Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

д а , б ы л и лю ди... : . «НУЖНЫ ПАСТЫРИ СИЛЬНЫЕ ДУХОМ» Изучая историю нашего края конца XIX — начала XX века, часто встречаешь фамилию Мухина — чиновника по крестьянским делам, который делал все зависящее отнего для подъема экономики и культуры Кольского Севера. Мурманский берег сильно отставал от соседнего с ним норвежского Финнмаркена по всем показателям. Между тем, по общему признанию, русские поморы по отваге и предприимчивости превосходили норвежцев. А естественные ресурсы Мурмана позволяли многократно увеличить объем рыбодобычи. Отсталость края, его ’’роковую судьбу” в народе объясняли "проклятием чудовища, скрывшегося от меча и креста новгородцев в береговые ущелья Мурмана. Веяния революционной бури 1905— 1907 годов затронули и Кольский Север. Александр Алексеевич Мухин собирает в Але­ ксандровой, куда чиновничество переехало из Колы, уполномоченных от волостей и вместе с ними вырабатывает наказ будущему члену Государственной думы о нуждах жителей Алек­ сандровского уезда. Наказ состоит из 14 пунк­ тов. В нем, в частности, говорилось: "Весьма желательно устройство железной дороги на Му­ рман, которая оживила бы и подняла промыш­ ленное и экономическое положение Мурмана и Лопландии... Для развития образования учре­ дить мореходные школы как на Мурмане, так и на Терском берегу. Ввести всеобщее обяза­ тельное обучение бесплатно для всех имеющих оседлость. Кроме школ общего типа, нам нужны школы специальные: рыболовства, ремеслен­ ные..." В результате требований прогрессивной об­ щественности правительство увеличило ассигно­ вания по министерству народного просвещения. Был выделен "кредит на культурные нужды Му­ рмана” . В 1907 году А. Мухин приступил к осу­ ществлению своей программы преодоления от­ сталости края. За три года Мухин открыл сельские училища в Печенге, Уре, Земляной и Териберке, в Цып-Наволоке и Чалмозере. При пяти учили­ щах были устроены интернаты для детей из дальних селений. По недостатку казенных средств во вновь от­ крытых школах не хватало учебных пособий и принадлежностей. Здания не соответствовали гигиеническим нормам. Архангельское учебное начальство с неприязнью смотрело на труды Мухина. Один из инспекторов назвал эти школы "мыльными пузырями” . В частном письме он сообщал, что о "печальной истории мухинской школьной эпопеи” составил отчет "до 100 лис­ тов” . Удивительное усердие в стремлении ском­ прометировать поборника просвещения. Худо-бедно, но мухинские школы работали. Население, как русские колонисты, так и жив­ шие на Мурмане финны, отнеслись к их появле­ нию ’’одинаково с живейшею радостью” . В на­ родных домах (клубах), открытых Мухиным в Александровске и Териберке, проводились ве­ чера самодеятельности, ставились спектакли, разыгрывались лотереи. В летнее время на Мурмане находились тыся­ чи пришлых промышленников-рыбаков. Для них устраивались читальни, по воскресным и празд­ ничным дням проводились публичные чтения с световыми картинами. На местах колоний Мур­ манского берега Мухин организовал две пере­ движные библиотеки. В 1912 году на Мурмане побывал губернатор С. Бибиков. В своей книге начальник края писал о Мухине как о "глубоком знатоке Мурмана” , человеке деятельном, который создал в стано­ вищах "школы, недурно оборудованные” (вот вам и "мыльные пузыри” ). Движение это совер­ шается благодаря неустанной и целесообразной работе в течение многих лет А. Мухина. В 1910 году Александр Алексеевич издал в Ар­ хангельске довольно содержательную книгу "О Мурмане и Лопландии” . Название, по-видимому, требует небольшого пояснения. До первой миро­ вой войны Мурманом именовали только север­ ное побережье Кольского полуострова, Лаплан­ дией — территорию национальных лопарских волостей. Мухин писал не Лапландия, а Лоплан- дия, производя термин от коренного слова "Лопь” , ’’лопари” . Книга Мухина дает ясное представление о со­ стоянии края в начале XX века. Мухин ратует за улучшение жизни людей про­ мыслового труда, выступает за упорядочение землевладения, введение палубных моторных судов, увеличение медицинского персонала. Он отмечает неоднородный состав населения Мурмана, которое "весьма индифферентно от­ носится к запросам духа в области религии” , и советует не присылать сюда священников, "опороченных, судимых за противоканоничес- кие поступки и безнравственную жизнь” , ибо на Мурмане "нужны пастыри сильные духом и ве­ рою” . Особенно большие надежды Мухин возлагал на школу. Долго и упорно он добивался откры­ тия профессиональных училищ, подавал пред­ ложения в разные комитеты и комиссии, высту­ пал в печати. "Рыбацкой школе, — писал он, — суждено поднять умственный уровень про­ мышленников. Такая школа выпустит кадры ра­ ботников, способных пуститься в море на хоро­ шем судне в промысловые поиски. Смелый, от­ важный поморский житель, вооруженный зна­ нием и облагороженный образованием, создаст новую эру в жизни Севера” . Начавшаяся первая мировая война помешала открытию на Мурмане рыбацкой школы и море­ ходного класса. Мухину пришлось заниматься вопросами мобилизации жителей в армию и флот, организацией помощи раненым воинам и семьям погибших на фронте солдат. Должность чиновника по крестьянским делам А. Мухин исполнял вплоть до падения царизма. Население относилось к нему с уважением, це­ нило его отзывчивость и простоту. В 1913 году в Александровске на Биологической станции по­ бывал московский зоолог Б. Шванвич. В описа­ нии своего путешествия он отмечал: А. А. Мухин прожил "на Мурмане 17 лет. Этот человек ред­ ких душевных качеств и преданности своему делу является большим его знатоком и, говорят, что приходить к нему по делам можно во всякое время дня и ночи” . И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz