Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

ПЛОЩАДЬ ПЕРВОУЧИТЕЛЕЙ НАСЛЕДИЕ Повесть о Смуте содержит обширный исторический материал. Она охватывает целую эпоху от Ивана IV до избрания на царство Михаила Романова. Не вдаваясь в подробности (Шаховской не лю ­ бил «долготу слов»), автор описал все главнейшие события того времени. Как правило, не давая трактовки, он следует от факта к факту, предоставляя читателю самому судить о действиях тех или иных лиц. В оценке поведения людей он исходит из критерия, как участники событий относились к интересам Родины — осуждает из­ менников (например, М. Салтыкова и Ф . Андронова), похвалял за­ щитников Русской земли. О себе Шаховской нигде не говорит ни слова. В приписке, найденной М. В. Кукушкиной, Шаховской аттес­ тует себя крайне уничижительно: «за грубость дел своих не токмо чести достоин, но и человеком зватися не потребен скотско го ра­ ди жития и свинского нрава»12. Кажется, лишь в одной детали про­ глядывает личное. Отмечая «многобрачное рожество» царевича Дми­ трия «от шестыя жены» Ивана Грозного. Шаховской заявляет: да «не осудится бо всяк родивыйся от многобрачия родительским согрешением». Основной исследователь сказаний о Смуте, Сергей Федорович Платонов считал автора Повести «замечательно объективныѵ в срав­ нении с другими современными ему писателями о Смуте», что его «беспристрастная хроника событий» выделяется «из ряда совре­ менных ей исторических повествований своими литературными д о ­ стоинствами, заставляет видеть в её авторе талантливого и обра­ зованного человека». Его слог отличается оригинальным и краси­ вым эпическим складом. Обилие тропов (образных выражений) делает язык его Повести изобразительным, но не вычурным и не запутанным; речи, вложенные в уста действующих лиц, оживляют изложение; в рассказ иногда удачно вводится картина природы, на­ бросанная не многими, но яркими штрихами. Ум писателя сказы ­ вается в той сдержанности, с ка кою он обыкновенно относится и к друзьям, и к врагам своим; чувство меры не позволяет автору кстати и некстати пестрить свое изложение библейскими выписка­ ми; они являются у него всегда у места и не нарушают общего ха­ рактера речи»13. Таково мнение знатока, высказанное в 1888 году. С. И. Шаховской обличал пороки в русском обществе и прово­ дил мысль, что любые грешные дела влекут за собой Божье нака­ зание. Некоторые его произведения (например, Слово о москов­ ском пожаре 1626 года) написаны в духе религиозно-нравственно­ го наставления. Тобольский дьяк Третьяк Васильев, хорош о знавший князя Шаховского, писал о нем: «человек предивный, шествующий путем правды и немало разумеющий божественного писания и при- имший по дару Божию много здравого учения»14. Во время пребывания в Сольвычегодске (1647-1648 гг.) Стро­ гановы привлекли писателя, чьи сочинения тогда «читали по всей России», к составлению летописи о походах Ермака и покорении Сибири. Летопись, известная под названием Строгановской, носила авторский заголовок «О взятии Сибирския земли, како благочести­ вому государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Ру- сии подарова Бог Сибирское государство обладати...» Шаховской, по свидетельству историка Р. Г.Скрынникова, при составлении этой летописи «широко использовал подлинные документы архива Стро­ 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz