Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
д а , б ы л и лю ди... : . «НУЖНЫ ПАСТЫРИ СИЛЬНЫЕ ДУХОМ» Изучая историю нашего края конца XIX — начала XX века, часто встречаешь фамилию Мухина — чиновника по крестьянским делам, который делал все зависящее отнего для подъема экономики и культуры Кольского Севера. Мурманский берег сильно отставал от соседнего с ним норвежского Финнмаркена по всем показателям. Между тем, по общему признанию, русские поморы по отваге и предприимчивости превосходили норвежцев. А естественные ресурсы Мурмана позволяли многократно увеличить объем рыбодобычи. Отсталость края, его ’’роковую судьбу” в народе объясняли "проклятием чудовища, скрывшегося от меча и креста новгородцев в береговые ущелья Мурмана. Веяния революционной бури 1905— 1907 годов затронули и Кольский Север. Александр Алексеевич Мухин собирает в Але ксандровой, куда чиновничество переехало из Колы, уполномоченных от волостей и вместе с ними вырабатывает наказ будущему члену Государственной думы о нуждах жителей Алек сандровского уезда. Наказ состоит из 14 пунк тов. В нем, в частности, говорилось: "Весьма желательно устройство железной дороги на Му рман, которая оживила бы и подняла промыш ленное и экономическое положение Мурмана и Лопландии... Для развития образования учре дить мореходные школы как на Мурмане, так и на Терском берегу. Ввести всеобщее обяза тельное обучение бесплатно для всех имеющих оседлость. Кроме школ общего типа, нам нужны школы специальные: рыболовства, ремеслен ные..." В результате требований прогрессивной об щественности правительство увеличило ассигно вания по министерству народного просвещения. Был выделен "кредит на культурные нужды Му рмана” . В 1907 году А. Мухин приступил к осу ществлению своей программы преодоления от сталости края. За три года Мухин открыл сельские училища в Печенге, Уре, Земляной и Териберке, в Цып-Наволоке и Чалмозере. При пяти учили щах были устроены интернаты для детей из дальних селений. По недостатку казенных средств во вновь от крытых школах не хватало учебных пособий и принадлежностей. Здания не соответствовали гигиеническим нормам. Архангельское учебное начальство с неприязнью смотрело на труды Мухина. Один из инспекторов назвал эти школы "мыльными пузырями” . В частном письме он сообщал, что о "печальной истории мухинской школьной эпопеи” составил отчет "до 100 лис тов” . Удивительное усердие в стремлении ском прометировать поборника просвещения. Худо-бедно, но мухинские школы работали. Население, как русские колонисты, так и жив шие на Мурмане финны, отнеслись к их появле нию ’’одинаково с живейшею радостью” . В на родных домах (клубах), открытых Мухиным в Александровске и Териберке, проводились ве чера самодеятельности, ставились спектакли, разыгрывались лотереи. В летнее время на Мурмане находились тыся чи пришлых промышленников-рыбаков. Для них устраивались читальни, по воскресным и празд ничным дням проводились публичные чтения с световыми картинами. На местах колоний Мур манского берега Мухин организовал две пере движные библиотеки. В 1912 году на Мурмане побывал губернатор С. Бибиков. В своей книге начальник края писал о Мухине как о "глубоком знатоке Мурмана” , человеке деятельном, который создал в стано вищах "школы, недурно оборудованные” (вот вам и "мыльные пузыри” ). Движение это совер шается благодаря неустанной и целесообразной работе в течение многих лет А. Мухина. В 1910 году Александр Алексеевич издал в Ар хангельске довольно содержательную книгу "О Мурмане и Лопландии” . Название, по-видимому, требует небольшого пояснения. До первой миро вой войны Мурманом именовали только север ное побережье Кольского полуострова, Лаплан дией — территорию национальных лопарских волостей. Мухин писал не Лапландия, а Лоплан- дия, производя термин от коренного слова "Лопь” , ’’лопари” . Книга Мухина дает ясное представление о со стоянии края в начале XX века. Мухин ратует за улучшение жизни людей про мыслового труда, выступает за упорядочение землевладения, введение палубных моторных судов, увеличение медицинского персонала. Он отмечает неоднородный состав населения Мурмана, которое "весьма индифферентно от носится к запросам духа в области религии” , и советует не присылать сюда священников, "опороченных, судимых за противоканоничес- кие поступки и безнравственную жизнь” , ибо на Мурмане "нужны пастыри сильные духом и ве рою” . Особенно большие надежды Мухин возлагал на школу. Долго и упорно он добивался откры тия профессиональных училищ, подавал пред ложения в разные комитеты и комиссии, высту пал в печати. "Рыбацкой школе, — писал он, — суждено поднять умственный уровень про мышленников. Такая школа выпустит кадры ра ботников, способных пуститься в море на хоро шем судне в промысловые поиски. Смелый, от важный поморский житель, вооруженный зна нием и облагороженный образованием, создаст новую эру в жизни Севера” . Начавшаяся первая мировая война помешала открытию на Мурмане рыбацкой школы и море ходного класса. Мухину пришлось заниматься вопросами мобилизации жителей в армию и флот, организацией помощи раненым воинам и семьям погибших на фронте солдат. Должность чиновника по крестьянским делам А. Мухин исполнял вплоть до падения царизма. Население относилось к нему с уважением, це нило его отзывчивость и простоту. В 1913 году в Александровске на Биологической станции по бывал московский зоолог Б. Шванвич. В описа нии своего путешествия он отмечал: А. А. Мухин прожил "на Мурмане 17 лет. Этот человек ред ких душевных качеств и преданности своему делу является большим его знатоком и, говорят, что приходить к нему по делам можно во всякое время дня и ночи” . И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz