Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Из истории отечественной культуры- И. Ф. УШ А КО В Иван Федорович УШАКОВ родился в 1921 году в городе Верхнеуральске Челябинской области. Окончил исторический фа культет Магнитогорского педагогического института. Участник Великой Отечественной войны. Профессор кафедры истории М ур манского педагогического института, доктор исторических наук. Автор книг «Кольская земля», «Историческое краеведение», «Кольская старина» и других. Живет в Мурманске. ФЕОДОРИТ, КРЕСТИТЕЛЬ ЛОПИ «ДИКАЯ ЛОПЬ» И ЕЕ ВЕРОВАНИЯ И сточники начала XVI века называют рос сийских саамов «дикой лопью»1, то есть некрещеной. Ее южные соседи, карелы, приняли христианство еще в 1227 году, но тоже в большинстве своем оставались язычниками. Кольский полуостров, на котором жило около тысячи человек лопи, входил в состав новгород ских владений, по меньшей мере, с начала XIII века. Первая новгородская летопись упоминает в числе погибших в битве на реке Липиде под Суздалем в 1216 году сборщика дани с тер ских лопарей («Сьмьюна Петриловиця, тьрьского даньника»), Однако более трех столетий лопь пользовалась полной свободой в отправлении языческого культа. Новгородские, а затем мо сковские власти терпимо относились к «поган- ским» верованиям народов Крайнего Севера. Русские правители регулярно взимали дань пуш ниной и предоставляли лопи неограниченную са мостоятельность во внутренней жизни. Языческой религии характерно многобожие, признание равенства людей. Обожествлялись солнце, луна, силы природы. Помимо верховных богов, по представлениям лопи, существовали духи (сейды) — божества низшего ранга, мо гущество которых простиралось на определен ную местность. Задобрить их — значит обес печить себе их содействие, благоволение. Если охотник убил зверя, то сейд — хозяин леса послал ему добычу. Охота неудачна — сейд был неблагожелателен. Посредством жертвоприноше ний и ритуалов почтения духов лопь стреми лась умилостивить невидимых владык промысло вых угодий. Судя по петроглифам (наскальным рисункам) Поноя, древние обитатели этих мест устраивали пляски в честь покровителеи-духов. (Турина Н. Н., Время, врезанное в камень. Мурманск, Кн. изд-во, 1982). Письменные источники следующим образом рисуют верования финноязычного населения Се вера: «Прелесть кумирская...,— доносил в Москву в 1534 году новгородский архиепископ Мака рий,— по всему поморию Варяжского моря... до Лопи до Дикие... в Чуди и в Ижере и в Ко реле... удержася... Суть же скверные молбища их: лес и камение, и реки и блата, источники и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и езера. И проста рещи (сказать) — всей твари покланяхуся яко богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бесом...»2 По словам Ма кария, так творилось «до царстве великого князя Василия Ивановича», то есть до 1505 года. Дру гой источник о религии саамов характеризует ее как «самое поганское идолобесие»: «Народ лопарский... почитаху бесов, а кланяхуся делу рук человеческих и боготворяху гады и нощные нятопыри...»3 В пережиточной форме языческие верования сохранялись еще в XIX веке. «Обиталищами» духов считались каменные кладки в местах про мыслов. Крупнейший финноугровед М. А. Каст- рен, посетивший Российскую Лапландию в фев рале-марте 1842 года, писал: «Везде, где гово рят лапландским языком, услышишь предания о сейдах, то есть каменных кумирах, которым лап ландцы поклонялись и приносили жертвы. Жертвы состояли по большей части из рогов и костей оленей, особливо диких... Отправляясь на охоту за оленями, лапландцы давали обещание отдать сейду голову и шею оленя, если охота будет удачна... Лапландцы, промышлявшие оле - ---------------------- 2 ПСРЛ. Т. V, с. 73. Духовная грамота Ивана III.— Собрание Государ- 3 Житие Трифона Печенгского.— «Православный со- ственных грамот и договоров... Ч. 1. М. 1813, с. 393. беседник», Казань, 1859, май, с. 98.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz