Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
156 И. Ф. УШАКОВ и пробыл в ссылке «аки полтора лета», в те чение которых он постоянно подвергался «руга- нию и бесчестию» учеников епископа. Правда, среди братии Кирилло-Белозерского монастыря были «нарочитые и доброжительные мужие», ко торые помнили Феодорита по прежнему пребы ванию в монастыре и относились к нему с лю бовью. В общественно-политической жизни Феодорит не играл сколько-нибудь заметной роли. Он вы ступал, главным образом, за нравственное со вершенствование человека, неукоснительное со блюдение норм христианской морали. Это духов ный наставник, а не политический борец,— пустынник, волею судьбы втянутый в водо.ворот политических страстей и схваток. Вопреки утверждениям осифлян, Феодорит не являлся еретиком, сохранял верность каноническому пра вославному учению. Курбский отмечает, что его в Кирилло-Белозерском монастыре «наилепшие» монахи почитали за «святого мужа», и этой славе завидовали ругатели Феодорита. Из Кириллова монастыря Феодорит послал «сынам своим духовным» в Москву письмо, в котором поведал «нестерпимую скорбь свою». Курбский и его приближенные всем «синклитом» (собранием) явились к митрополиту Макарию и обрисовали положение ссыльного. «Он же,— пишет Курбский,— услышав и устыдився яко нашего сана, так и мужа святости (понеже и ему он был духовник)», дал повеление отпустить Феодорита из Кириллова монастыря и разрешил жительствовать свободно, где пожелает. Феодо рит недолго пробыл на покое. Переменчивая судьба вскоре снова подняла его на невероят ную высоту. Иван IV официально принял титул царя. Про цедуру венчания на царство подробно разработал митрополит Макарий. 16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля он возложил на юного правителя «золотую шапку» и бармы (наплечья), якобы присланные некогда на Русь византий ским императором Константином Мономахом. Высокий титул царя уравнивал Ивана IV по чину с Габсбургами и другими наиболее знат ными монархами. Однако за рубежом, осо бенно в Литве и Польше, не хотели призна вать такого новшества и по-прежнему титулова ли Ивана IV великим князем. Возникла потреб ность подкрепить акт венчания на царство авто ритетом вселенских патриархов — получить от них благословенную грамоту. Для поездки к гла вам восточной церкви нужен был человек бо гословски образованный, благочестивый, с дипло матическим тактом, достаточно известный дея тель. Выбор пал на Феодорита, который находил ся на покое в «великом монастыре» в городе Ярославле. «И призывает его царь к себе,— рассказы вает Курбский,— яко мужа искусного и мудрого, посылающе его послом ко патриарху Констан тинопольскому, просяще благословения о коро нации». Феодорит «с радостью» отправился на Восток, хотя был «уже во старости и в немощ ном теле». Достоверность сообщения Курбского подтверждает опись документов, хранившихся в государственном архиве. Среди дел Посольского приказа находилась «грамота из Царьграда от патриарха Иосафа к царю... прислана с старцом Феодоритом 7066 году». В 176-м ящике царско го архива хранился текст послания, отправ ленного к царьградскому, иерусалимскому, ан тиохийскому и александрийскому патриархам «с архимандритом Феодоритом».13 Известны точные даты поездки Феодорита: он выехал из Москвы вместе с одним духовным лицом и русскими купцами 1 января 1557 года и вернулся 2 де кабря 1557 года (календарно уже на другой год, так как год тогда начинался 1 сен тября). Упоминает о поездке «во Святую Гору (Афон) бывшего архимандрита Евфимьева мона стыря Феодорита» и Никоновская летопись. Подробности путешествия Феодорита находим только у Курбского: «И ходил тамо и семо вяще нежели год, многи на пути беды и труды подъял; тамо же и огненным недугом в Кон стантинополю аки два месяца объят был; но и ото всех сих благодатью Божиею избавлен, возвратися здрав и принесе со благословением со борным послание от патриарха ко царского сана возведению великому князю нашему... И к тому глаголют: святому мужу оному сам патриарх удивлялся, яко прислухался речения и беседо- вания его премудрого, так и жительства его умеренного и священнолепного». Благодаря миссии Феодорита в Москве была получена «книга царского величества» — гра мота патриарха Иоасафа, подписанная 36 во сточными митрополитами и епископами. Ее доста вила Ивану Грозному представительная делега ция из Константинополя. Освященное признание царского титула поднимало авторитет главы Рус ского государства на международной арене и внутри страны. Феодорит мог получить сан епископа, но не соблазнился почестями и наградами, остался ве рен своим жизненным установкам. Курбский так описывает поведение Феодорита: Иван IV, обра довавшись патриаршему благословению, «дарит Феодорита тремяста сребренники великими (та лерами; или 100 рублями в переводе на день ги того времени) и шубою драгих соболей под аксамитом (плотной драгоценной тканью с золо тыми и серебряными нитями в основе) и к тому же якою властию духовною, аще бы он хотел. Он же мало усмехнувся: «Вся, рече, аз — царю! Повеления твоего послушах и исполних... но до вольство ми и се за мздовоздаяние (но я доволь но тем награжден), иже от апостольского на местника... патриарха вселенска благословение приях. А яко даров, тако и власти не потре бую от твоего величества: даруй им тем, иже просят от тебя... Аз яко сребренники, так и дра гоценными одеждами не обыкох наслаждатися, а не ими украшатися: паче же отрекохся всех та ковых в начале пострижения власов моих, но доброту душевную, благодати духа внутрь укра шатися тщуся». Отказавшись от всего, Феодорит пожелал обратиться к уединенной жизни: «С по коем и со безмолвием в келье до исшествия моего да пребуду!» Иван IV стал упрашивать старца: «да не обесчестит сану царского и да возьмет сие; он же, повинувся мало», взял из 300 талеров только 25, «и поклонився по обы чаю, и изыде от лица царева». Иван Грозный 13 Описи Царского архива и архива Посольского приказа 1614 года. М., 1960.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz