Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Иван УШАКОВ ■«Князь Семён Шаховской» гановых»15. По-видимому, влиятельные промышленники и побудили молодого царя Алексея Михайловича отменить распоряжение об отправке опального князя на Лену. В отличие от истории Смуты сокрушение враждебного Сибир с ко го ханства рисуется как славное деяние, достойное памяти по томков, «како просвети Бог Сибирскую землю святым крещением и утверди в ней святительский престол архиепископию». Тяжелые последствия Смуты должны были служить предостережением от гре ховных дел. Взятие Сибири — пример доблести и христианской до бродетели. 3. ХВАЛА МИЛОСЕРДИЮ В творческом наследии Семёна Ш аховского — произведения разного жанра. Им написаны похвальные слова святым, церковные службы, проповеди, молитвы, религиозные размышления и настав ления16. Полного издания трудов писателя пока нет. Некоторые произведения Ш ахо вского принадлежат к разряду виршевой поэзии, считавшейся тогда изящной словесностью. Нача ло её относится к XVII веку. Андрей Курбский, например, укорял Ивана Грозного в том, что он пишет простой речью, а не «стиха ми, я ко есть обычай искусным и ученым»17. Вирши — это рифмо ванные двустрочия без строгого числа слогов и порядка ударений. Наиболее значимым виршевым произведением Ш аховского яв ляется послание герою освобождения Москвы князю Дмитрию Ми хайловичу Пожарскому, который покровительствовал горемычному земляку. Послание не датировано, но, по-видимому, написано в 1615 или 1616 году, когда Шаховской бедствовал в ссылке на Унже, в недальнем расстоянии от суздальских вотчин Пожарского. В это время по стране еще бродили разбойные отряды поляков и литов цев, и Шаховской в послании желает успешно закончить борьбу с ними: Чтоб... дал Бог на них, супостат наших, победу, Отнюд просто рещи (сказать), не осталось бы их в земли нашей следу. Пожарский и Шаховской — оба князья по рождению . Но один в великой славе и чести, другой в безмерном унижении и нищете, тяжело переживает свое падение и бесчестье: «А з грешный и не достойный, от всех человек презираем»18. Но опальный князь пре ступником себя не считает... «Напрасно стражду и погибаю»,— го ворит он... «Великая скорбь и беда за грех мой постигла». И те перь нет у него самого необходимого — хлеба и одежды, мучается, живя впроголодь, вместе с «горькими сиротами». Кредиторы — без жалостные «спекуляторы», которым милее всего злато и серебро,— держат Ш ахо вского на «позоре», подвергая физическим наказани ям за неуплату долгов: я, говорит князь, рад живым лечь в зем лю, «понеже на всяк день смертное биение от спекуляторей 17 Заказ 1567 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz