Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ПЛОЩАДЬ ПЕРВОУЧИТЕЛЕЙ НАСЛЕДИЕ приемлю» ,9. Писатель проклинает «одержимых скупостью» и ж а д ных до наживы людей: «В нынешнее время... уродилося всё немилосердное семя.... Ради своего тленного прибытка и кровавые корысти... Извыкли, аки червь, древо православных христиан грызти» 20 Полной противоположностью тем, у ко го «чюжая беда и на пасть не болит», является щедрый и великодушный князь Пожар ский, который Следует божьим заповедям. Он добр и помогает всем бедствующим: «Яко некая великая река неоскудно всех напояет, Тако твоя прещедрая душа таковым подаянием всех утешает ...Вси людие дивятся твоей велицей милости, ...приходя к твоей благонравной тихости.» 21 Призыв к милосердию подкрепляется ссылкой на евангельское изречение: «Блаженни милостивии, я ко тии помиловани будут». За милость Бог «множество грехов прощает» и, ка к гласит бож е ственное писание, «рука дающего не оскудеет», а удерживающий богатство ничто себе не успеет (не получит помощи от Бога). «У вла дыки Христа Бога» выше «всех добродетелей... поставляется, иже кто в скорби и беде сущей друг другу поможет» 22. Значительная часть Послания князю Д. М. Пожарском у — это гимн милосердию, состраданию, человеческой доброте и отзывчи вости. Князь Пожарский, в обрисовке Шаховского, славен не только тем, что он выдающийся полководец, «не бывал никогда побежден в бранех» («Без таковых бо земля крепко и славно не может сто- яти»), но и, может быть, не меньше своими христианскими добро- деяниями. Он — покровитель и заступник страждущих, «всем нам надежа и упование, и промысленник, и кормитель, и на вся види мые враги наша непобедимый прогонитель» 23. Писатель дает простое житейское наставление: чтобы Божьей карой «не наказатися..., подобает нам всем от злых своих дел от- вращатися» 24. Если этого не послушаете, предупреждает Шахов ской своих соотечественников, то по «святому речению... чюждия землю вашу поедят, и жены ваши, и дети, и богатство все пленом пленят» 25. В другом послании, адресованном некоему Семёну Гаврилови чу (1622 г.), Шаховской тоже прославляет добронравие «питателя», который «Христа, Бога нашего, помнит», помогает «сущим в скор- бех» и заключает похвалу благодетелю словами: Государь мой, здрав и радостен навеки буди, А меня, искателя своего, не забуди. 26 Лучшие люди прошлого высоко ценили проявление милосер дия, которое по существу являлось мерилом нравственности и по казателем уровня развития общества. Князь Шаховской, пострадав ший за многобрачие и вольномыслие, ратовал за чуткость и мило сердие, которых иногда еще так не хватает нам. 14 октября 1991 г. 258
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz