Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

154 И. Ф. УШАКОВ насколько это возможно, по сбивчивому расска­ зу князя Курбского. Из Соловков Феодорит, имея сан дьякона, направляется в Свирский монастырь (в 36 вер­ стах от г. Олонца), некоторое время живет в дружбе с игуменом Александром (умер 30 ав­ густа 1533 года), который «зело любяше его». Затем Феодорит «иде аж за Волгу реку в тамо сущие великие монастыри», знакомится с «храб­ рыми воинами Христовыми, иже воюют сопротив начал властей темных, миродержцев века сего; и, обходив все те обители, вселился в Кирил­ лов великий монастырь», где пробыл «аки два лета» в строгом аскетическом жительстве, «уму- чая и покоряя плоть свою в порабощение и в послушание духа». Отсюда Феодорит уходит в белозерскую Порфирьеву пустынь, где находи­ лись виднейшие нестяжатели Артемий, Иоасаф Белобаев, сам Порфирий, бывший игумен Трои- це-Сергиева монастыря, репрессированный Васи­ лием III, и другие пустынники. Здесь, «вкупе... со святыми и премудрыми мужами», Феодорит прожил «аки четыре лета», слушал наставле­ ния престарелого Порфирия о сладости пу­ стынной жизни и после смерти «святого старца» решил возвратиться в Лапландию, к своим детям духовным. Примерно в конце 30-х годов XVI века Феодорит приезжает в Новгород, где получает сан «презвитера» (священника). Он обладает огромным авторитетом, приводит «к пути спа­ сенному» многих богатых и знатных горожан, «возвращает заблужденных» в лоно церкви, исцеляет души, избавляет людей «от сетей дья­ вольских» — «не бывше епископом, воистину святого епископа дело исправляет». Феодорит задержался в Новгороде на два года, по-видимому, готовился к поездке в Лап­ ландию. Он хотел не просто вернуться к кре­ щенной им лопи, но создать в центре Лоп- ской земли монастырь — оплот и рассадник православия. Богатые новгородцы, его почитате­ ли, пожертвовали на богоугодное дело «нема­ ло сребра — в возложение господеви». Феодо­ рит приглашает в свою пустынь «некоторых дру­ гих», пожелавших вместе с ним разделить труд­ ности жизни в Заполярье. Возвратившись в Лап­ ландию, «на устию предреченные Колы реки со­ зидает монастырь и в нем поставляет церковь во имя пребезначальные Троицы». Место Феодо- ритова монастыря можно определить безошибоч­ но: это остров в устье реки Колы, где по­ стоянно находилась Троицкая церковь.8 Состав монашеской братии Феодорит попол­ няет постриженниками-лопарями: «собирает там среду мнишескую» из тех, которые «от них мнишеское житие возлюбили, за благодатию Хри­ ста нашего», приобщает их к «священному уче­ нию» и «науча их писанию, и молитвы неко­ торые привел им от словенска в их язык». Фео­ дорит ввел в Устькольском монастыре устав мо­ нашеской жизни в духе учения Нила Сорско­ го. Запрещалось как-либо обременять окрест­ ных жителей и иметь слуг. «Священное пра­ вило» предписывало монахам жительствовать «обще и отнюдь не стяжательно» и «безъ- “ ГАМО, ф. 16-И, on. 1, д. 6, л. !4 об.-20 (опись 1819 г.). именно»,— иными словами, общиной, без имений, без частной собственности, по апостольским з а ­ ветам: не трудящийся да не ест; руки мои, послужите мне и сущим со мною. Каждый обя­ зан был добывать себе пропитание «своими ру­ ками». По Соловецкому уставу в монастырь не допускались женщины, и все так называемые «женские» работы выполнялись самими монаха­ ми (уборка помещений и т. п.). Некоторое время, пока имелось «сребро» и раз­ ные припасы, привезенные из Новгородской зем­ ли, жизнь в монастыре шла более или менее благополучно. Строили церковь и братскую избу, обучали новопостриженников-лопарей христиан­ скому вероучению и русской грамоте. Затем положение осложнилось. Сатана, повествует Курбский, стал подговаривать новособранных мо­ нахов и возбуждать против Феодорита, «шепчю- ще невидимо во уши и глаголюще им во сердце: тяжек, рече, вам и не подъем. И ни­ кто не может от человеков претерпети уставом, вам преданным от него: како можете без име­ ний жити, своими руками хлеба добывающа? ...и женского полу не имети... Сего ради сло- жившеся со дьяволом мниси оные взнеистовише- ся: имают старца святого и бьют нещадно, не токмо из монастыря извлачают, но и от стра­ ны той изгоняют, аки врага некоего». Недо­ вольство строгим режимом копилось подспудно, и какое-то распоряжение Феодорита вызвало бурный протест монахов. Учитель высоконрав­ ственной, аскетической, трудовой жизни потер­ пел неудачу. Монастырь распался. Нестяжатель­ ский вариант «пустынного жительства» в усло­ виях суровой и скудной лапландской земли не оправдал себя. Судя по некоторым деталям рас­ сказа, пришельцы из Новгорода вернулись в свои места, а монахи-лопари ушли на Печенгу, к Трифону. По мнению советского историка И. У. Будов- ница, это произошло примерно в 1549 году. Однако некоторые обстоятельства наводят на мысль, что бунт монахов случился немного ра­ нее — скорее всего в 1547 или 1548 годах. 1547 год был на Севере голодным. Вероятно, монахи остались без хлеба, питались одной ры­ бой. Даже состоятельные варзужане закладыва­ ли Соловецкому монастырю свои угодья на Тер­ ском берегу и на Мурмане, чтобы прокормить­ ся.9 В последующей жизни Феодорита есть точ­ но установленная дата: в самом начале 1551 го­ да он становится архимандритом крупного Спа- со-Евфимьева монастыря в Суздале, а до этого провел два года в каком-то «малом монасты­ ре» Новгородской епархии. В таком случае, между оставлением Усть-Колы и вступлением в архимандритство в Суздале должно было пройти около трех лет. Как и положено праведному и милосердному человеку, Феодорит простил своих обидчиков. Еще до бегства Курбского из России, то есть до весны 1564 года, он дважды отправлялся «до Дикие лопи»: один раз — «морем по Печенги», а другой — зимою, «на пруткошественных еле- нех ездяще по непроходным пустыням, посе- • 9 СМПИКП. Л. 1930, № 3, с. 28 (закладная Онцифора Кулика), № 4 (закладная Сидора Рудина 1548 го д а).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz