Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

ИЗ ИСТОРИИ КОЛЬСКОГО КРАЯ ѵ : ш вш яяш ПОЕЗДКА ВИТТЕ НА МУРМАН Исполняется 100 лет в а ж н о м у в и с т о р и и К о л ь с к о го С е ве ра с о б ы т и ю - п о с ещ е н и ю министром ф и н а н с о в С е р геем Ю л ь е в и ч ем Витте М у р м а н с к о го п о б е р е ж ь я последствием к о т о р о го стало с о з д а н и е н о в о го у е з д н о го центра - города Александровска. Юбилей - всегда повод в с п о м н и т ь о пр ош л ом . Поручение императора щ После разгрома Франции (1871 г.) объеди­ ненная Германия, получив пять миллиардов І ! франков контрибуции, стала быстро набирать (силы и превращаться в очаг новой большой войны. Для противодействия агрессивным уст- Цремленичм Германии складывается франко- Црусский зэенно-политический союз (1891-1892 . гг.). В правящих кругах России возникло жела- I! ние усилить морскую мощь путем создания до­ полнительной базы для военного флота. В мср- Цском ведомстве склонялись к тому, чтобы стро- -- ить ее на Балтике, в Либаве (Лиепая). Император Александр III не разделял тако- ||го мнения. «У него, - писал Витте, - была Цмысль устроить порт в таком месте, где бы, с Щодной стороны, была гавань, не замерзающая Цкруглый год, а с другой стороны, гавань эта «должна была быть совершенно открыта, то есть, чтобы это был такой порт, из которого f j можно было бы прямо выходить в море, на йпросторы Мирового океана». Таким требовани­ ям в Европейской России удовлетворяла одна- единст венная местность - Мурманский берег. ' «Император Александр III, - свидетельству- |*ет Витте, - имел влечение к русскому Северу». Появилось оно не случайно. В 1867 году Архан­ гельскую губернию постиг жестокий голод. ^Александр II учредил «Комиссию доставления а пособий жителям России, пострадавшим от не­ урожая- и поставил во главе ее сына-наследни- йка. Будущий император имел возможность бли- |§же познакомиться с нуждами Северного края. -. По словам Витте, наследнику нравилось север- йіное крестьянство - «тип чисто русских людей к;как по крови своей, так и по истории». II В беседах с Витте Александр III рассказы- Явал, что во время голода на Севере «многие . умирали только из-за невозможности доставки Мтуда хлеба; при этом, - сообщает Витте, - им­ ператор высказывал мне такого рода мысль - : свою мечту, - чтобы край этот, интересы кото­ рого он принимал очень близко к сердцу, не . был обделен железными дорогами. Он говорил ймне о том, как бы он был рад, если бы ему уда­ . лось видеть т^м железные дороги, которые обеспечили бы этому краю подвоз хлеба на слу­ чай будущих голодовок». ■ :;| В ответ на ходатайства архангельского гу­ бернатора А. П. Энгельгардта и поморского на­ селения правительство весной 1894 года на­ правило на Кольский полуостров для изыскания ' трассы для будущей железной дороги талантли­ в о го инженера Бориса Риппаса. '4 Одновременно Александр III обратился к іІВитте с предложением «поехать на Север, по­ знакомиться с ним и узнать.., где можно было ;бы строить... главную морскую базу». . Витте являлся крупным специалистом же­ лезнодорожного дела - с 1889 года возглавлял департамент железных дорог Министерства финансов, а в феврале 1892 года стал минист- оіром путей сообщения. В августе того же года Витте возглавил Министерство финансов, в вв­ едении которого тогда находились промышлен­ ность и торговля России. Отправляя Витте на Мурман, Александр III считал, что только он бо­ лее всего способен дать верное заключение по ..такому важному вопросу, тогда как военно-мор- : ские деятели «вполне остановились на мысли, что такой морской порт нужно строить в Либа- ||ве». ’ У края земли Русской I 17 июня 1894 года Витте со спутниками |прибыл в Архангельск, откуда на рейсовом па- Цроходе «Ломоносов» направился к Мурман­ с к о м у побережью. Вместе с министром ехали Якрупные чиновники, строитель Ярославско-Во- ||логодской железной дороги Савва Иванович § Мамонтов, архангельский губернатор, заведую- if щий Архангельско-Мурманским пароходством. Освещал путешествие сотрудник «Московских « ведомостей» Евгений Львович Кочетов (псевдо- ?|ним «Русский странник Евгений Львов»). Ехав- |шие установили правило: чтобы скоротать вре- І|мя, каждый должен рассказать из своей жизни ^что-нибудь занимательное, неизвестное дру- f гим. Оживлял общество игрой на пианино и пе- чием Савва Мамонтов. Из трех недель близкого ".общения с ним Кочетов вынес убеждение, что это не столько биржевой и железнодорожный делец, сколько деятель искусства - художник, f фотограф-любитель, певец и страстный музы­ к а н т. I При подходе к Терскому берегу останови­ л и с ь у острова Сосновца, встретили поморскую годку с артелью рыбаков. “ С. И. Мамонтов, - пишет Кочетов, - улучив минуту, снял с них фо­ тографию... Это сталь земли Русской, как ска- іал о поморах С. Ю. Витте. Тут все молодцы, начиная с самих поморов и кончая их женами и дочерьми, не уступающими им в умении грести и удали». Затем пароход сделал стоянку у Иокангских островов; Витте и его спутники высадились на самый большой из островов, не имевший на­ звания. <<С трудом взобравшись вслед за ми­ нистром по крутому подъему, - сообщает Коче­ тов, - мы очутились на обширном плато, со­ ставляющем вершину острова, которую мы, не­ смотря на бездорожье и камни, искрестили по разным направлениям в течение более двух ча­ сов времени». На острове стояло несколько старинных крестов, поставленных промышлен­ никами. Мамонтов и Энгельгардт подстрелили несколько уток. После поездки Витте морское ведомство присвоило этому острову имя ми­ нистра. Так на карте Мурмана появился остров Витте. В Териберке высокого гостя встретил уезд­ ный исправник Василий Иванович Смирнов - «чрезвычайно типичный, украшенный ордена­ ми, почтенный, подвижный и энергичный ста­ рик, живущий в Коле и замечательно изучив­ ший весь Мурман». Приветствовать министра собралось около 800 рыбаков - «все коренас­ тые молодцы в сапогах, кожаных или толстых шерстяных куртках и картузах, с русскими кли­ нообразными или окладистыми бородами, с се­ рыми умными и энергичными глазами. Никаких шумных оваций и восторгов при встрече с на­ чальством поморы не проявили, а, поздоровав­ шись, тотчас надели шапки и вели себя с ка­ ким-то вселяющим уважение спокойным при­ родным достоинством». По пути к Кольскому заливу осмотрели губу Почниху - глубоководную и закрытую от всех ветров бухту. Однако главное внимание привлекла Ека­ терининская гавань. Пятнадцать лет спустя в своих «Воспоминаниях» Витте так отозвался о ней: гавань замечательная как по своему объе­ му, полноводью, так и по своей защищенно­ сти... никогда не замерзает вследствие теплого течения Гольфстрима. Такой грандиозной гава­ ни я никогда в своей жизни не видел; она про­ изводит еще более грандиозное впечатление нежели Владивостокский порт и Владивосток­ ская гавань. Мы эту гавань подробно осматри­ вали, стояли там несколько суток». В Печенге прибывшие посетили возобнов­ ленный монастырь и Сретенскую церковь, где покоятся мощи святого Трифона. «Под алтарем снаружи храма, - отмечает Кочетов, - имеется ход в небольшое помещение вроде склепа, с общим памятником. Настоятель Ионафан, взяв с алтаря приготовленные иконы и просфоры, поднес их министру и некоторым из его спутни­ ков». Печенга запомнилась журналисту «заме­ чательно крупной и вкусной семгой, особенно искусно коптимой и слегка просаливаемой в монастыре. Две такие огромные рыбины были поднесены С. Ю Витте». В пограничной с Норвегией Пазреке с мест­ ностью знакомил гостей священник Константин Щеколдин, посвятивший 25 лет просвещению окрестного населения. «Он, - говорит Кочетов, - прекрасно знает быт лопарей, их нравы, обы­ чаи и лопарский язык». На богослужении в но­ вой церкви Бориса и Глеба пазрецкие лопари «читали по-славянски... и очень недурно пели на клиросе». Большой интерес вызвала церквушка, сруб­ ленная самим Трифоном в 1565 году: «это це­ лый драгоценный музейный отдел по иконогра­ фии; тут при простоте, доходящей до скудости, при деревянных паникадилах, крошечного раз­ мера дощатого алтаря, с окнами из слюды вместо стекла, в алтаре этого первого право­ славного храма находятся священнические одежды святого Трифона, его Евангелие и крест, церковные книги и много (так же, как и в самой церкви) икон весьма добропорядочного греческого письма». Журналист отмечал как отрадный факт, что ничего из древностей не расхищено, хотя «подобные древние принад­ лежности и иконы весьма ценятся и очень охот­ но приобретаются старообрядцами». Порту бытьі I На основе личных наблюдений и суждении своих спутников, особенно А. П. Энгельгардта, Витте пришел к убеждению, что необходимо, не жалея средств, обживать и обустраивать Мур­ ман. По возвращении в Петербург он отпечатал и вручил Александру III обстоятельный доклад, в котором решительно высказался за сооруже­ ние крупного порта при Екатерининской гавани, проведение к нему двухколейной железной до­ роги и устройство при военно-морской базе мощной электростанции. Витте всесторонне обосновал преимущества Мурмана в сравнении с Либавой в случае войны с Германией. На первый взгляд грандиозный замысел ............... Й* X ; : ямшшша Витте может показаться беспочвенной фантас--’ тикой. Но Россия конца XIX века чувствовала в себе исполинские силы. В 1891 году по инициа­ тиве Витте началось успешное строительство ' железной дороги от Челябинска к Владивосто­ ку. Александр III не раз высказывал желание соединить центр страны с Тихим и Ледовитым океанами рельсовыми путями, и можно было рассчитывать на его поддержку в этом государ­ ственно важном деле. Император, благосклонно относившийся к Витте, поблагодарил его за проделанную рабо­ ту и взял его доклад себе для ознакомления Предстояло еще раз все взвесить, прежде чем приступить к практическому осуществлению . проекта Витте Александр III был в это время уже тяжело болен Через три месяца он скончался в Крыму, не начертав резолюции на записке Витте. В 1895 году вышла книга Е. Л Кочетова «По Студеному морю. Поездка на Север», в ко­ торой, кроме описания путешествия, высказа­ ны радужные надежды окружения Витте иа бу­ дущее процветание Мурмана. Край поразил , прибывших своей неустроенностью и безлю- . дьем. «У нас на Мурмане, - горестно замечает Кочетов, - пустота, ‘.^ма и суровая нужда». Но как только начнется строительство военно-мор­ ской базы, приток населения усилится: «Порт и флот - лучшие колонизаторы Мурмана... Без всякого понуждения... явятся тысячи русских* I колонистов и торговцев». Журналист выражал твердую уверенность в реализации плана Вит­ те: «Пройдут годы, и здесь непременно будет русский флот... появятся и законная власть, и порядок, и сама цивилизация сс всеми ее атри­ бутами, плодами и благами В будущем Екате- рининске выстроятся театры, весь Мурман по­ кроется сетью железных, шоссейных, прави- • тельственных и земских дорог, перевязанных телеграфной проволокой. Будут издаваться газеты, и зажжется электричество...» Преемник умершего императора Николай II находился под влиянием сторонников построй­ ки порта в Либаве. Он отказался от предложе­ ния Витте построить железную дорогу на Мур­ ман и соорудить на Кольском заливе военно­ морскую базу Однако новый «хозяин земли Русской» постоянно подчеркивал свою любовь к почившему родителю и намерение следовать его курсу. Николай II одобрил план постройки в Екатерининской гавани «коммерческого порта» и накануне коронации ассигновал на это 400000 рублей. 24 июня 1899 года состоялось торжест­ венное открытие города, получившего в честь Александра III название - Александрова (ныне;:: Полярный). Это, конечно, далеко не то, что хо­ тел Витте, но все же его предлежения не оста­ лись совсем без последствий. Русская пресса восторженно отозвалась на открытие Алексан­ дровска: «С этого дня Россия обладает в Ледо-. витом океане первым незамерзающим пор­ том...» Поздравительные телеграммы прислали: ;: Савва Мамонтов, Дмитрий Менделеев и дру­ гие. If События начала XX века показали дально- ■ видность Витте. 19 июля 1914 года Германия::; напала на Россию. В октябре объявила войну России Турция. Балтийские и черноморские и порты оказались блокированными враждебны­ ми державами. Пришлось спешно строить же лезную дорогу на Мурман, создавать причалы- ; для приема поставок от союзников и военно морскую базу для охраны Мурманского побере­ жья. ; Вспомнили о записке Витте «Либава или ‘ Мурман». 4 февраля 1915 года графа Витте пригласили на заседание Общества ревнителей истории и чествовали как провидца, в свое про мя правильно определившего государственное значение Мурмана. Вскоре Витте простудился и в ночь на 28 фев-; рапя 1915 года скончался. Газеты откликнулись!- на смерть графа заметками, заголовки которых гласили: «Памяти большого человека», "Ве-|| ликий реформатор», «Исполин мысли» и т. п. >’ I I И. УШАКОВ Краевед. І .- ■ ~. . ■ ■■ ' , ' ' Ч. v

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz