Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

158 И. Ф. УШАКОВ к кругу книжников, сторонников какого-то уче­ ния. 7) Достаточная известность в стране как «философа» (богослова). 8) Наконец, имя: Феодор. Изложенная выше биография крестителя лопи приводит к мысли, что «русским философом» в Кандалакше вполне мог быть Феодорит. В подтверждение этого можно привести еще ряд аргументов. Феодорит не остался навсегда в Вологод­ ском Спасо-Прилуцком монастыре, а вернулся в Беломорье и занимался укреплением веры ново­ крещеных людей. С. А. Белокуров нашел в ар­ хиве Соловецкого монастыря «данную» (вклад­ ную) грамоту жителя Порьей Губы (селение юго-восточнее Кандалакши) Евсевия Букина, ко­ торый в 1569 году отдал «строителю Фео- дориту» с братией половину своих теребов (се­ нокосных угодий) по реке Порьей.17 Учение не- стяжателей отвергало жизнь за счет труда кре­ постных работников, но допускало получение «по нужде» добровольных приношений на строение обители или угодий, на которых должны тру­ диться сами монахи. Поэтому едва ли можно сомневаться в том, что «строитель Феодорит» не кто иной, как известный нам по сочинению Курбского креститель лопи. Еще более неопровержимым свидетельством пребывания Феодорита в Беломорье является надпись на могильной плите в Соловках, близ южной стены Преображенского собора, глася­ щая: «Лета 7079 (1571 года) августа 17 дня преставился раб божий священноархимандрит Суздальский Евфимьева монастыря священно- инок Феодорит соловецкий постриженник».18 Если «русский философ» Феодор — это Феодорит, то что могло связывать его с Канда­ лакшей? Ответ следует искать в прошлой дея­ тельности Феодорита. После изгнания из Усть- Колы он, по словам Курбского, около двух лет (это примерно 1548— 1550 годы) провел «во еди­ ном малом монастыре», состоящем в Новгород­ ской епархии. После константинопольской мис­ сии, будучи в Вологде, Феодорит ездил к кре­ щеным лопарям — «не ленився посещати их в монастырю, от него созданном, аж до Дикие лопи». Курбский не знал названия монастыря. Но поскольку монастырь на Усть-Коле рас­ пался, речь скорее всего идет о Кандалакш­ ском монастыре. Исследователь истории Лаплан­ дии, архангельский вице-губернатор Д. Н. Ост­ ровский, вероятно, опираясь на какие-то материа­ лы, считал основателем Кандалакшского мона­ стыря «Феодорита, просветителя кольских лопа­ рей». Сочинения и письма Феодорита не дошли до нас, хотя в соловецкой библиотеке име­ лось какое-то «Феодоритово слово», на котором позднее восставшие монахи «сделали расколь­ нические приписки и исправления» и тем самым загубили произведение (Кукушкина М. В.). Что касается «Истории Карелии и Лапландии», то речь, видимо, "идет о составлении новой редак­ ции Жития Зосимы и Савватия, основателей Соловецкого монастыря. 17 Белокуров С. Материалы для русской истории. М., 1888, с. 56. 18 Соловецкий патерик. СПб. 1873, с. 43. Феодорит, проповедуя христианство, стремил­ ся к тому, чтобы новокрещенцы понимали смысл молитв и православного вероучения. Он пере­ вел на лопский язык некоторые религиозные тексты. То же самое делал в Карелии «рус­ ский философ» Феодор, то есть Феодорит, жив­ ший одно время в Кандалакше. ФЕОДОРИТ И ДРУГИЕ п о д в и ж н и к и Обращение в христианство четырех этнических групп лопи заняло несколько десятилетий и яви­ лось делом не одного Феодорита. На Поное проповедовал православие монах Феогност, соловецкий постриженник, вероятно, ученик Феодорита. В погосте была построена церковь, о которой в писцовой книге 1608 года сказано: «Храм верховных апостол Петра и Пав­ ла, древян, поставлен по челобитью терских ло­ парей и для их крещенья и веры православные, а в церкве образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола, и все церковное строе­ ние государево данье». Понойская церковь была срублена до 1575 года, когда составлялась предыдущая писцовая книга. Кто-то из современников Феодорита (воз­ можно, Митрофан Кукин) основал небольшой мо­ настырь при устье реки Порьей под названием Кукуев. Книга Большому Чертежу (1627 год) так определяет его местоположение: «От Кукуе- ва монастыря до усть реки Нивы 80 верст». Монастырь потом исчез, но к этому месту еще в начале XVIII века лопари-христиане приезжали помолиться Богу. Самый известный креститель лопи — Три­ фон, выходец из Новгородской земли (по преда­ нию — из города Торжка), сын церковнослу­ жителя, проповедник-мирянин. Если верить Фрий- су, в 1532 году Трифон побывал в обители Феодорита на устье реки Колы и пригласил к себе на Печенгу иеромонаха Илью, который, явившись туда, освятил церковь Троицы, пост­ роенную для крещеных лопарей, и постриг са­ мого Трифона в монахи. Основные источники, содержащие сведения о Трифоне,— сочинение Са­ лингена, который лично знал Трифона, и рас­ сказы «самовидцев» деятельности основателя Пе- ченгского монастыря в виде «писаний кратких», позднее обработанных Сергием Шелониным и со­ ставивших «Житие преподобного Грифо­ на».'9 Трифон ставил себе целью оградить Россий­ скую Лапландию «от тамо близких стран, от люторския и калвинския ереси». Феодорит, несомненно, видел в Трифоне соратника по об­ щему делу. Но это очень несхожие люди. Три­ фон — человек небольшой культуры; даже его почитатели отмечали: «мало книжен»; в прош­ лом — грозный воин на границе (а по леген­ де — разбойник), кающийся грешник, надев­ ший на себя вериги (цепь вместо пояса), ви­ дящий путь спасения в личных страданиях. Феодорит — интеллектуал, крупномасштабная личность, он тоже аскет, но главное для него не самоистязание, а любовь к людям, добрые 19 Шульман Ю. М. «Повести о чюдесах...» — «Север», 1990, № 9, с. 141.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz