Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
152 И. Ф. УШАКОВ духе нестяжательства, и сам Феодорит являл ся примером праведного образа жизни, что не однократно подчеркивает Курбский: «Муж не токмо в разуме и премудрости мног, но и от рождения своего чист и непорочен; к тому и трезвость по вся дни живота своего храняше... тихость и кротость многую имел». Восхищение и преклонение Курбского перед своим настав ником безграничны: «О, мужу наилепший и наи крепчайший! мне превозлюбленнейший и пре- наисладчайший! Отче мой и родителю духовный!» Как прискорбно не видеть «наичестнейших се дин твоих!» Неясно, когда и сколько времени продол жалось общение Курбского с Феодоритом, но в памяти князя он остался престарелым челове ком. Вероятно, первая их встреча произошла в начале 1551 года, когда Феодорит приехал в Москву по ходатайству Артемия, но более тесная и продолжительная дружба их сложилась во вто рой половине 50-х годов XVI века, когда Курбский вызволил Феодорита из ссылки и, бу дучи на высоте положения, «по силе» своей ему «любовию и службою простирался» (Зи мин А. А.). Курбский характеризует это время как период борьбы осифлянского духовенства со всяким инакомыслием, в ходе которой несправед ливо пострадали многие достойные люди, в том числе и Феодорит. «В тех же тогда летех,— пишет Курбский,— возрастоша плевелы между чистою пшеницею... много пастырей наших, си- речь отроды ересей люторских, явишася хуле ние на церковные догматы. Митрополит же рус ский, за повелением царевым, повелел оных ру гателей везде имати, хотяще истязати их... и тех раскольников, иже были достойни исправле нию пасторскому, сотвориша над ними неми- лосердие и прелютое мучение». Феодорита, окле ветанного «любостяжателями», «в неволю отосла- ша» в Кирилло-Белозерский монастырь. Биографию Феодорита Курбский излагает не последовательно и довольно сбивчиво, порой от влекаясь на другие темы. Данные им хроно логические ориентиры («аки за пять лет», «по летех немалых», «аки двадесят лет») не позво ляют установить точные даты в деятельности Феодорита, в частности время пребывания его на Севере. Это приходится делать по другим источ никам, но они скудны и ненадежны. Если до бегства из России Курбский был хорошо осве домлен о том, что происходило в политической жизни страны, то после 1564 года он уже не располагал достаточной информацией о событиях в России. За рубеж вести поступали противо речивые. Свирепствовал опричный террор. О судьбе Феодорита дошли две версии. По одной («нецыи глаголют») Феодорит в разговоре с Ива ном Грозным «воспомянул нечто» о Курбском, отчего царь пришел в бешенство — «креже- тал неистово зубами своими и абие повелел такового святого мужа в реце утопити. И сице приял мученичества венец и получил второе крещение». Именно эту версию Курбский кладет в основу рассказа о «священномученике Феодори- те», ибо главное для него — обличение зло деяний Ивана Грозного, и вся его «История о великом князе Московском» написана, чтобы по казать царя-душегубца. Однако, справедливости ради, Курбский приводит и другую версию, что «почил он» (Феодорит) «тихою и спокойною смертию». И хотя князь о кончине Феодорита выведывал у приходящих из России «со прилежа нием», он не мог установить истины. Сочинение князя Курбского для изучения хри стианизации саамов весьма значимо. Оно ценно тем, что автор, обладая хорошей памятью, обстоятельно рассказал о проповеднической деятельности Феодорита в Лапландии, «яко сам он поведал ми», обрисовал облик деятеля, умевшего «наводити на путь покаяния и приво- дити от нечестия и многолетнего древнего неве рия в веру Христову поганские (языческие) народы». ФЕОДОРИТ В ЛАПЛАНДИИ Важную роль в Поморье играл Соловец кий монастырь, основанный в 1429—1436 годах. Тогда эта земля входила в состав владений Великого Новгорода и считалась окраиной хри стианского мира. Новгородский архиепископ, уз нав о создании обители на Соловках, изумил ся: «В далее от людей, да кто может тамо быти» близ «земли Мурманьской и Каанской?» Монахи-отшельники поселились в опасном месте, по соседству с враждебно настроенными каина ми (финнами северо-восточной Ботнии) и мур- манами (жителями северной Скандинавии). Пре терпев все невзгоды, монастырь выстоял, окреп и стал рассадником православия на Крайнем Севере. Под влиянием безвестных соловецких проповедников уже в 20-х годах XVI века, по свидетельству современника, окрестные язычни ки «единодушно вси живущии неразумнии людие к просвещению притекоша». Первую церковь для лопарей монахи построи ли в Кандалакше. Ростовская летопись сообщает: в 1526 году «приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, из Кандалакшской губы, усть Нивы реки, из Дикой лопи и били челом государю и просили антиминса (священная ткань с изо бражением положения во гроб Иисуса Христа, возлагаемая на престол в алтаре церкви) и священников церковь свящати и просветити их святым крещением, и государь велел архиепис копу Макарию послати из Новагорода от со- борныя церкви священника и дьякона, и они ехавши свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша». Как видим, великий князь Московский Василий III (отец Ивана Грозного) поручил крещение лопи Макарию, который получил сан новгородского архиепископа 4 марта 1526 года (Зимин А. А.). Это было государственное задание, и Макарий взялся энергично проводить его в жизнь. По- видимому, не без ведома Макария из Новго родской земли на Печенгу явился проповед ник Трифон. Макарий — личность незаурядная. 16 марта 1542 года он становится митрополитом всея Руси. С этого времени Макарий — ближайший помощник Ивана IV, крупнейший политический деятель, публицист, вдохновитель многих реформ середины XVI века, инициатор создания типо графии в Москве и составления летописных сво дов, «Великих Миней Четьих» (книг помесяч ного чтения). Он выступал за укрепление са
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz