Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ФЕОДОРИТ, КРЕСТИТЕЛЬ ЛОПИ 159 дела. Может быть, поэтому он быстро приобре тает уважение лопарей, которые не противились его учению, были весьма кротки, миролюбивы и «охочи зело... ко спасенному пути» (Курбский). Иначе складывались отношения с лопарями у Трифона: язычники «пряхуся (пререкались) с праведником божиим и яряхуся, аки зве ри».20 Разными путями они шли при создании мо настырей. Феодорита постигла неудача на Усть- Коле: «нечеловеколюбивые» монахи не приняли нестяжательского устава, избили Феодорита и по кинули обитель. Трифон, по свидетельству Са- лингена, брал с рыбопромышленников, посещав ших его часовню, приношения, и «благодаря та ким дарам построен был большой монастырь». Крещеные лопари, говорится в Житии Три фона, «от имений своих приношаху сребро и вещи... инии же земли, и езера, и реки и к морским угожие воды подаваху и письменными заветы утверждаху». Правда, сам Трифон не стре мился к личной наживе: «ничто себе взимая, но все отдаяше во церковь святыя Троице, и пове- леваше за то подаяние живых о здравии, а о усопших о упокоении бога молити и имена их в синодики писати». Окрепнув, Трифонов мона стырь скупает семужьи ловли и прочие угодья у муномашских и других лопарей, становится крупным вотчинником.*1 Трифон создал крупное промысловое хозяй ство и уже в 1564 году стал вести торговлю с иноземными купцами. В монастыре трудилось около 20 монахов и 30 служек и работни ков. Результаты хозяйственной деятельности Фео дорита незаметны. Все, что производилось в его обители, видимо, шло не на рынок, а на само- потребление. Трифон не только хороший хозяин, но и «грозный для врагов воин» (Салинген). Создан ный им монастырь стоял на защите русских владений в Заполярье. Место, избранное им, было тогда опасное. Шведы замышляли изгнать мона хов с Мурмана. Иван Грозный в августе 1556 го да писал Густаву Вазе, что его подданные угрожают печенгским старцам, хвалятся «убивст- вом и хотят монастырь наш разорити». Энер гичный, но «малокнижный» Трифон, по словам его учеников, не хотел начальствовать. Создав монастырь, он пожелал быть в нем простым иноком. Русская церковь причислила Трифона Печенгского к лику святых. Принятие христианства лопью — одно из круп нейших событий в истории Лапландии, опреде ленный этап в духовном и социальном разви тии саамской народности. Переход к новой вере совершился нена сильственно и безболезненно. Проповедники дей ствовали убеждением. Ознакомление с христиан ством длилось многие годы, лопари постепенно воспринимали новые идеи и понятия. В том, что лопари оказались «охочи» к но вой вере, несомненно, сказалась и их заинтере сованность в деловых связях с русским населе нием. Не случайно Трифон начинал проповед ническую деятельность не с изложения христиан- 20 «Православный собеседник». 1859. Май, с. 99. 21 Сборник материалов по истории Кольского полу острова в XVI—XVII вв. Л. 1930, с. 55, 94. ского вероучения, а с бесед «о куплях»,22 то есть о возможности крещеных лопарей вести выгодную торговлю с единоверцами-русскими. В итоге лопа ри давали согласие на подачу челобитной о по стройке церкви, присылке священника и дьяко на и крещении их в «русскую веру». Важнейшим последствием принятия христиан ства лопарями явилось сближение их с русским населением. Новая религия способствовала рас пространению русского языка и усвоению более высокой русской культуры — производственного опыта, духовных ценностей, мировоззрения, обра за жизни (насколько это было возможно в усло виях обитания в лесотундре), укреплению друж бы между лопарями и русскими. В Лапландии сложился обычай крестования — обмена натель ными крестами в знак братства между подру жившимся лопарем и русским. Крестные братья обменивались подарками, ездили друг к другу в гости, помогали в трудных обстоятельствах. Ста ли совершаться браки между единоверными ло парями и русскими. Русские арендовали у лопарей промысловые угодья, в голодные годы ссужали лопарей хлебом, вели взаимовыгодную торгов лю.23 " Крещение лопарей Феодоритом и Трифоном способствовало закреплению Мурмана за Рос сийским государством. До 1602 года датские власти собирали дань с лопарей Кольского полу острова, а русские — с лопарей Финмаркена. При неразграниченности владений и двоеданст- ве лопарей сохранялась неясность относительно государственной принадлежности Заполярья. В 80-х годах XVI века датский король Фриде- рик" II предъявил претензии на всю Лопскую землю. «Лапландский спор» продолжался много лег и порой принимал характер острого кон фликта. Однако все притязания Дании на тер риторию Кольского полуострова были русскими дипломатами обоснованно отвергнуты. На Пе ченге, как явные знаки принадлежности края России, стояли православные церкви и часовни, а кончанские лопари от Колы до Нявдемы (ны не город Нейден в Норвегии) включительно заявили, что они люди «русской веры» и считают своим государем московского царя. Единоверие коренных жителей с русским населением края имело немалое значение для обороны Кольского Севера от неоднократных попыток Швеции захва тить Российскую Лапландию. С принятием христианства часть лопских земель разными путями перешла во владение монастырей и служителей церкви. В 1581 году Иван Грозный пожаловал «крещеных лопарей русские веры» Мотовского и Печенгского пого стов Печенгскому монастырю «в крестьян ме сто»,24 то есть в качестве крепостных. В XVII ве ке духовные вотчины возникли в восточной Лап ландии. Содержание церковных причтов легло на крещеных лопарей. 22 «Православный собеседник», с. 99. 23 Максимов С. В. Год на Севере. Т. 1. СПб. 1859, с. 405: Озерецковский Н. Описание Колы.— Месяцо- слов исторический и географический на 1797 год. СПб., с. 31—32; Немирович-Данченко В. И Лаплан дия и лапландцы. СПб. 1877, с. 89, 73— 75. 81—82. 24 Сборник материалов по истории Кольского полу острова..., с. 55, 57.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz