Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

156 И. Ф. УШАКОВ и пробыл в ссылке «аки полтора лета», в те­ чение которых он постоянно подвергался «руга- нию и бесчестию» учеников епископа. Правда, среди братии Кирилло-Белозерского монастыря были «нарочитые и доброжительные мужие», ко­ торые помнили Феодорита по прежнему пребы­ ванию в монастыре и относились к нему с лю­ бовью. В общественно-политической жизни Феодорит не играл сколько-нибудь заметной роли. Он вы­ ступал, главным образом, за нравственное со­ вершенствование человека, неукоснительное со­ блюдение норм христианской морали. Это духов­ ный наставник, а не политический борец,— пустынник, волею судьбы втянутый в водо.ворот политических страстей и схваток. Вопреки утверждениям осифлян, Феодорит не являлся еретиком, сохранял верность каноническому пра­ вославному учению. Курбский отмечает, что его в Кирилло-Белозерском монастыре «наилепшие» монахи почитали за «святого мужа», и этой славе завидовали ругатели Феодорита. Из Кириллова монастыря Феодорит послал «сынам своим духовным» в Москву письмо, в котором поведал «нестерпимую скорбь свою». Курбский и его приближенные всем «синклитом» (собранием) явились к митрополиту Макарию и обрисовали положение ссыльного. «Он же,— пишет Курбский,— услышав и устыдився яко нашего сана, так и мужа святости (понеже и ему он был духовник)», дал повеление отпустить Феодорита из Кириллова монастыря и разрешил жительствовать свободно, где пожелает. Феодо­ рит недолго пробыл на покое. Переменчивая судьба вскоре снова подняла его на невероят­ ную высоту. Иван IV официально принял титул царя. Про­ цедуру венчания на царство подробно разработал митрополит Макарий. 16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля он возложил на юного правителя «золотую шапку» и бармы (наплечья), якобы присланные некогда на Русь византий­ ским императором Константином Мономахом. Высокий титул царя уравнивал Ивана IV по чину с Габсбургами и другими наиболее знат­ ными монархами. Однако за рубежом, осо­ бенно в Литве и Польше, не хотели призна­ вать такого новшества и по-прежнему титулова­ ли Ивана IV великим князем. Возникла потреб­ ность подкрепить акт венчания на царство авто­ ритетом вселенских патриархов — получить от них благословенную грамоту. Для поездки к гла­ вам восточной церкви нужен был человек бо­ гословски образованный, благочестивый, с дипло­ матическим тактом, достаточно известный дея­ тель. Выбор пал на Феодорита, который находил­ ся на покое в «великом монастыре» в городе Ярославле. «И призывает его царь к себе,— рассказы­ вает Курбский,— яко мужа искусного и мудрого, посылающе его послом ко патриарху Констан­ тинопольскому, просяще благословения о коро­ нации». Феодорит «с радостью» отправился на Восток, хотя был «уже во старости и в немощ­ ном теле». Достоверность сообщения Курбского подтверждает опись документов, хранившихся в государственном архиве. Среди дел Посольского приказа находилась «грамота из Царьграда от патриарха Иосафа к царю... прислана с старцом Феодоритом 7066 году». В 176-м ящике царско­ го архива хранился текст послания, отправ­ ленного к царьградскому, иерусалимскому, ан­ тиохийскому и александрийскому патриархам «с архимандритом Феодоритом».13 Известны точные даты поездки Феодорита: он выехал из Москвы вместе с одним духовным лицом и русскими купцами 1 января 1557 года и вернулся 2 де­ кабря 1557 года (календарно уже на другой год, так как год тогда начинался 1 сен­ тября). Упоминает о поездке «во Святую Гору (Афон) бывшего архимандрита Евфимьева мона­ стыря Феодорита» и Никоновская летопись. Подробности путешествия Феодорита находим только у Курбского: «И ходил тамо и семо вяще нежели год, многи на пути беды и труды подъял; тамо же и огненным недугом в Кон­ стантинополю аки два месяца объят был; но и ото всех сих благодатью Божиею избавлен, возвратися здрав и принесе со благословением со­ борным послание от патриарха ко царского сана возведению великому князю нашему... И к тому глаголют: святому мужу оному сам патриарх удивлялся, яко прислухался речения и беседо- вания его премудрого, так и жительства его умеренного и священнолепного». Благодаря миссии Феодорита в Москве была получена «книга царского величества» — гра­ мота патриарха Иоасафа, подписанная 36 во­ сточными митрополитами и епископами. Ее доста­ вила Ивану Грозному представительная делега­ ция из Константинополя. Освященное признание царского титула поднимало авторитет главы Рус­ ского государства на международной арене и внутри страны. Феодорит мог получить сан епископа, но не соблазнился почестями и наградами, остался ве­ рен своим жизненным установкам. Курбский так описывает поведение Феодорита: Иван IV, обра­ довавшись патриаршему благословению, «дарит Феодорита тремяста сребренники великими (та­ лерами; или 100 рублями в переводе на день­ ги того времени) и шубою драгих соболей под аксамитом (плотной драгоценной тканью с золо­ тыми и серебряными нитями в основе) и к тому же якою властию духовною, аще бы он хотел. Он же мало усмехнувся: «Вся, рече, аз — царю! Повеления твоего послушах и исполних... но до­ вольство ми и се за мздовоздаяние (но я доволь­ но тем награжден), иже от апостольского на­ местника... патриарха вселенска благословение приях. А яко даров, тако и власти не потре­ бую от твоего величества: даруй им тем, иже просят от тебя... Аз яко сребренники, так и дра­ гоценными одеждами не обыкох наслаждатися, а не ими украшатися: паче же отрекохся всех та­ ковых в начале пострижения власов моих, но доброту душевную, благодати духа внутрь укра­ шатися тщуся». Отказавшись от всего, Феодорит пожелал обратиться к уединенной жизни: «С по­ коем и со безмолвием в келье до исшествия моего да пребуду!» Иван IV стал упрашивать старца: «да не обесчестит сану царского и да возьмет сие; он же, повинувся мало», взял из 300 талеров только 25, «и поклонився по обы­ чаю, и изыде от лица царева». Иван Грозный 13 Описи Царского архива и архива Посольского приказа 1614 года. М., 1960.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz