Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ФЕОДОРИТ, КРЕСТИТЕЛЬ ЛОПИ 151 нями, имели обыкновение кропить сейдов оленьей кровью, а лапландцы-рыбаки — обмазывать рыбьим жиром. Когда жир высыхал от солнеч ного жару, то простодушный рыбак радовался, что сейд съел его приношение».4 Мир рели гиозных представлений язычников, конечно, был много богаче того, что донесли до нас наблю датели-иноверцы, видевшие лишь внешние прояв ления культа. Саамский фольклор содержит об ширный цикл мифов о человеке-олене Мяндаше, сказ о дочери Солнца и другие. Языческая религия не представляла из себя стройного и устойчивого учения. Это была сово купность обрядов и верований разных эпох, включая культ предков, почитание тотемных жи вотных и птиц — медведя, оленя, ворона, убеждение в существовании загробной жизни. У разных народов язычество имело свои осо бенности. У лопарей служителями языческого культа и хранителями традиций являлись ке- буны, по-лопарски — нойды. Они ведали ритуа лами, исцеляли больных («изгоняли» из тела злых духов), делали предсказания (гадали), вступали в контакты с духами, при этом поль зовались бубнами (в древнем погребении на острове Оленьем в Кольском заливе найдена ша манская колотушка), позднее — поясом с ме таллическими побрякушками. По-видимому, ке- буны являлись и старейшинами в родовых об щинах. Терские лопари в результате длительного об щения с русскими, несомненно, были немного зна комы с их верой. Посол Григорий Истома, по сетивший Лапландию в 1496 году, рассказывал о лопарях: «Они носят платье, которое шьют сами из шкур различных зверей, и в таком одея нии иногда являются в Московию». Вероятно, лопари ездили на Двину для торговли или уплаты дани и могли воочию видеть весь уклад жиз ни русского населения. В середине XV века на Терском берегу возникают первые русские де ревни — Умба и Варзуга. В 1491 году Соло вецкий монастырь построил в Варзуге «церковь во имя святого Христова чудотворца Нико лы» — покровителя мореходов.5 Так в Лопскую землю вместе с русскими поселенцами шагнуло христианство. Утверждение лютеранства в Скандинавских странах несло угрозу распространения его в землях карел и лопарей. В начале 20-х годов XVI века назрела необходимость крещения лопи в «русскую веру». Решение этой задачи легло на монахов Соловецкого монастыря и новгородское духовенство. Московское правительство, заинте ресованное в закреплении Лопской земли за Рус ским государством, активно содействовало хри стианизации язычников Севера. В русском обществе горячо обсуждался воп рос о церковном землевладении. Защитник цер ковного землевладения Иосиф Волоцкий з а являл: монахи должны быть обеспечены всем необходимым для жизни, только тогда они смо гут посвящать время богослужению. Противни ками осифлян (сторонников Иосифа Волоцкого) 4 Собрание старых и новых путешествий. Ч. И. М. 1860, с. 73-74. ' 5 Строев Н. С. Северные грамоты XV века.— ЛЗАК. Л. 1929, с. 133, № 10. выступали нестяжатели. Их идеолог Нил Сорский видел «путь спасения» в аскетической и от шельнической (в скитах по два-три человека) жизни вдали от суетного и погрязшего в грехах мира. Ссылаясь на заповеди «святых отцов», он учил монахов жить не за счет поборов с крестьян, а «ot праведных трудов своего рукоделия и ра боты» и лишь в трудных обстоятельствах «взи- мати мало милостыни от христолюбцев — нуж ная, а не излишняя. Стяжания же, яже по на силию от чужих трудов собираема, вносити от нюдь несть нам на пользу». При достатке самим помогать людям — «просящим даяти».6 Единомышленники Нила Сорского устраивали скиты на Севере. Идея подвижнической жизни вела их в глухие места Белозерья и По морья. Последователи Нила Сорского, умерше го в 1508 году,— Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Артемий — продолжали борьбу с осиф- лянами. Их устав, как «инокам жити», кратко изложен так: «Сёл не держати, не владети ими, но жити в тишине и безмолвии, питаяся своима рукама». К числу нестяжателей принадлежал и соло вецкий монах Феодорит. КУРБСКИЙ , БИОГРАФ ФЕОДОРИТА Главным источником наших знаний о Феодо- рите, крестителе лопарей, является сочинение князя Андрея Михайловича Курбского (1528— 1583) «История о великом князе Московском», написанное в эмиграции в 1573 году. Курбский — личность, хорошо известная в русской истории, особенно по переписке с Иваном Грозным. В мо лодости — прославленный участник борьбы с крымскими и казанскими татарами, видный дея тель царского правительства («Избранной ра ды»), затем крупный военачальник во время Ли вонской войны, бежавший от готовившейсн над ним расправы в 1564 году в Литву, он гневно обличает «лютого и бесчестного» царя в звер ствах и истреблении лучших людей России, сре ди которых выделяет «священномученика Феодо рита». Подробный рассказ о нем некоторые ис следователи называют «Житием Феодорита» — настолько характер сведений и стиль произве дения похожи на этот жанр. Феодорит был духовником Курбского — свя щенником, исповедующим и наставляющим «сына духовного» на путь истины. Курбский во сторгается добродетелями, «яковые он имел даро вания от бога: ...силы исцеления (от пороков), дар пророчествия, дар мудрости... яко умел он и искусен был... презлые дела в человецех... искореняти... очищати и просвещати». Воспи танник Феодорита отмечает в нем дар пропо веди, его «предивные и наисладчайшие беседо- вания и пользовательные, апостолоподобные ве щания... их же некогда и аз, недостойный, мно гажды причастен был тех священных учений!., и очима видех и над самим собою искусив бывшее и приключившееся мне благодеяние мно гое от его святыни: понеже исповедник мне был и премногу зело любовь ко мне имел». Несомненно, нравоучительные беседы велись в 6 Соловьев С. М. История России, с. 349-350.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz