Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
158 И. Ф. УШАКОВ к кругу книжников, сторонников какого-то уче ния. 7) Достаточная известность в стране как «философа» (богослова). 8) Наконец, имя: Феодор. Изложенная выше биография крестителя лопи приводит к мысли, что «русским философом» в Кандалакше вполне мог быть Феодорит. В подтверждение этого можно привести еще ряд аргументов. Феодорит не остался навсегда в Вологод ском Спасо-Прилуцком монастыре, а вернулся в Беломорье и занимался укреплением веры ново крещеных людей. С. А. Белокуров нашел в ар хиве Соловецкого монастыря «данную» (вклад ную) грамоту жителя Порьей Губы (селение юго-восточнее Кандалакши) Евсевия Букина, ко торый в 1569 году отдал «строителю Фео- дориту» с братией половину своих теребов (се нокосных угодий) по реке Порьей.17 Учение не- стяжателей отвергало жизнь за счет труда кре постных работников, но допускало получение «по нужде» добровольных приношений на строение обители или угодий, на которых должны тру диться сами монахи. Поэтому едва ли можно сомневаться в том, что «строитель Феодорит» не кто иной, как известный нам по сочинению Курбского креститель лопи. Еще более неопровержимым свидетельством пребывания Феодорита в Беломорье является надпись на могильной плите в Соловках, близ южной стены Преображенского собора, глася щая: «Лета 7079 (1571 года) августа 17 дня преставился раб божий священноархимандрит Суздальский Евфимьева монастыря священно- инок Феодорит соловецкий постриженник».18 Если «русский философ» Феодор — это Феодорит, то что могло связывать его с Канда лакшей? Ответ следует искать в прошлой дея тельности Феодорита. После изгнания из Усть- Колы он, по словам Курбского, около двух лет (это примерно 1548— 1550 годы) провел «во еди ном малом монастыре», состоящем в Новгород ской епархии. После константинопольской мис сии, будучи в Вологде, Феодорит ездил к кре щеным лопарям — «не ленився посещати их в монастырю, от него созданном, аж до Дикие лопи». Курбский не знал названия монастыря. Но поскольку монастырь на Усть-Коле рас пался, речь скорее всего идет о Кандалакш ском монастыре. Исследователь истории Лаплан дии, архангельский вице-губернатор Д. Н. Ост ровский, вероятно, опираясь на какие-то материа лы, считал основателем Кандалакшского мона стыря «Феодорита, просветителя кольских лопа рей». Сочинения и письма Феодорита не дошли до нас, хотя в соловецкой библиотеке име лось какое-то «Феодоритово слово», на котором позднее восставшие монахи «сделали расколь нические приписки и исправления» и тем самым загубили произведение (Кукушкина М. В.). Что касается «Истории Карелии и Лапландии», то речь, видимо, "идет о составлении новой редак ции Жития Зосимы и Савватия, основателей Соловецкого монастыря. 17 Белокуров С. Материалы для русской истории. М., 1888, с. 56. 18 Соловецкий патерик. СПб. 1873, с. 43. Феодорит, проповедуя христианство, стремил ся к тому, чтобы новокрещенцы понимали смысл молитв и православного вероучения. Он пере вел на лопский язык некоторые религиозные тексты. То же самое делал в Карелии «рус ский философ» Феодор, то есть Феодорит, жив ший одно время в Кандалакше. ФЕОДОРИТ И ДРУГИЕ п о д в и ж н и к и Обращение в христианство четырех этнических групп лопи заняло несколько десятилетий и яви лось делом не одного Феодорита. На Поное проповедовал православие монах Феогност, соловецкий постриженник, вероятно, ученик Феодорита. В погосте была построена церковь, о которой в писцовой книге 1608 года сказано: «Храм верховных апостол Петра и Пав ла, древян, поставлен по челобитью терских ло парей и для их крещенья и веры православные, а в церкве образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола, и все церковное строе ние государево данье». Понойская церковь была срублена до 1575 года, когда составлялась предыдущая писцовая книга. Кто-то из современников Феодорита (воз можно, Митрофан Кукин) основал небольшой мо настырь при устье реки Порьей под названием Кукуев. Книга Большому Чертежу (1627 год) так определяет его местоположение: «От Кукуе- ва монастыря до усть реки Нивы 80 верст». Монастырь потом исчез, но к этому месту еще в начале XVIII века лопари-христиане приезжали помолиться Богу. Самый известный креститель лопи — Три фон, выходец из Новгородской земли (по преда нию — из города Торжка), сын церковнослу жителя, проповедник-мирянин. Если верить Фрий- су, в 1532 году Трифон побывал в обители Феодорита на устье реки Колы и пригласил к себе на Печенгу иеромонаха Илью, который, явившись туда, освятил церковь Троицы, пост роенную для крещеных лопарей, и постриг са мого Трифона в монахи. Основные источники, содержащие сведения о Трифоне,— сочинение Са лингена, который лично знал Трифона, и рас сказы «самовидцев» деятельности основателя Пе- ченгского монастыря в виде «писаний кратких», позднее обработанных Сергием Шелониным и со ставивших «Житие преподобного Грифо на».'9 Трифон ставил себе целью оградить Россий скую Лапландию «от тамо близких стран, от люторския и калвинския ереси». Феодорит, несомненно, видел в Трифоне соратника по об щему делу. Но это очень несхожие люди. Три фон — человек небольшой культуры; даже его почитатели отмечали: «мало книжен»; в прош лом — грозный воин на границе (а по леген де — разбойник), кающийся грешник, надев ший на себя вериги (цепь вместо пояса), ви дящий путь спасения в личных страданиях. Феодорит — интеллектуал, крупномасштабная личность, он тоже аскет, но главное для него не самоистязание, а любовь к людям, добрые 19 Шульман Ю. М. «Повести о чюдесах...» — «Север», 1990, № 9, с. 141.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz