Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
154 И. Ф. УШАКОВ насколько это возможно, по сбивчивому расска зу князя Курбского. Из Соловков Феодорит, имея сан дьякона, направляется в Свирский монастырь (в 36 вер стах от г. Олонца), некоторое время живет в дружбе с игуменом Александром (умер 30 ав густа 1533 года), который «зело любяше его». Затем Феодорит «иде аж за Волгу реку в тамо сущие великие монастыри», знакомится с «храб рыми воинами Христовыми, иже воюют сопротив начал властей темных, миродержцев века сего; и, обходив все те обители, вселился в Кирил лов великий монастырь», где пробыл «аки два лета» в строгом аскетическом жительстве, «уму- чая и покоряя плоть свою в порабощение и в послушание духа». Отсюда Феодорит уходит в белозерскую Порфирьеву пустынь, где находи лись виднейшие нестяжатели Артемий, Иоасаф Белобаев, сам Порфирий, бывший игумен Трои- це-Сергиева монастыря, репрессированный Васи лием III, и другие пустынники. Здесь, «вкупе... со святыми и премудрыми мужами», Феодорит прожил «аки четыре лета», слушал наставле ния престарелого Порфирия о сладости пу стынной жизни и после смерти «святого старца» решил возвратиться в Лапландию, к своим детям духовным. Примерно в конце 30-х годов XVI века Феодорит приезжает в Новгород, где получает сан «презвитера» (священника). Он обладает огромным авторитетом, приводит «к пути спа сенному» многих богатых и знатных горожан, «возвращает заблужденных» в лоно церкви, исцеляет души, избавляет людей «от сетей дья вольских» — «не бывше епископом, воистину святого епископа дело исправляет». Феодорит задержался в Новгороде на два года, по-видимому, готовился к поездке в Лап ландию. Он хотел не просто вернуться к кре щенной им лопи, но создать в центре Лоп- ской земли монастырь — оплот и рассадник православия. Богатые новгородцы, его почитате ли, пожертвовали на богоугодное дело «нема ло сребра — в возложение господеви». Феодо рит приглашает в свою пустынь «некоторых дру гих», пожелавших вместе с ним разделить труд ности жизни в Заполярье. Возвратившись в Лап ландию, «на устию предреченные Колы реки со зидает монастырь и в нем поставляет церковь во имя пребезначальные Троицы». Место Феодо- ритова монастыря можно определить безошибоч но: это остров в устье реки Колы, где по стоянно находилась Троицкая церковь.8 Состав монашеской братии Феодорит попол няет постриженниками-лопарями: «собирает там среду мнишескую» из тех, которые «от них мнишеское житие возлюбили, за благодатию Хри ста нашего», приобщает их к «священному уче нию» и «науча их писанию, и молитвы неко торые привел им от словенска в их язык». Фео дорит ввел в Устькольском монастыре устав мо нашеской жизни в духе учения Нила Сорско го. Запрещалось как-либо обременять окрест ных жителей и иметь слуг. «Священное пра вило» предписывало монахам жительствовать «обще и отнюдь не стяжательно» и «безъ- “ ГАМО, ф. 16-И, on. 1, д. 6, л. !4 об.-20 (опись 1819 г.). именно»,— иными словами, общиной, без имений, без частной собственности, по апостольским з а ветам: не трудящийся да не ест; руки мои, послужите мне и сущим со мною. Каждый обя зан был добывать себе пропитание «своими ру ками». По Соловецкому уставу в монастырь не допускались женщины, и все так называемые «женские» работы выполнялись самими монаха ми (уборка помещений и т. п.). Некоторое время, пока имелось «сребро» и раз ные припасы, привезенные из Новгородской зем ли, жизнь в монастыре шла более или менее благополучно. Строили церковь и братскую избу, обучали новопостриженников-лопарей христиан скому вероучению и русской грамоте. Затем положение осложнилось. Сатана, повествует Курбский, стал подговаривать новособранных мо нахов и возбуждать против Феодорита, «шепчю- ще невидимо во уши и глаголюще им во сердце: тяжек, рече, вам и не подъем. И ни кто не может от человеков претерпети уставом, вам преданным от него: како можете без име ний жити, своими руками хлеба добывающа? ...и женского полу не имети... Сего ради сло- жившеся со дьяволом мниси оные взнеистовише- ся: имают старца святого и бьют нещадно, не токмо из монастыря извлачают, но и от стра ны той изгоняют, аки врага некоего». Недо вольство строгим режимом копилось подспудно, и какое-то распоряжение Феодорита вызвало бурный протест монахов. Учитель высоконрав ственной, аскетической, трудовой жизни потер пел неудачу. Монастырь распался. Нестяжатель ский вариант «пустынного жительства» в усло виях суровой и скудной лапландской земли не оправдал себя. Судя по некоторым деталям рас сказа, пришельцы из Новгорода вернулись в свои места, а монахи-лопари ушли на Печенгу, к Трифону. По мнению советского историка И. У. Будов- ница, это произошло примерно в 1549 году. Однако некоторые обстоятельства наводят на мысль, что бунт монахов случился немного ра нее — скорее всего в 1547 или 1548 годах. 1547 год был на Севере голодным. Вероятно, монахи остались без хлеба, питались одной ры бой. Даже состоятельные варзужане закладыва ли Соловецкому монастырю свои угодья на Тер ском берегу и на Мурмане, чтобы прокормить ся.9 В последующей жизни Феодорита есть точ но установленная дата: в самом начале 1551 го да он становится архимандритом крупного Спа- со-Евфимьева монастыря в Суздале, а до этого провел два года в каком-то «малом монасты ре» Новгородской епархии. В таком случае, между оставлением Усть-Колы и вступлением в архимандритство в Суздале должно было пройти около трех лет. Как и положено праведному и милосердному человеку, Феодорит простил своих обидчиков. Еще до бегства Курбского из России, то есть до весны 1564 года, он дважды отправлялся «до Дикие лопи»: один раз — «морем по Печенги», а другой — зимою, «на пруткошественных еле- нех ездяще по непроходным пустыням, посе- • 9 СМПИКП. Л. 1930, № 3, с. 28 (закладная Онцифора Кулика), № 4 (закладная Сидора Рудина 1548 го д а).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz