Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед С. ДУРЫЛИН К числу замечательных людей, посе­ тивших Кольский Север и отобразивших его в своих произведениях, относится и Сергей Николаевич Дурылин — лич­ ность многогранная и значимая, но, к со­ жалению, северянам малоизвестная. Приезжал он в наш край в 1911 году как ученый-археолог. С. Н. Дурылин родился 14 сентября 1886 года в купеческой семье, жившей в Моск­ ве, в Елохове. Отец его имел двухэтаж­ ный каменный дом с садом, занимался торговлей тканями. Мальчик рос в высо­ кокультурной среде, окруженный забота­ ми умной и ласковой матери и доброго отца. Сережа отличался ранним развити­ ем: в 6 лет уже писал стихи, в 8 — превос­ ходно знал древнерусскую литературу, в 10 — увлекся театром и музыкой, в 14 — записывал в Ярослав­ ской губернии народные песни и присказки, зари­ совывал старинную ут­ варь. Счастливое детство кончилось, когда мальчи­ ку пошел одиннадцатый год. Все имущество отца по просроченным плате­ жам отдали кредиторам. ” 65-летний старик с дву­ мя малолетними детьми, — писал Дурылин,— был разорен до конца” . Через два года отец скончался. Оставшись без средств к жизни, Сергей Дурылин давал уроки детям бога­ тых родителей, иногда — за обед и ужин. Революционные веяния начала XX ве­ ка не обошли и С. Н. Дурылина, В знак протеста против казенщины в 1904 году он покидает гимназию, не окнчив 6 клас­ са, публикует книгу ” В школьной тюрь­ ме” (1906 год), сочиняет для подпольного издания ’’Рабочую песню” . Еще в стенах гимназии Дурылин стал рационалистом, отказался от веры в Бога, читал анти­ религиозные произведения. Он сближа­ ется с революционным кружком доктора А. С. Буткевича, подвергается репресси­ ям, трижды сидел в тюрьме. В 1906 году двое друзей Дурылина бы­ ли убиты жандармами. Их смерть потряс­ ла молодого человека, заставила заду­ маться над тем, верен ли избранный путь борьбьГс самодержавием. В ответ на уп­ рек А. С. Буткевича в отступничестве и забвении нужд бедствующего народа Дурылин пишет, что он ничего не забыл — ни голодных детей, ни цингу, ни мужи­ ков, ищущих правды... ни тюрем, ни висе­ лиц, ни погибших друзей, но он не хочет быть больше Дон Кихотом... Отныне он пойдет своей самостоятельной тропин­ кой: пусть она будет узка и терниста, но она поведет его к цели, ка к он понимает ее... С. Н. Дурылин избирает путь культур­ ной работы, просветительства. С 1908 го­ да он приступил к изучению творчества русских писателей XIX века — сначала Гаршина, затем Гоголя, Лермонтова, Ле­ скова. Дурылин вращается среди выда­ ющихся литераторов и мыслителей того времени. Среди его друзей — писатели Андрей Белый, Борис Пастернак, компо­ зитор и пианист Николай Метнер, изда­ тель и педагог Иван Горбунов-Посадов. 20 октября 1909 года Дурылин посетил в Ясной Поляне Льва Толстого, беседо­ вал с ним по актуальным вопросам рус­ ской жизни и литературного творчества. В 1910 году Дурылин поступил на пер­ вый курс Московского археологического института, в котором обучался и работал до 1914 года. Одновременно он активно сотрудничал в журнале ’’Свободное вос­ питание” , проповедуя педагогику на ос­ нове принципов: личность, творчество, самодеятельность. 1910 год сам Дурылин определил как "переломный” в его жизни. 24-летний ли­ тературовед совершает поворот к Богу, к "вере отцов” , к сближению с духов­ ными деятелями. С осени 1912 года Дуры­ лин становится секретарем Религиоз­ но-философского общества памяти Вла­ димира Соловьева. Летом 1911 года Сергей Дурылин со своим другом геологом и фотографом Всеволодом Разевигом по командировке археологического института отправился на Север "отыскивать всякие древнос­ ти” . Их путь лежал через Вологду, Архан­ гельск, Соловки на Кольский полуостров. В дорожный блокнот молодой ученый заносит свои впечатления о крае. Первый пункт — Кандалакша: "Мы у ворот лоп- ской земли... Тихое селение, а в нем веч­ ные труженики — рыбаки. Стоят две ста­ рые прекрасные деревянные церкви... В земле, если покопаешь ее, находишь кусочки слюды *— остатки давным-давно исчезнувшего монастыря... Поместитель­ ные двухэтажные избы жмутся к берегу реки Нивы и взбегают по горе к церкви. НаС встречает финский профессор Д. Ра­ мзай, в высоких сапогах и шведской курт­ ке, и голубоглазый его студент” . С. Н. Дурылин первым из ученых от­ крыл для науки замечательный памятник древности — кандалакшский лабиринт ("вавилон” ). Замысловатую каменную кладку местные жители считали обитали­ щем некоего духа, которого не следует тревожить. Во избежание его козней кан- далакшане рядом с лабиринтом постави­ ли два креста. По прибытии в селение Дурылин спро­ сил проводника: "А где у вас тут находит­ ся вавилон?” . Вопрос был задан нау­ гад” . Крестьяне предпочитали никому из приезжих не рассказывать о существова­ нии вавилона. Но раз прибывший уже знает о том, пришлось показать досто­ примечательность. Вавилон находился в трех верстах от Кандалакши, на мысе Хохолок, возле ры­ боловной тони Малая Питкуля. Он состо­ ял из десяти концентрических рядов не­ больших камней (не выше 20 сантимет­ ров). Вход с востока. Противоположная сторона обращена к морю. Длина лаби­ ринта с севера на юг — 14 шагов, ширина — 10. Узкая дорожка вела к центру клад­ ки, где лежала кучка валунов. Выбраться из лабиринта, не перешагивая через кам­ ни, было весьма непросто. Дурылин самым подробным образом описал устройство лабиринта, сделал его чертежи, объяснил "се крет" — нашел по чертежу тот единственный ход-поворот, который позволял выйти из лабиринта. Ученый отметил удивительную сохран­ ность кладки: "Несмотря на то, что вави­ лон расположен на совершенно откры­ том месте, доступном яростным север­ ным ветрам, дождям, бу­ рям, которые легко могли бы разметать по сторонам или просто смыть в море небольшие и нетяжелые камни вавилона, они все в большой целости..." На вопрос Дурылина, кто со­ орудил вавилон, крестья­ нин А. Полежаев сказал: "Когда Пугач еще был, до воли (то есть до отмены крепостного права), бе­ жали сюда разные люди; после, как Пугача пойма­ ли, они и выклали” . Выхо­ дило: лабиринт — своеоб­ разный памятник бунтов­ щику Емельяну Пугачеву. Сам Дурылин высказал предположение, что вавилоны — соору­ жения каменного века, служившие языч­ никам для поклонения божествам, от ко­ торых зависел успех занятий в море. ’Неподалеку от лабиринта,— сообщает ученый,— берег обрывается в море дву­ мя параллельными оползнями-трещина­ ми, по-местному "щелями” . По преданию, эти огромные щели — следы от лыж, на которых черт катился с горы...” Помимо научных отчетов С. Н. Дурылин написал о своей поездке на Кольский полуостров книгу ” 3а полуночным солн­ цем". Особый очерк в ней посвящен ло­ парям — их происхождению, историчес­ кому прошлому, религии, бытовому укла­ ду и образу жизни. Лопари, отмечает Ду­ рылин, ’’сохранили в своем народном ха­ рактере много самых отрадных и добрых черт... Честность их поразительна... Гос­ теприимство лопарей должно войти в по­ словицу. Добродушие их, незлобивость, готовность оказать бескорыстно всячес­ кую услугу известны всякому, имевшему с уими дело". Дурылин приводит статистические све­ дения за 1909 год: лопарей на Кольском полуострове насчитывалось 2139 чело­ век, у них имелось 41815 оленей. "Лопарь без оленя,— пишет автор очерка,— то же, что русский пахарь без лошади или араб без верблюда". Много страниц в книге отведено описа­ ниям природы, поездок "по лопарям" — местам, где они жили и промышляли. В их быту заметны успехи: вежи (летние жилища) улучшенной конструкции, заго­ ны для оленей и т. п. "Вежа,— сообщает Дурылин, — просторна, чиста; нижний сруб у нее из хороших бревен ...стены вежи из тонких досок, жердей и прекрас­ ной толстой бересты и коры... Блестит в углу лопарское сокровище — самовар". Очерк о лопской земле заканчивается признанием: неведомая ранее, чужая жизнь стала для путников своей, близкой и милой. Посещение Колы не оставило приятных впечатлений у путешественников: "Все, что кругом, бескрасочно, тускло, уны­ ло...” С иронией Дурылин пишет об уездном центре Апександровске (ныне Полярный) — городе с 12-летней историей: "Уныло тянется в скалах единственная улица го­ рода с совершенно одинаковыми по типу постройки, по размерам, по окраске, по всему домами. В домах живут чиновники. В Александровой, самое необыкновен­ ное и самое полное самоуправление по всей России: чиновники управляют сами­ ми собой. Почтмейстер получает письма для доктора, казначея, учителя, фельд­ шера; казначей раздает деньги почтмей­ стеру, учителю, доктору, фельдшеру; док­ тор лечит казначея, почтмейстера, учи­ теля, самого себя и т. д., и т. д. Город, в котором некому и не для чего жить. Огромные сараи построены у пристани для товаров, которых никто не привозит; удобная пристань, к которой пристают лишь пароходы, получающие з а то казен­ ную субсидию... Город, в котором... чи­ новники получают двойной оклад жало­ ванья, словно в осажденной врагом кре­ пости” . Зато Ледовйтый океан с его безгранич­ ностью и мощью вызвал восторг путеше­ ственников. Поразило своеобразие Мур­ мана: ’’Дикие каменные скалы угрюмо заострили верхи над зеленой водой... Они унизаны, усеяны птицами... здесь гомон и крик... Волны бьют берег наотмашь; иногда хочется сказать — дают берегу пощечины и, белые от гнева, отскакива­ ют прочь” . Небо меняет цвета — 'то в зо­ лото, то в хмурь, то в сизый свинец” . В самый разгар рыбной ловли Дурылин и Разевиг посетили людное становище Гаврилово. ’’Треска,— пишет Дурылин,— хлеб Севера... Ни один помор в разговоре не скажет просто: треска, но непременно с лаской и нежностью: "трещочка". Боже сохрани сказать при поморе, что... соле­ ная треска воняет... Он обидится на вас и скажет вам, что лучшего запаха, чем от трески, и нет вовсе1’. (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz