Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ФЕОДОРИТ, КРЕСТИТЕЛЬ ЛОПИ 1S3 модержавия и усиление роли церкви в государ стве. Курс на христианизацию саамов вполне вписывался в его политическую программу. Ду мается, что и сведения о столь незначитель ном в масштабах государства событии, как по стройка маленькой деревянной церкви и креще нии не более 50 лопарей, могли попасть в об щерусские летописи благодаря тому, что к делу был причастен Макарий. Проповедь христианства во внутренней и се верной Лапландии затруднялась не только при родными условиями Заполярья, но и разбро санностью лопарей. Общая их численность едва ли превышала одну тысячу человек, «жилища своя имяху по гористым и блатным (боло тистым) и непроходимым местем разсеяны, един от другого верст по сту и больши».7 В пре делах современной Мурманской области в XVI ве ке проживали четыре группы лопарей: Лешая лопь, лопь Верхней земли, Терская лопь и Кончанская лопь, говорившие на разных диалек тах, причем различия в языке были столь значительны, что лопари одной группы почти не понимали речи другой. Это еще больше затруд няло задачу приобщения их к христианству. Русскому духовенству следовало посылать в Ди кую лопь (их общее название) лингвистически одаренного человека или несколько проповедни ков в разные языковые группы. В глубь Рос сийской Лапландии отправился Феодорит. Выдающийся проповедник, креститель лопа рей родился в Ростовской земле, по-видимому, в самом начале XVI века. Мирское имя и ф а милия его неизвестны. Тридцати лет он ушел в Соловки, где через год постригся в монахи. В монастыре имелась библиотека (по описи 1514 года — 127 рукописных книг, данные Кукушкиной М. В.). По словам Курбского, около пятнадцати лет Феодорит воспитывался под руководством игумена Зосимы и за это время «навыче всякой духовной премудрости», то есть становится весьма образованным человеком. Не исключено участие Феодорита в проповедовании христианства среди Лешей лопи, крещенной в 1526 году, но указаний на это в источниках нет. Однако на подвижничество в землях Верхней лопи игумен мог благословить лишь опытного проповедника. Ему предстояло преодолеть языко вой барьер, приспособиться к образу жизни лапландцев, уметь добывать себе средства су ществования, построить жилье, наладить отно шения с обитателями лесотундры. Первый период деятельности Феодорита в Лапландии Курбский рисует в следующем виде. После бесед со своим духовным наставником Феодорит «разжегся желанием пустынного без молвного жительства». Он отправляется к устью реки Колы морским путем на маленьком суд не «и тамо исходит из кораблеца... и вселяется в тех лесех пустых оных непроходимых. По ко- ликих же месяцех обретает тамо единого старца пустынника, памятамися (помнится мне) Митро фан бе имя ему, пришедшего во оную пустыню пред сим аки за пять лет, и пребывают вкупе в прегорчайшей пустыне, Богом храними...» Вы сказывалось мнение, будто сподвижником Феодо- 7 Житие Трифона Печенгского.— «Православный со беседник», Казань, 1859, май, с. 98. рита на реке Коле был Трифон. Эту версию убедительно опровергли уже дореволюционные исследователи (П. Д. Шестаков и В. О. Клю чевский). Что же касается оговорки «помнится мне», то она только подчеркивает добросовест ность Курбского, который сомневается, не изме няет ли ему память. Для нас же не имеет боль шого значения, звался друг Феодорита Митро фаном или как-то иначе. Феодорит прожил с Митрофаном среди ло парей много лет и, когда «искусен уже был их языку», стал склонять их к «вере Христовой». Лопари относились к проповедникам миролюбиво и приветливо. Курбский, со слов Феодорита, отмечает добродушие лопарей и их стремление постичь православное учение: «Люди зело про сты и кротцы и отнюдь всякого лукавства не искусны, ко спасенному же пути тщаливи и охочи зело... По летех немалых, егда распро- странишесь в том языце (народе) проповедь евангельская и явленны чюдеса и знамения не которые... тогда наученных от него и оглашенных лопян единого для крестишася яко две тысящи со женами и детьми». Крещению лопарей (чи сло их в сочинении Курбского крайне преуве личено) предшествовала постройка церкви. Зна ток истории Лапландии профессор лопарского языка в университете города Христиании (ныне Осло) А. Я. Фрийс, изучавший норвежские архивы и, по-видимому, имевший неизвестные нам документальные материалы, сообщает, что при устье реки Колы в 1529 году была соору жена церковь «соловецким монахом Феодоритом» и что Трифон посетил это место в 1532 году. Сопоставим это с русским источником. В Ни коновской летописи под 1532 годом говорится: «Тоя же зимы с Колы реки, с Тутоломи при- ехаша в Великий Новгород лопляне Мурман ского моря и били челом пресвященному Мака рию и просили антими(н)сов и священников церкви Божиа свящати и самим просветитеся». Архиепископ послал своих служителей, которые освятили церковь и самих лоплян «многих кре- стиша... в нашу православную и святую веру». Аналогичные сведения содержат Львовская и Со фийская летописи. Фрийсу известно и имя нов городского священника, прибывшего • к устью Колы. Это иеромонах Илья, отправившийся вскоре на Печенгу. Крещением лопарей, живших по рекам Коле и Туломе, заканчивается первый период деятель ности Феодорита в Заполярье. Знаменитый исто рик Н. М. Карамзин писал: Феодорит «имел славу крестить многих диких лопарей; не убоял ся пустынь снежных; проник во глубину мрач ных, хладных лесов и возвестил Христа Спаси теля на берегах Туломы; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них пись мена... просветил божественною верою без наси лия, без злодейств, употребленных другими рев нителями христианства в Европе и Америке, но единственно примером лучшего». После крещения лопи Феодорит и Митро фан покидают Кольский полуостров — «оба возвращаются во вселенную»: по одной версии — • сразу в Новгород, по другой — в разные монастыри. Очень многое неясно в биографии Феодорита. Но проследим его жизненный путь,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz