Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

ФЕОДОРИТ, КРЕСТИТЕЛЬ ЛОПИ 1S3 модержавия и усиление роли церкви в государ­ стве. Курс на христианизацию саамов вполне вписывался в его политическую программу. Ду­ мается, что и сведения о столь незначитель­ ном в масштабах государства событии, как по­ стройка маленькой деревянной церкви и креще­ нии не более 50 лопарей, могли попасть в об­ щерусские летописи благодаря тому, что к делу был причастен Макарий. Проповедь христианства во внутренней и се­ верной Лапландии затруднялась не только при­ родными условиями Заполярья, но и разбро­ санностью лопарей. Общая их численность едва ли превышала одну тысячу человек, «жилища своя имяху по гористым и блатным (боло­ тистым) и непроходимым местем разсеяны, един от другого верст по сту и больши».7 В пре­ делах современной Мурманской области в XVI ве­ ке проживали четыре группы лопарей: Лешая лопь, лопь Верхней земли, Терская лопь и Кончанская лопь, говорившие на разных диалек­ тах, причем различия в языке были столь значительны, что лопари одной группы почти не понимали речи другой. Это еще больше затруд­ няло задачу приобщения их к христианству. Русскому духовенству следовало посылать в Ди­ кую лопь (их общее название) лингвистически одаренного человека или несколько проповедни­ ков в разные языковые группы. В глубь Рос­ сийской Лапландии отправился Феодорит. Выдающийся проповедник, креститель лопа­ рей родился в Ростовской земле, по-видимому, в самом начале XVI века. Мирское имя и ф а ­ милия его неизвестны. Тридцати лет он ушел в Соловки, где через год постригся в монахи. В монастыре имелась библиотека (по описи 1514 года — 127 рукописных книг, данные Кукушкиной М. В.). По словам Курбского, около пятнадцати лет Феодорит воспитывался под руководством игумена Зосимы и за это время «навыче всякой духовной премудрости», то есть становится весьма образованным человеком. Не исключено участие Феодорита в проповедовании христианства среди Лешей лопи, крещенной в 1526 году, но указаний на это в источниках нет. Однако на подвижничество в землях Верхней лопи игумен мог благословить лишь опытного проповедника. Ему предстояло преодолеть языко­ вой барьер, приспособиться к образу жизни лапландцев, уметь добывать себе средства су­ ществования, построить жилье, наладить отно­ шения с обитателями лесотундры. Первый период деятельности Феодорита в Лапландии Курбский рисует в следующем виде. После бесед со своим духовным наставником Феодорит «разжегся желанием пустынного без­ молвного жительства». Он отправляется к устью реки Колы морским путем на маленьком суд­ не «и тамо исходит из кораблеца... и вселяется в тех лесех пустых оных непроходимых. По ко- ликих же месяцех обретает тамо единого старца пустынника, памятамися (помнится мне) Митро­ фан бе имя ему, пришедшего во оную пустыню пред сим аки за пять лет, и пребывают вкупе в прегорчайшей пустыне, Богом храними...» Вы­ сказывалось мнение, будто сподвижником Феодо- 7 Житие Трифона Печенгского.— «Православный со­ беседник», Казань, 1859, май, с. 98. рита на реке Коле был Трифон. Эту версию убедительно опровергли уже дореволюционные исследователи (П. Д. Шестаков и В. О. Клю­ чевский). Что же касается оговорки «помнится мне», то она только подчеркивает добросовест­ ность Курбского, который сомневается, не изме­ няет ли ему память. Для нас же не имеет боль­ шого значения, звался друг Феодорита Митро­ фаном или как-то иначе. Феодорит прожил с Митрофаном среди ло­ парей много лет и, когда «искусен уже был их языку», стал склонять их к «вере Христовой». Лопари относились к проповедникам миролюбиво и приветливо. Курбский, со слов Феодорита, отмечает добродушие лопарей и их стремление постичь православное учение: «Люди зело про­ сты и кротцы и отнюдь всякого лукавства не­ искусны, ко спасенному же пути тщаливи и охочи зело... По летех немалых, егда распро- странишесь в том языце (народе) проповедь евангельская и явленны чюдеса и знамения не­ которые... тогда наученных от него и оглашенных лопян единого для крестишася яко две тысящи со женами и детьми». Крещению лопарей (чи­ сло их в сочинении Курбского крайне преуве­ личено) предшествовала постройка церкви. Зна­ ток истории Лапландии профессор лопарского языка в университете города Христиании (ныне Осло) А. Я. Фрийс, изучавший норвежские архивы и, по-видимому, имевший неизвестные нам документальные материалы, сообщает, что при устье реки Колы в 1529 году была соору­ жена церковь «соловецким монахом Феодоритом» и что Трифон посетил это место в 1532 году. Сопоставим это с русским источником. В Ни­ коновской летописи под 1532 годом говорится: «Тоя же зимы с Колы реки, с Тутоломи при- ехаша в Великий Новгород лопляне Мурман­ ского моря и били челом пресвященному Мака­ рию и просили антими(н)сов и священников церкви Божиа свящати и самим просветитеся». Архиепископ послал своих служителей, которые освятили церковь и самих лоплян «многих кре- стиша... в нашу православную и святую веру». Аналогичные сведения содержат Львовская и Со­ фийская летописи. Фрийсу известно и имя нов­ городского священника, прибывшего • к устью Колы. Это иеромонах Илья, отправившийся вскоре на Печенгу. Крещением лопарей, живших по рекам Коле и Туломе, заканчивается первый период деятель­ ности Феодорита в Заполярье. Знаменитый исто­ рик Н. М. Карамзин писал: Феодорит «имел славу крестить многих диких лопарей; не убоял­ ся пустынь снежных; проник во глубину мрач­ ных, хладных лесов и возвестил Христа Спаси­ теля на берегах Туломы; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них пись­ мена... просветил божественною верою без наси­ лия, без злодейств, употребленных другими рев­ нителями христианства в Европе и Америке, но единственно примером лучшего». После крещения лопи Феодорит и Митро­ фан покидают Кольский полуостров — «оба возвращаются во вселенную»: по одной версии — • сразу в Новгород, по другой — в разные монастыри. Очень многое неясно в биографии Феодорита. Но проследим его жизненный путь,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz