Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
с я я м с к и й ДОКТОР Рассказы о кольских первопроходцах ГТОЛЯРНАЯ правда» уже » у * * рассказывала читате лям о наших земляках, ко торые внесли известный вклад в общественный про гресс и достойны благодар ной памяти потомков. Так, 24 апреля 1974 года был опубликован материал о А. Я. Ефименко — уроженке села Варзуга, а сегодня рассказ о другом замечательном нашем земляке — И. Н. Шмакове из Ковды. Иван Николаевич Шмаков родился 4(16) апреля 1869 го да в семье священника. Сред нее образование он получил в Архангельской духовной семинарии — в том же учеб ном заведении, которое окон чил и его отец. Но сын не по шел по пути отца — он ре шил «служить» народу не в церкви, а на поприще здра воохранения. Медицинское дело на Коль ском полуострове находилось в ту пору в плачевном со стоянии. Почти никто из спе циалистов не хотел ехать в Лапландию. Врачи-энтузиа сты, не встречая поддержки у царских властей, прослу жив год-два. уезжали с Коль ского полуострова. С 1869 по 1882 год должность уездного врача в Коле оставалась ва кантной, его обязанности выполняли фельдшера... Но И. Н. Шмакова не пу гала суровая Лапландия. Это была его родина, и поэтому после окончания медицин ского факультета Томского университета он вскоре за нял ДО ЛЖ НОСТЬ КО ЛЬСКОГО уездного врача. Не ж алея сил, с увлечением и страстью И. Н. Ш м а ков отда ется лю бим ом у делу. На лод ка х и оленьих у п р я ж к а х , а не- редно и пеш ком , он добирает ся до отдаленны х селений, ле чи т больны х, прин и м ает меры пр оф и л а кти ки против во зм о ж н ы х эпидемий. П риветливы й врач бы стро сош елся с ко р е н н ы м населе нием Лапландии, сблизился с саамами настолько, что по н и мал и х ра зго в о р н ую речь и стал у них почти своим чело- веном. Но работа редко приносила удовлетворение. О тсутствие т р а н с п о р тн ы х средств, нехват ка лекарств* м алочисленность м ед и цин ского персонала не по зволяли своеврем енно о к а з ы вать н у ж н у ю пом ощ ь. «С г р у с ть ю пр ихо д ится сознаться, — писал Ш м а ков, — что м едицин с ки й персонал является бес сильны м л окализовать болезнь и пр ин я ть эн ергичны е меры к ее пр екращ е н ию : обы чно о по явлении эпидем ии в уезде врач узна ет с п устя долгое время и к м есту эпидемии не ско р о мо ж е т пр иб ы ть, а весною и осенью , по отсутстви и в с я ки х путей сообщ ения в Лапландию и на Т е рски й берег, врач вы н уж д е н бездействовать, и эп и демия м ож ет ш и р о ко распро страниться». Молодому врачу повсюду приходится видеть удручаю щие картины жизни саамов. В летнее время, переходя с одного промыслового места на другое, они тащили весь скарб на себе или везли в лодке, поселялись в шала шах — вежах или куваксах. Несмотря ни на какие стара ния, в этих тесных жилищах нельзя было поддерживать чистоту, особенно в дождли вую погоду. Чтобы избавить ся от комаров и мошкары, в шалашах круглые сутки го рел огонь. «Всюду грязь, ко поть и прелый запах (вонь), — отмечает Шмаков, — дым, распространяясь по веже, не выносимо ест глаза... Непри вычный человек не может долго пробыть в веже». Антисанитарные условия наряду с непосильной рабо той и частым недоеданием способствовали распростра нению болезней. Около 40 процентов саамов умирало, не достигнув десятилетнего возраста. С 1895 года, находясь сре ди саамов, И. Н. Шмаков на чал вести антропологические и этнографические исследо вания. Не имея антропомет ра, пользуясь вместо него из мерительной лентой, он за два года произвел довольно точный обмер 65 саамов-муж чин центральной и восточной Лапландии, которые, «как бо лее изолированные, реже со прикасались с русским насе лением, а потому могли наи более сохранить свой тип, свои отличительные особен ности». Ценность исследова ний И. Н. Шмакова как раз и состояла в том, что он изу чал те группы саамов, кото рые мало были обследованы его предшественником А. И. Кельсиевым в 1877 году. Антропологические изме рения проводились И. Н. Шмаковым далеко не в иде альных условиях — «при всякой возможности — будь то почтовая станция, тупа или вежа лопаря, или его промысловая избушка». Од нако, по оценке известного специалиста по антропологии финноугорских народностей Д. А. Золотарева, И. Н. Шма ков справился со своей зада чей. В дополнение к своим полевым исследованиям кольский врач использовал для сравнения данные воен но-призывных обследовании саамов за многие годы. Это сделало выводы И. Н. Шма кова еще более обоснован ными. Подолгу бывая в саамских погостах, он собрал огром ный материал по этнографии — обстоятельно описал одеж ды, обувь, жилища, пищу, способы передвижения, образ жизни, семейный и общест венный быт, трудовую дея тельность, способы лечения болезней, обычаи саамов. Осенью 1898 года И. Н. Ш м а ков получил перевод на работу в Забайкалье. В 1900 году он перешел на сл уж б у в ведом ство М инистерства путей сооб щ ения, работал врачом сначала на С ибирской, а затем на стро и вш ейся О ренбург-Таш кент- ско й ж ел е зн ы х дорогах. С 1906 года И. Н. Ш м а ко в поселился в столице, где и пр ож и л до сво ей ко н ч и н ы (30 сентября 1939 года), работая врачом на ж е лезнодорож ной стан ции Петер б ур г (Ленинград). Для н а у ч н ы х наблюдений он пр ие зж а л в Лапландию в 1902 и 1906 годах. В это время И. Н. Ш м а ко в сотрудничает в ряде пе ри од и чески х изданий — газе те «Северный ли сто к», ж у р н а лах «Неделя», «Этнографиче ское обозрение», «В естник об щ ественной ги ги е н ы , судебной и п р а кти ч е ско й м едицины », а т а к ж е в «Трудах Общества ар х а н ге л ьс ки х врачей». Им были оп уб л и ков а ны со д ерж ательны е статьи: «Рождае мость, брачность и см ертность р у с с ки х лопарей по данным м етри к церквей», «Зам етки о народной медицине на Крайней Севере России», «Свадебные обы чаи и пр ич итан ья Терского берега Белого моря*», «Р усские лопари с врачеСно-санитарной т о ч ки зрения и медицинская пом ощ ь в Лапландии». В 1906— 1907 годах И. Н. Ш м а ков сдал экзам ены на степень д октора медицины , а в 1909 го ду успеш н о защ итил при Всей- но-м едицинской академии в Пе тербурге д о кто р с ку ю диссерта ц ию «М атериалы для ан троп о логии р ѵ с с к и х лэпарен. Опы~ этнограф и че ско го и медико- а н тр о п о л о ги чсскэго исследова ния», которая явилась итогом его научн ого и зучения Коль ско го края . Работа получила вы с о ку ю о ц е н ку рецензентов и оппонентов. В конце XIX — начале XX веков в печати обсуждался вопрос о судьбе палых на родностей Севера. Реакцио неры всех мастей утвержда ли, что саамы нежизнеспо собны. Профессор Якобий предсказывал быстрое вы мирание их от сифилиса. Г. Ф. Гёбель, автор обширно го труда «Наша Лапландия», уверял, что саамы совершен но невосприимчивы к куль туре и «вымирают, подчиня ясь естественному закону, по которому все малоспособные к культуре охотничьи и коче вые племена, приходя в со прикосновение с культурны ми народами, исчезают с ли ца земли, уступая им свое место» и что «об этом нечего жалеть ни правительству, ни человечеству», так как «ло парское племя... не представ ляет ликакого интереса для государства... Его место за нято будет более сильной че ловеческой расой...». И. Н. Ш м а ков реш ительно опрове рг ра систские домы слы . Вслед за Н. Н. Х арузи ны м , на основе н а уч н ы х дан ны х он по казал, что саамы — народ ж и з н естой ки й , невы м и рающ и й, но он находится в тяж еле йш их у с ловиях и нуж дается в пом ощ и со стороны государства и об щества. У че н ы й требовал п р и нятия т а ки х мер, которы е «ул учш ат бы т лопарей и будут способствовать и х переходу к оседлости и приобщ ению к бла гам к у л ь т у р н о й ж и зн и » . Он с ч и тал необходимым у л уч ш и ть и р а сш и р и ть м ед и цин скую по мощ ь, образование, устр о и ть п ути сообщения, содействовать р а зви тию промыслов и ж и в о т новодства. Ш м а ко в показал несостоя тельность утверж д ений, будто саамы «совершенно неспособ ны к культуре». В зи м н и х по гостах, писал он, сущ ествую т б ревенчаты е по стр о й ки — т у пы , а в последнее время, «бла годаря влиянию р у с с ки х , по являю тся руссние избы с р ус с ки м и печами... С появлением у лопарей р у с с к и х печей хлеб во шел во всеобщее употребление, но еще не т а к давно вместо хлеба в ходу бы ли пресные ко- лобы, которы е готовились на откр ы то м огне и подж арива лись со всех сторон». Относительно венериче ских заболеваний И. Н. Шма ков писал, что среди саамов они «встречаются чрезвычай но редко», а малый прирост численности саамов происте кает из высокой смертности детей в условиях «полукоче вой жизни, полной невзгод и лишений». И. Н. Шмаков неоднократ но выступал в защиту саа мов — на съездах врачей, на страницах газет. В меру сво их сил он боролся за улуч шение медицинского дела на Кольском полуострове. Академик Л. С. Берг, хо рошо знавший И. Н. Шмако ва в течение 38 лет, писал о нем: сЭто был чуткий и до ступный врач, прекрасный общественный деятель... Он выделялся своей энергией, работоспособностью, живым интересом к природе и насе лению... за свою отзывчи вость пользовался всеобщим уважением... и доверием местного населения». И. УШАКОВ. Доцент Мурманского педа гогического института.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz