Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

ФЕОДОРИТ, КРЕСТИТЕЛЬ ЛОПИ 159 дела. Может быть, поэтому он быстро приобре­ тает уважение лопарей, которые не противились его учению, были весьма кротки, миролюбивы и «охочи зело... ко спасенному пути» (Курбский). Иначе складывались отношения с лопарями у Трифона: язычники «пряхуся (пререкались) с праведником божиим и яряхуся, аки зве­ ри».20 Разными путями они шли при создании мо­ настырей. Феодорита постигла неудача на Усть- Коле: «нечеловеколюбивые» монахи не приняли нестяжательского устава, избили Феодорита и по­ кинули обитель. Трифон, по свидетельству Са- лингена, брал с рыбопромышленников, посещав­ ших его часовню, приношения, и «благодаря та­ ким дарам построен был большой монастырь». Крещеные лопари, говорится в Житии Три­ фона, «от имений своих приношаху сребро и вещи... инии же земли, и езера, и реки и к морским угожие воды подаваху и письменными заветы утверждаху». Правда, сам Трифон не стре­ мился к личной наживе: «ничто себе взимая, но все отдаяше во церковь святыя Троице, и пове- леваше за то подаяние живых о здравии, а о усопших о упокоении бога молити и имена их в синодики писати». Окрепнув, Трифонов мона­ стырь скупает семужьи ловли и прочие угодья у муномашских и других лопарей, становится крупным вотчинником.*1 Трифон создал крупное промысловое хозяй­ ство и уже в 1564 году стал вести торговлю с иноземными купцами. В монастыре трудилось около 20 монахов и 30 служек и работни­ ков. Результаты хозяйственной деятельности Фео­ дорита незаметны. Все, что производилось в его обители, видимо, шло не на рынок, а на само- потребление. Трифон не только хороший хозяин, но и «грозный для врагов воин» (Салинген). Создан­ ный им монастырь стоял на защите русских владений в Заполярье. Место, избранное им, было тогда опасное. Шведы замышляли изгнать мона­ хов с Мурмана. Иван Грозный в августе 1556 го­ да писал Густаву Вазе, что его подданные угрожают печенгским старцам, хвалятся «убивст- вом и хотят монастырь наш разорити». Энер­ гичный, но «малокнижный» Трифон, по словам его учеников, не хотел начальствовать. Создав монастырь, он пожелал быть в нем простым иноком. Русская церковь причислила Трифона Печенгского к лику святых. Принятие христианства лопью — одно из круп­ нейших событий в истории Лапландии, опреде­ ленный этап в духовном и социальном разви­ тии саамской народности. Переход к новой вере совершился нена­ сильственно и безболезненно. Проповедники дей­ ствовали убеждением. Ознакомление с христиан­ ством длилось многие годы, лопари постепенно воспринимали новые идеи и понятия. В том, что лопари оказались «охочи» к но­ вой вере, несомненно, сказалась и их заинтере­ сованность в деловых связях с русским населе­ нием. Не случайно Трифон начинал проповед­ ническую деятельность не с изложения христиан- 20 «Православный собеседник». 1859. Май, с. 99. 21 Сборник материалов по истории Кольского полу­ острова в XVI—XVII вв. Л. 1930, с. 55, 94. ского вероучения, а с бесед «о куплях»,22 то есть о возможности крещеных лопарей вести выгодную торговлю с единоверцами-русскими. В итоге лопа­ ри давали согласие на подачу челобитной о по­ стройке церкви, присылке священника и дьяко­ на и крещении их в «русскую веру». Важнейшим последствием принятия христиан­ ства лопарями явилось сближение их с русским населением. Новая религия способствовала рас­ пространению русского языка и усвоению более высокой русской культуры — производственного опыта, духовных ценностей, мировоззрения, обра­ за жизни (насколько это было возможно в усло­ виях обитания в лесотундре), укреплению друж­ бы между лопарями и русскими. В Лапландии сложился обычай крестования — обмена натель­ ными крестами в знак братства между подру­ жившимся лопарем и русским. Крестные братья обменивались подарками, ездили друг к другу в гости, помогали в трудных обстоятельствах. Ста­ ли совершаться браки между единоверными ло­ парями и русскими. Русские арендовали у лопарей промысловые угодья, в голодные годы ссужали лопарей хлебом, вели взаимовыгодную торгов­ лю.23 " Крещение лопарей Феодоритом и Трифоном способствовало закреплению Мурмана за Рос­ сийским государством. До 1602 года датские власти собирали дань с лопарей Кольского полу­ острова, а русские — с лопарей Финмаркена. При неразграниченности владений и двоеданст- ве лопарей сохранялась неясность относительно государственной принадлежности Заполярья. В 80-х годах XVI века датский король Фриде- рик" II предъявил претензии на всю Лопскую землю. «Лапландский спор» продолжался много лег и порой принимал характер острого кон­ фликта. Однако все притязания Дании на тер­ риторию Кольского полуострова были русскими дипломатами обоснованно отвергнуты. На Пе­ ченге, как явные знаки принадлежности края России, стояли православные церкви и часовни, а кончанские лопари от Колы до Нявдемы (ны­ не город Нейден в Норвегии) включительно заявили, что они люди «русской веры» и считают своим государем московского царя. Единоверие коренных жителей с русским населением края имело немалое значение для обороны Кольского Севера от неоднократных попыток Швеции захва­ тить Российскую Лапландию. С принятием христианства часть лопских земель разными путями перешла во владение монастырей и служителей церкви. В 1581 году Иван Грозный пожаловал «крещеных лопарей русские веры» Мотовского и Печенгского пого­ стов Печенгскому монастырю «в крестьян ме­ сто»,24 то есть в качестве крепостных. В XVII ве­ ке духовные вотчины возникли в восточной Лап­ ландии. Содержание церковных причтов легло на крещеных лопарей. 22 «Православный собеседник», с. 99. 23 Максимов С. В. Год на Севере. Т. 1. СПб. 1859, с. 405: Озерецковский Н. Описание Колы.— Месяцо- слов исторический и географический на 1797 год. СПб., с. 31—32; Немирович-Данченко В. И Лаплан­ дия и лапландцы. СПб. 1877, с. 89, 73— 75. 81—82. 24 Сборник материалов по истории Кольского полу­ острова..., с. 55, 57.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz