Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

с я я м с к и й ДОКТОР Рассказы о кольских первопроходцах ГТОЛЯРНАЯ правда» уже » у * * рассказывала читате­ лям о наших земляках, ко­ торые внесли известный вклад в общественный про­ гресс и достойны благодар­ ной памяти потомков. Так, 24 апреля 1974 года был опубликован материал о А. Я. Ефименко — уроженке села Варзуга, а сегодня рассказ о другом замечательном нашем земляке — И. Н. Шмакове из Ковды. Иван Николаевич Шмаков родился 4(16) апреля 1869 го­ да в семье священника. Сред­ нее образование он получил в Архангельской духовной семинарии — в том же учеб­ ном заведении, которое окон­ чил и его отец. Но сын не по­ шел по пути отца — он ре­ шил «служить» народу не в церкви, а на поприще здра­ воохранения. Медицинское дело на Коль­ ском полуострове находилось в ту пору в плачевном со­ стоянии. Почти никто из спе­ циалистов не хотел ехать в Лапландию. Врачи-энтузиа­ сты, не встречая поддержки у царских властей, прослу­ жив год-два. уезжали с Коль­ ского полуострова. С 1869 по 1882 год должность уездного врача в Коле оставалась ва­ кантной, его обязанности выполняли фельдшера... Но И. Н. Шмакова не пу­ гала суровая Лапландия. Это была его родина, и поэтому после окончания медицин­ ского факультета Томского университета он вскоре за­ нял ДО ЛЖ НОСТЬ КО ЛЬСКОГО уездного врача. Не ж алея сил, с увлечением и страстью И. Н. Ш м а ков отда­ ется лю бим ом у делу. На лод­ ка х и оленьих у п р я ж к а х , а не- редно и пеш ком , он добирает­ ся до отдаленны х селений, ле­ чи т больны х, прин и м ает меры пр оф и л а кти ки против во зм о ж ­ н ы х эпидемий. П риветливы й врач бы стро сош елся с ко р е н н ы м населе­ нием Лапландии, сблизился с саамами настолько, что по н и ­ мал и х ра зго в о р н ую речь и стал у них почти своим чело- веном. Но работа редко приносила удовлетворение. О тсутствие т р а н с п о р тн ы х средств, нехват­ ка лекарств* м алочисленность м ед и цин ского персонала не по­ зволяли своеврем енно о к а з ы ­ вать н у ж н у ю пом ощ ь. «С г р у ­ с ть ю пр ихо д ится сознаться, — писал Ш м а ков, — что м едицин­ с ки й персонал является бес­ сильны м л окализовать болезнь и пр ин я ть эн ергичны е меры к ее пр екращ е н ию : обы чно о по­ явлении эпидем ии в уезде врач узна ет с п устя долгое время и к м есту эпидемии не ско р о мо­ ж е т пр иб ы ть, а весною и осенью , по отсутстви и в с я ки х путей сообщ ения в Лапландию и на Т е рски й берег, врач вы ­ н уж д е н бездействовать, и эп и ­ демия м ож ет ш и р о ко распро­ страниться». Молодому врачу повсюду приходится видеть удручаю­ щие картины жизни саамов. В летнее время, переходя с одного промыслового места на другое, они тащили весь скарб на себе или везли в лодке, поселялись в шала­ шах — вежах или куваксах. Несмотря ни на какие стара­ ния, в этих тесных жилищах нельзя было поддерживать чистоту, особенно в дождли­ вую погоду. Чтобы избавить­ ся от комаров и мошкары, в шалашах круглые сутки го­ рел огонь. «Всюду грязь, ко­ поть и прелый запах (вонь), — отмечает Шмаков, — дым, распространяясь по веже, не­ выносимо ест глаза... Непри­ вычный человек не может долго пробыть в веже». Антисанитарные условия наряду с непосильной рабо­ той и частым недоеданием способствовали распростра­ нению болезней. Около 40 процентов саамов умирало, не достигнув десятилетнего возраста. С 1895 года, находясь сре­ ди саамов, И. Н. Шмаков на­ чал вести антропологические и этнографические исследо­ вания. Не имея антропомет­ ра, пользуясь вместо него из­ мерительной лентой, он за два года произвел довольно точный обмер 65 саамов-муж­ чин центральной и восточной Лапландии, которые, «как бо­ лее изолированные, реже со­ прикасались с русским насе­ лением, а потому могли наи­ более сохранить свой тип, свои отличительные особен­ ности». Ценность исследова­ ний И. Н. Шмакова как раз и состояла в том, что он изу­ чал те группы саамов, кото­ рые мало были обследованы его предшественником А. И. Кельсиевым в 1877 году. Антропологические изме­ рения проводились И. Н. Шмаковым далеко не в иде­ альных условиях — «при всякой возможности — будь то почтовая станция, тупа или вежа лопаря, или его промысловая избушка». Од­ нако, по оценке известного специалиста по антропологии финноугорских народностей Д. А. Золотарева, И. Н. Шма­ ков справился со своей зада­ чей. В дополнение к своим полевым исследованиям кольский врач использовал для сравнения данные воен­ но-призывных обследовании саамов за многие годы. Это сделало выводы И. Н. Шма­ кова еще более обоснован­ ными. Подолгу бывая в саамских погостах, он собрал огром­ ный материал по этнографии — обстоятельно описал одеж­ ды, обувь, жилища, пищу, способы передвижения, образ жизни, семейный и общест­ венный быт, трудовую дея­ тельность, способы лечения болезней, обычаи саамов. Осенью 1898 года И. Н. Ш м а ­ ков получил перевод на работу в Забайкалье. В 1900 году он перешел на сл уж б у в ведом­ ство М инистерства путей сооб­ щ ения, работал врачом сначала на С ибирской, а затем на стро­ и вш ейся О ренбург-Таш кент- ско й ж ел е зн ы х дорогах. С 1906 года И. Н. Ш м а ко в поселился в столице, где и пр ож и л до сво­ ей ко н ч и н ы (30 сентября 1939 года), работая врачом на ж е ­ лезнодорож ной стан ции Петер­ б ур г (Ленинград). Для н а у ч н ы х наблюдений он пр ие зж а л в Лапландию в 1902 и 1906 годах. В это время И. Н. Ш м а ко в сотрудничает в ряде пе ри од и чески х изданий — газе­ те «Северный ли сто к», ж у р н а ­ лах «Неделя», «Этнографиче­ ское обозрение», «В естник об­ щ ественной ги ги е н ы , судебной и п р а кти ч е ско й м едицины », а т а к ж е в «Трудах Общества ар­ х а н ге л ьс ки х врачей». Им были оп уб л и ков а ны со­ д ерж ательны е статьи: «Рождае­ мость, брачность и см ертность р у с с ки х лопарей по данным м етри к церквей», «Зам етки о народной медицине на Крайней Севере России», «Свадебные обы чаи и пр ич итан ья Терского берега Белого моря*», «Р усские лопари с врачеСно-санитарной т о ч ки зрения и медицинская пом ощ ь в Лапландии». В 1906— 1907 годах И. Н. Ш м а­ ков сдал экзам ены на степень д октора медицины , а в 1909 го­ ду успеш н о защ итил при Всей- но-м едицинской академии в Пе­ тербурге д о кто р с ку ю диссерта­ ц ию «М атериалы для ан троп о­ логии р ѵ с с к и х лэпарен. Опы~ этнограф и че ско го и медико- а н тр о п о л о ги чсскэго исследова­ ния», которая явилась итогом его научн ого и зучения Коль­ ско го края . Работа получила вы с о ку ю о ц е н ку рецензентов и оппонентов. В конце XIX — начале XX веков в печати обсуждался вопрос о судьбе палых на­ родностей Севера. Реакцио­ неры всех мастей утвержда­ ли, что саамы нежизнеспо­ собны. Профессор Якобий предсказывал быстрое вы­ мирание их от сифилиса. Г. Ф. Гёбель, автор обширно­ го труда «Наша Лапландия», уверял, что саамы совершен­ но невосприимчивы к куль­ туре и «вымирают, подчиня­ ясь естественному закону, по которому все малоспособные к культуре охотничьи и коче­ вые племена, приходя в со­ прикосновение с культурны­ ми народами, исчезают с ли­ ца земли, уступая им свое место» и что «об этом нечего жалеть ни правительству, ни человечеству», так как «ло­ парское племя... не представ­ ляет ликакого интереса для государства... Его место за­ нято будет более сильной че­ ловеческой расой...». И. Н. Ш м а ков реш ительно опрове рг ра систские домы слы . Вслед за Н. Н. Х арузи ны м , на основе н а уч н ы х дан ны х он по­ казал, что саамы — народ ж и з ­ н естой ки й , невы м и рающ и й, но он находится в тяж еле йш их у с ­ ловиях и нуж дается в пом ощ и со стороны государства и об­ щества. У че н ы й требовал п р и ­ нятия т а ки х мер, которы е «ул учш ат бы т лопарей и будут способствовать и х переходу к оседлости и приобщ ению к бла­ гам к у л ь т у р н о й ж и зн и » . Он с ч и ­ тал необходимым у л уч ш и ть и р а сш и р и ть м ед и цин скую по ­ мощ ь, образование, устр о и ть п ути сообщения, содействовать р а зви тию промыслов и ж и в о т ­ новодства. Ш м а ко в показал несостоя­ тельность утверж д ений, будто саамы «совершенно неспособ­ ны к культуре». В зи м н и х по­ гостах, писал он, сущ ествую т б ревенчаты е по стр о й ки — т у ­ пы , а в последнее время, «бла­ годаря влиянию р у с с ки х , по­ являю тся руссние избы с р ус ­ с ки м и печами... С появлением у лопарей р у с с к и х печей хлеб во­ шел во всеобщее употребление, но еще не т а к давно вместо хлеба в ходу бы ли пресные ко- лобы, которы е готовились на откр ы то м огне и подж арива­ лись со всех сторон». Относительно венериче­ ских заболеваний И. Н. Шма­ ков писал, что среди саамов они «встречаются чрезвычай­ но редко», а малый прирост численности саамов происте­ кает из высокой смертности детей в условиях «полукоче­ вой жизни, полной невзгод и лишений». И. Н. Шмаков неоднократ но выступал в защиту саа­ мов — на съездах врачей, на страницах газет. В меру сво­ их сил он боролся за улуч­ шение медицинского дела на Кольском полуострове. Академик Л. С. Берг, хо­ рошо знавший И. Н. Шмако­ ва в течение 38 лет, писал о нем: сЭто был чуткий и до­ ступный врач, прекрасный общественный деятель... Он выделялся своей энергией, работоспособностью, живым интересом к природе и насе­ лению... за свою отзывчи­ вость пользовался всеобщим уважением... и доверием местного населения». И. УШАКОВ. Доцент Мурманского педа­ гогического института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz