ы х суеве­ р и я х , о каб альной зави сим ости от р у с с к и х богачей, о ко л д ун а х и зн а х а р я х, ж е р тв о п р и н о ш е н и ­ я х и м н огом -м н огом д ругом . ПУТЕШЕСТВИЕ Рассказы о кольских первопроходцах Талантливый ученик изве­ стных ученых М. М. Кова­ левского и В. Ф. Миллера Н. Н Харузин, несмотря на молодость, имел уже опыт археологической и этногра­ фической работы. Вместе с ним в далекую Лапландию отправилась и сестра Вера Николаевна — в дальнейшем первая в Рос­ сии женщина-профессор эт­ нографии. На пароходе «Чижов» в июле 1887 года они доплыли до Кандалакши, откуда пеш­ ком и на лодках двинулись по так называемому «почто­ вому тракту» на Колу; по пути посетили придорожные и окрестные погосты: Бабен- гу, Екостров, Ловозеро, Кильдинский, а затем из Ко­ лы совершили поездку в Нотозеро и Сонгелу. Задача, возложенная на Н. Н. Харузина, была обшир­ на, а время для этого — весь­ ма ограничено; немногим бо­ лее месяца. Молодой ученый блестяще вышел из трудного положе­ ния. Он привлек к. работе местные культурные силы. Его главными консультанта­ ми были М. Т. Стафиевский, пять лет прослуживший вра­ чом в Лапландии, и К. П. Щеколдин, знавший саам­ ский язык и давно занимав­ шийся записью сказок, пре­ даний, песен и бывалыцин саамов. Колянин Г. П. Хар- чев — потомок ссыльного пугачевца — доставил Н. Н. Харузину очень ценную царскую грамоту 1697 года, которую по дружбе получил от саамов, из поколения в по­ коление хранивших ее в тай­ нике (в громадной по объему грамоте излагалась тяжба нотозерцев и сонгельцев с Цеченгским монастырем за туломские рыбные ловли, ре­ шенная Петром I в пользу саамов). По возвращении в Москву Н. Н. Харузин в течение трех лет упорно трудился, изучая иностранную и рус­ скую литературу о саамах и обрабатывая материалы, до­ бытые во время экспедиции в Лапландию. Результатом этой работы была моногра­ фия «Русские лопари. (Очер­ ки прошлого ц современного быта)», вышедшая в свет в 1890 году. Один из ведущих ученых конца XIX века профессор Д. Н. Анучин так отозвался о монографии: «Труд Й. Н. Х а р узи н а явл яет­ ся... н астол ько по лным и осн о­ вательным , что к нем у тр уд н о пр иб ави ть что-нибудь сущ е с т­ венное... Он, во всяком случае, д олж ен с л у ж и т ь то ч ко й о тп р а в ­ ления для всех по сл ед ующ их работ по и зу ч е н и ю того ж е пле­ мени». Общество любителей есте­ ствознания, антропологии и этнографии присудило Н. Н. Харузину за монографию «Русские лопари» золотую медаль. Передовая общественность России в то время была обес­ покоена дальнейшей судьбой малых народностей Севера. А. И. Кельсиев, находясь б З аполярье, встретил 53 саам­ ских семьи, в которых он на­ считал 78 детей. Таким обра­ зом, писал А. И. Кельсиев, на двух родителей в среднем приходится по полтора ре­ бенка — «факт, красноречи­ во свидетельствующий о вы­ мирании племени». Н. Н. Ха­ рузин опроверг вывод А. И. Кельсиева и на статистиче­ ском материале доказал, что «лопари — не вымирающее племя», а жизнеспособное и достаточно сильное для «борьбы с самыми неблаго­ приятными условиями». Н. Н. Х арузи н нарисовал яр­ к у ю к а р т и н у зверской э к с п л у а ­ таци и саамов р у с с к и м и к у л а к а ­ ми и р о сто вщ и ка м и . Об одном из к о л ь с к и х торговце в у саа­ мов сло ж и ла сь д аж е молитва- заклятье: «Спаси, господи, оле­ ня от волка, а нас, гр е ш н ы х , от М артем ьяна Базарного»! Но, видя развитие сущест­ вующих социальных отноше­ ний, ученый не питал радуж­ ных надежд на скорое улуч­ шение жизни саамов: «П олож ение и х далеко не из за ви д н ы х и с к а ж д ы м годом, по-видим ом у, ухудш ае тся... Они находятся в р у к а х кул а н о в, к о ­ торы е не даю т им свободно вздохнуть... И бьется по ка ло­ парь из всех сил, не имея воз­ м о ж н о сти вы дти из этого поло­ ж е н и я и— будет доведен до мед­ ле нн ого вы м и р а н и я» , если «не прид ет ем у по м ощ ь извне». Н. Н. Харузин видел путь избавления от «тяжелой ка­ балы» в переходе к оседло­ сти, просвещении и развитии промыслов на более рацио­ нальной основе. Он считал также необходимым улуч­ шить медицинское обслужи - вание саамов. «Остается л и ш ь пож елать, — п иш е т Н. Н. Х а р у з н к , — что­ бы эта по м ощ ь пр иш л а емэрее, по ка ло пар ь с о х р аняет ев?е ж и зн е н н ы е си лы ». Защищая интересы саамов, ученый ошибочно отрицал прогрессивную рель русских в__ Лапландии. «Начиная с ХШ века, история лопарей не дает нам ни одной свет­ лой страницы...» Это — «по крайней мере, полтысячеле­ тие постоянных страданий». Однако, описывая быт саа­ мов, Н. Н. Харузин призна­ вал, что у ннх «существует тяготение ко всему русскому» и отмечал благотворное влия­ ние русской культуры на жизнь саамов (в погостах, расположенных близ Каяы, «некоторые лопари обзаве­ лись уже русскими избами с русскими печами» и т. п.). По собственным наблюде­ ниям Н. Н. Харузин убедил­ ся в «добродушном отноше­ нии:» русских к саамам: ко- ляне и крестьяне-поморы радушно принимают их у се­ бя дома, «нисколько не брез­ гуют лопарем, вместе с ним едят и пьют, дружатся с ним, даже заключают с лопарем побратимство, крестят у него детей...» В то время, когда по ини­ циативе духовенства в Рос­ сии шла кампания по сбору пожертвований на восста­ новление Печенгского мона­ стыря, Н. Н. Харузин заявил, что в прошлом этот мона­ стырь имел «отрицательное действие на жизнь лопарей многих местностей русской Лапландии» — его монахи вели «безнравственную жизнь... обманывали и экс- плоатировали лопарей... в са­ мых возмутительных фор­ мах». Однако Н. Н. Харузин не выступал против религии вообще. Более того, считал «полезной для лопарей» евангельскую проповедь. Вследствие слабой изучен­ ности ряд вопросов в труде Н. Н. Харузина получил не­ верное освещение. Так, на­ пример, он полагал, что саа­ мы в древности являлись оленеводами и перешли к рыболовству в результате разорения их соседями. В действительности оленевод­ ство возникло сравнительно поздно и стало развиваться в связи с сокращением числа диких животных. Благодаря обилию факти­ ческого материала о саамах монография Н. Н. Харузина часто используется работни­ ками музеев, печати... Но при этом необходимо пом­ нить, что к настоящему вре­ мени она сильно устарела, многое в ней для нас непри­ емлемо. Поэтому следует критически относиться к ее содержанию. После издания книги «Русские лопари» Н. Н. Ха­ рузин создал еще целый ряд ценных научных трудов, в том числе четырехтомную «Этнографию» (курс лекций). Но здоровье ученого было сильно подорвано. Умер он 25 марта 1900 года. И. УШАКОВ. Доцент Мурманского пед­ института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz