Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ФЕОДОРИТ, КРЕСТИТЕЛЬ ЛОПИ 155 щающе детей своих духовных, яко мнихов оных, так и лопянов, наученых и крещеных от него, пекущися о спасении душ их, в неверных сею- ще проповедь евангельскую и размножающе бла гочестие... не щадяще ни старости и немощного тела». Но этим двум поездкам предшествовали кру тые повороты в судьбе сеятеля христианства. В ВОДОВОРОТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ж и з н и РОССИИ После двух лет пребывания в захолустном монастыре пустынножитель Феодорит попадает в столицу, в самую круговерть борьбы в при дворной среде. Правительство Ивана Грозного, возглавляемое дворянином Алексеем Адашевым и близким к нестяжателям протопопом Сильвест ром, наметило программу реформ, в числе кото рых значились меры по ограничению привилегий церкви. Предполагалось земли монастырей раз дать в поместья служилым людям. Однако осиф- лянское духовенство («любостяжатели»), вклю чая и митрополита Макария, решительно проти вились этому. С осени 1550 года, готовясь к церковному собору, правительство пригласило в Москву не которых сторонников ликвидации церковного зем левладения. Тем не менее Стоглавый собор, ра ботавший в феврале — марте 1551 года, откло нил предложения правительства, провозгласил незыблемость монастырского землевладения и сделал лишь незначительные уступки, касающие ся доходов церкви. Постановления осифлянского духовенства вызвали гнев Ивана Грозного. Не которых иерархов обвинили в злоупотреблениях и лишили престола. Началось быстрое возвы шение лидеров нестяжательства и прежде всего — старца Артемия. В 1536 году он пришел в бе лозерскую Порфирьеву пустынь и подружился здесь с Феодоритом. Теперь Артемий «по брат скому прошению и по государеву веленью» стал игуменом крупнейшего в XVI веке Троице-Сер гиева монастыря.10 Артемий, по-видимому, еще в конце 1550 го да «возвестил» царю о Феодорите и добился приглашения его в Москву. По словам Курб ского, «Артемий зело похваляет Феодорита» пред царем, после чего Иван Грозный «призы вает к себе его». Так состоялось личное зна комство главы государства с крестителем лопи. Между тем в Москве активизировалось осифлянское духовенство. Реформационное дви жение, усилившееся в России, напугало Ивана Грозного, и он меняет свое отношение к не стяжателям. Артемия обвинили в вольномыслии и вызвали на допрос в Москву. Идеолог не стяжательства сумел оправдаться, но покинул игуменство в Троице и ушел на Белоозеро. Через два года, в связи с процессом над еретиком Матвеем Башкиным, Артемия в оковах снова доставили в Москву. Ему инкриминировали от ход от истинной веры — «аки бы он причастен и согласник был в некоторых люторских раско- 10 Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современ ники. М. Изд-во АН СССР, 1958, с. 155; ЧОИДР. 1847. Кн. III, отд. 2, с. 19. лах». Доносчики не смогли доказать вины Ар темия и указали на Феодорита и Иоасафа Бе- лобаева, «аки бы те слыхали хульные словеса от Артемия». Тогда на процесс в Москву в ка честве свидетелей вызвали обоих собеседников обвиняемого. Но они дали показания в пользу Артемия и изобличили в клевете «главного на- ветника» монаха Нектария. Дело получило не желательный для осифлян оборот. Защитники церковного землевладения боялись реабилитации Артемия: «прежде бо его царь зело любяше и многажды беседоваше, поучаяся от него», и если вновь «в любовь ко царю придет», то заставит их жить нестяжательно, «по правилам апо стольским и святых отцов». Суздальский епископ Афанасий, по Курбскому, выступил против сви детелей: «Феодорит, рече, давний согласник и то варищ Артемиев; негли и сам еретик есть: понеже с ним во единой пустыне немало лет пребыл». Итак, «любостяжатели, всякого лукавства ис полненные», выдвинули против Феодорита самое страшное обвинение — в еретичестве. Еретик, по понятиям средневековья,— человек, подрываю щий устои официального вероучения и сущест вующего строя. Еретиков всегда карали жесто ко. Вместе с Артемием мог быть строго нака зан и Феодорит. Следователи прибегали к пыт кам и запугиваниям. Как отмечает Курбский, «царь наш и с преуродивыми епископы» рас правлялись с обвиняемыми «со всякою яростию и лютостью зверскою». Феодорит, конечно, пони мал, чего от него хотят власти, но он не из менил своим убеждениям, не испугался госуда рева гнева, обличал клеветников, «Артемия ж оправдаша». Все это происходило в конце 1533 — начале 1554 года, в обстановке ожесточенной полити ческой борьбы после династического кризиса. Со бытия развертывались так. В марте 1553 года Иван Грозный тяжко заболел, лежал почти при смерти и завещал трон сыну — младенцу Дмит рию. Его родственники Старицкие, сами мечтав шие о власти, попытались уклониться от при сяги наследнику престола. Но Грозный выздо ровел, совершил поездку в Кирилло-Белозерский монастырь и по совету осифлянских старцев стал преследовать Старицких и их сторонников, к числу которых отнесли и нестяжателей.1 24 января 1554 года церковный собор при говорил Артемия к «вечному заточению» в Соло вецком монастыре. Его отлучили от церкви и, «оковавше веригами железными», отправили на Соловки в «зело узкую келью». Однако вскоре, вероятно, не без пособничества монахов нестя жательского толка, он бежал в Литву.12 «Не- винне пострадал от лжесшивателей» и Феодорит. Его противники — суздальский епископ Афана сий и руководимые им «вселукавые» и искус ные в клевете монахи — вымыслили много об винений «по ненависти» к благочестивому мужу, «но не можа ни единого приткнути» (доказать). Несмотря на это, Феодорита «в неволю отослаша» в Кирилло-Белозерский монастырь (Курбский). Феодорит оставил Суздаль 24 октября 1554 года 11 Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М. Наука. 1975, с. 48, 51. 12 Зимин А. А. И. С. Пересветов..., с. 162.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz