Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

ФЕОДОРИТ, КРЕСТИТЕЛЬ ЛОПИ 151 нями, имели обыкновение кропить сейдов оленьей кровью, а лапландцы-рыбаки — обмазывать рыбьим жиром. Когда жир высыхал от солнеч­ ного жару, то простодушный рыбак радовался, что сейд съел его приношение».4 Мир рели­ гиозных представлений язычников, конечно, был много богаче того, что донесли до нас наблю­ датели-иноверцы, видевшие лишь внешние прояв­ ления культа. Саамский фольклор содержит об­ ширный цикл мифов о человеке-олене Мяндаше, сказ о дочери Солнца и другие. Языческая религия не представляла из себя стройного и устойчивого учения. Это была сово­ купность обрядов и верований разных эпох, включая культ предков, почитание тотемных жи­ вотных и птиц — медведя, оленя, ворона, убеждение в существовании загробной жизни. У разных народов язычество имело свои осо­ бенности. У лопарей служителями языческого культа и хранителями традиций являлись ке- буны, по-лопарски — нойды. Они ведали ритуа­ лами, исцеляли больных («изгоняли» из тела злых духов), делали предсказания (гадали), вступали в контакты с духами, при этом поль­ зовались бубнами (в древнем погребении на острове Оленьем в Кольском заливе найдена ша­ манская колотушка), позднее — поясом с ме­ таллическими побрякушками. По-видимому, ке- буны являлись и старейшинами в родовых об­ щинах. Терские лопари в результате длительного об­ щения с русскими, несомненно, были немного зна­ комы с их верой. Посол Григорий Истома, по­ сетивший Лапландию в 1496 году, рассказывал о лопарях: «Они носят платье, которое шьют сами из шкур различных зверей, и в таком одея­ нии иногда являются в Московию». Вероятно, лопари ездили на Двину для торговли или уплаты дани и могли воочию видеть весь уклад жиз­ ни русского населения. В середине XV века на Терском берегу возникают первые русские де­ ревни — Умба и Варзуга. В 1491 году Соло­ вецкий монастырь построил в Варзуге «церковь во имя святого Христова чудотворца Нико­ лы» — покровителя мореходов.5 Так в Лопскую землю вместе с русскими поселенцами шагнуло христианство. Утверждение лютеранства в Скандинавских странах несло угрозу распространения его в землях карел и лопарей. В начале 20-х годов XVI века назрела необходимость крещения лопи в «русскую веру». Решение этой задачи легло на монахов Соловецкого монастыря и новгородское духовенство. Московское правительство, заинте­ ресованное в закреплении Лопской земли за Рус­ ским государством, активно содействовало хри­ стианизации язычников Севера. В русском обществе горячо обсуждался воп­ рос о церковном землевладении. Защитник цер­ ковного землевладения Иосиф Волоцкий з а ­ являл: монахи должны быть обеспечены всем необходимым для жизни, только тогда они смо­ гут посвящать время богослужению. Противни­ ками осифлян (сторонников Иосифа Волоцкого) 4 Собрание старых и новых путешествий. Ч. И. М. 1860, с. 73-74. ' 5 Строев Н. С. Северные грамоты XV века.— ЛЗАК. Л. 1929, с. 133, № 10. выступали нестяжатели. Их идеолог Нил Сорский видел «путь спасения» в аскетической и от­ шельнической (в скитах по два-три человека) жизни вдали от суетного и погрязшего в грехах мира. Ссылаясь на заповеди «святых отцов», он учил монахов жить не за счет поборов с крестьян, а «ot праведных трудов своего рукоделия и ра­ боты» и лишь в трудных обстоятельствах «взи- мати мало милостыни от христолюбцев — нуж­ ная, а не излишняя. Стяжания же, яже по на­ силию от чужих трудов собираема, вносити от­ нюдь несть нам на пользу». При достатке самим помогать людям — «просящим даяти».6 Единомышленники Нила Сорского устраивали скиты на Севере. Идея подвижнической жизни вела их в глухие места Белозерья и По­ морья. Последователи Нила Сорского, умерше­ го в 1508 году,— Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Артемий — продолжали борьбу с осиф- лянами. Их устав, как «инокам жити», кратко изложен так: «Сёл не держати, не владети ими, но жити в тишине и безмолвии, питаяся своима рукама». К числу нестяжателей принадлежал и соло­ вецкий монах Феодорит. КУРБСКИЙ , БИОГРАФ ФЕОДОРИТА Главным источником наших знаний о Феодо- рите, крестителе лопарей, является сочинение князя Андрея Михайловича Курбского (1528— 1583) «История о великом князе Московском», написанное в эмиграции в 1573 году. Курбский — личность, хорошо известная в русской истории, особенно по переписке с Иваном Грозным. В мо­ лодости — прославленный участник борьбы с крымскими и казанскими татарами, видный дея­ тель царского правительства («Избранной ра­ ды»), затем крупный военачальник во время Ли­ вонской войны, бежавший от готовившейсн над ним расправы в 1564 году в Литву, он гневно обличает «лютого и бесчестного» царя в звер­ ствах и истреблении лучших людей России, сре­ ди которых выделяет «священномученика Феодо­ рита». Подробный рассказ о нем некоторые ис­ следователи называют «Житием Феодорита» — настолько характер сведений и стиль произве­ дения похожи на этот жанр. Феодорит был духовником Курбского — свя­ щенником, исповедующим и наставляющим «сына духовного» на путь истины. Курбский во­ сторгается добродетелями, «яковые он имел даро­ вания от бога: ...силы исцеления (от пороков), дар пророчествия, дар мудрости... яко умел он и искусен был... презлые дела в человецех... искореняти... очищати и просвещати». Воспи­ танник Феодорита отмечает в нем дар пропо­ веди, его «предивные и наисладчайшие беседо- вания и пользовательные, апостолоподобные ве­ щания... их же некогда и аз, недостойный, мно­ гажды причастен был тех священных учений!., и очима видех и над самим собою искусив бывшее и приключившееся мне благодеяние мно­ гое от его святыни: понеже исповедник мне был и премногу зело любовь ко мне имел». Несомненно, нравоучительные беседы велись в 6 Соловьев С. М. История России, с. 349-350.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz