Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ФЕОДОРИТ. КРЕСТИТЕЛЬ ЛОПИ 157 повелел отнести богатые одежды на дом к Фео- дориту, но он продал их, а деньги раздал ни щим. Последний период в биографии Феодорита почти не освещен источниками. Неизвестно, сколь ко времени он находился в Москве, прежде чем удалился в вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь, откуда совершал поездки на Крайний Север вплоть до Печенги. Можно лишь дога дываться, что положение Феодорита пошатнулось после бегства в Литву его сына духовного Курбского. Ливонская война, опричнина, процесс Филиппа Колычева (бывшего соловецкого игуме на) обострили политическую борьбу в государ стве. Как все это отразилось на судьбе Фео дорита — неясно. По-видимому, пребывание вда ли от столицы избавило его от участия в со бытиях крайне жестокого времени и позволило закончить дни свои ненасильственной смертью. «РУССКИЙ ФИЛОСОФ» В КАНДАЛАКШЕ. КТО ОН? В 1566 году голландский купец Симон ван Салинген совершил поездку из Колы через Лап ландию и Карелию в Новгород, где занялся торговлей. Затем он вернулся в Колу, забрал остававшиеся здесь товары и уже зимою (по- видимому, 1567—68 года) на оленях отправился по договоренности с новгородскими купцами в Суму и Шую (карельское Поморье). Образо ванный иноземец, изучивший русский язык, об щался со многими местными жителями, вел пу тевые записи и позднее, в 1591 году, составил хронологически изложенное описание «О земле Лопии». Сведения Салингена отличаются боль шой точностью и не расходятся с русскими источниками. В сочинении Салингена содержится рассказ о встрече в Кандалакше человека, «слывшего за русского философа». Его звали Feodor Zideno- wa. Салинген сообщает далее, что он «написал историю Карелии и Лапландии, а также осме лился составить письменность для карельского языка, на котором никогда ни один человек не писал. Так, он показывал мне алфавит и руко пись, «Символ веры» (краткое изложение хри стианских догматов) и «Отче наш» (первейшая молитва), им самим переведенные...» Историки давно обратили внимание на это интересное сооб щение иностранца. Одни из них считали Феодора «русским помором», другие — карельским писа- телем-просветителем. Не вызвало бы удивления, если бы встреча произошла в Соловках или в Новгороде Великом. Но откуда появиться извест ному философу (не по определению Салингена, а «слывущему» таковым в России) в малень ком заполярном селении? По северо-западному побережью Белого моря обитали карелы и лешая лопь. В первой чет верти XVI века при устье реки Нивы поселились крестьяне, ранее работавшие на солеварнях при речке Канде, и принесли с собой новое геогра фическое название устья реки Нивы — Канда лакша. Как русское селение она упомянута в Со ловецком летописце в связи с землетрясением 1542 года. Рядом с селением («волостью») на левом берегу реки Нивы возник монастырь. Иван Грозный в 1553—54 году пожаловал ему 7 ' / 4 лу ка угодий «для монастырского строения и для лопского крещенья».14 По писцовой книге 1574— 75 года, в монастыре было три церкви, одна из которых — в честь Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев; в церкви Рождества Богородицы — «образы и книги, да колокол один строение царя и великого князя».15 Как видим, монастырь пользовался покровительством Ивана Грозного. Первая жалованная грамота выдана во время архимандритства Феодорита в Суздале, когда он имел большой авторитет в правящих верхах. В отличие от других северных монастырей, Кандалакшский — «безвотчинный», явно нестя жательского типа. Пожалованные монастырю угодья не отделены от волостных. Луки — это доли общинных ловель и сенокосов. На про мыслах монахи и крестьяне трудились совместно и делили добычу по числу луков. Генрих Шта ден, ехавший через Кандалакшу в 1575 году, записал: «Незащищенный посад с небольшим мо настырем. Жители кормятся от моря вместе с монахами и их слугами». Сохранилась Вкладная книга К анда лакшского монастыря, в которую на протяже нии 155 лет записывали вклады жертвователей. Монастырь принимал деньги, коней, оленей с упряжью, суда, снасти, рыбу, смолу, сукно, кни ги и т. п., но не земли. Первые вклады сде ланы в 1563 году при строителе Василии и священнике Савве. В числе вкладчиков есть лю ди с именем Федор: Федор Евстафьев Вянщик, Федор Кожа, но это, конечно, не философ Фео дор. Среди мирского населения Кандалакши во второй половине XVI века наиболее крупной фигурой видится «Митрофан Григорьев сын Ку- кин поморец Кандалакшанин», на имя которого присылались царские грамоты и имя которого стоит в качестве свидетеля на имущественных сделках Троице-Сергиева монастыря с варзужа- нами. Философ Феодор — лицо, несомненно, духов ное. Мирская фамилия его трудно опреде лима. В написании Салингена ее можно читать и как Циденов, и как Жиденов или Зиденов, но не Чудинов (как считают некоторые). В русских источниках ни одна из этих фамилий среди книжников XVI века не встречается.16 Поэтому выявлять личность «русского философа», живше го в Кандалакше около 1568 года, следует не по фамилии, а по тем опознавательным при знакам, которые содержатся в рассказе Салин гена. А их не так уж мало. 1) Пребывание в Поморье во время поездки Салингена. 2) Про поведничество христианства. 3) Знание языков финской ветви — карельского и саамского. 4) Перевод религиозных текстов на родной язык карел и лопарей; попытка создания особой ка рельской письменности. 5) Знание истории Лап ландии и Карелии, предполагающее длительное личное знакомство с краем. 6) Принадлежность " РИБ. Т. II. СПб. 1875. № 170, с. 687, 689—690. 15 Харузин Н. Н. Русские лопари. М. 1890, с. 459. 16 Наиболее близкая соименность: в Описи царского архива (ящик 47) хранились «списки старца Мак сима (Грека) и Берсенева (Беклемишева) и Федка Жаренова» по процессу 1525 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz