Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед С. ДУРЫЛИН К числу замечательных людей, посе тивших Кольский Север и отобразивших его в своих произведениях, относится и Сергей Николаевич Дурылин — лич ность многогранная и значимая, но, к со жалению, северянам малоизвестная. Приезжал он в наш край в 1911 году как ученый-археолог. С. Н. Дурылин родился 14 сентября 1886 года в купеческой семье, жившей в Моск ве, в Елохове. Отец его имел двухэтаж ный каменный дом с садом, занимался торговлей тканями. Мальчик рос в высо кокультурной среде, окруженный забота ми умной и ласковой матери и доброго отца. Сережа отличался ранним развити ем: в 6 лет уже писал стихи, в 8 — превос ходно знал древнерусскую литературу, в 10 — увлекся театром и музыкой, в 14 — записывал в Ярослав ской губернии народные песни и присказки, зари совывал старинную ут варь. Счастливое детство кончилось, когда мальчи ку пошел одиннадцатый год. Все имущество отца по просроченным плате жам отдали кредиторам. ” 65-летний старик с дву мя малолетними детьми, — писал Дурылин,— был разорен до конца” . Через два года отец скончался. Оставшись без средств к жизни, Сергей Дурылин давал уроки детям бога тых родителей, иногда — за обед и ужин. Революционные веяния начала XX ве ка не обошли и С. Н. Дурылина, В знак протеста против казенщины в 1904 году он покидает гимназию, не окнчив 6 клас са, публикует книгу ” В школьной тюрь ме” (1906 год), сочиняет для подпольного издания ’’Рабочую песню” . Еще в стенах гимназии Дурылин стал рационалистом, отказался от веры в Бога, читал анти религиозные произведения. Он сближа ется с революционным кружком доктора А. С. Буткевича, подвергается репресси ям, трижды сидел в тюрьме. В 1906 году двое друзей Дурылина бы ли убиты жандармами. Их смерть потряс ла молодого человека, заставила заду маться над тем, верен ли избранный путь борьбьГс самодержавием. В ответ на уп рек А. С. Буткевича в отступничестве и забвении нужд бедствующего народа Дурылин пишет, что он ничего не забыл — ни голодных детей, ни цингу, ни мужи ков, ищущих правды... ни тюрем, ни висе лиц, ни погибших друзей, но он не хочет быть больше Дон Кихотом... Отныне он пойдет своей самостоятельной тропин кой: пусть она будет узка и терниста, но она поведет его к цели, ка к он понимает ее... С. Н. Дурылин избирает путь культур ной работы, просветительства. С 1908 го да он приступил к изучению творчества русских писателей XIX века — сначала Гаршина, затем Гоголя, Лермонтова, Ле скова. Дурылин вращается среди выда ющихся литераторов и мыслителей того времени. Среди его друзей — писатели Андрей Белый, Борис Пастернак, компо зитор и пианист Николай Метнер, изда тель и педагог Иван Горбунов-Посадов. 20 октября 1909 года Дурылин посетил в Ясной Поляне Льва Толстого, беседо вал с ним по актуальным вопросам рус ской жизни и литературного творчества. В 1910 году Дурылин поступил на пер вый курс Московского археологического института, в котором обучался и работал до 1914 года. Одновременно он активно сотрудничал в журнале ’’Свободное вос питание” , проповедуя педагогику на ос нове принципов: личность, творчество, самодеятельность. 1910 год сам Дурылин определил как "переломный” в его жизни. 24-летний ли тературовед совершает поворот к Богу, к "вере отцов” , к сближению с духов ными деятелями. С осени 1912 года Дуры лин становится секретарем Религиоз но-философского общества памяти Вла димира Соловьева. Летом 1911 года Сергей Дурылин со своим другом геологом и фотографом Всеволодом Разевигом по командировке археологического института отправился на Север "отыскивать всякие древнос ти” . Их путь лежал через Вологду, Архан гельск, Соловки на Кольский полуостров. В дорожный блокнот молодой ученый заносит свои впечатления о крае. Первый пункт — Кандалакша: "Мы у ворот лоп- ской земли... Тихое селение, а в нем веч ные труженики — рыбаки. Стоят две ста рые прекрасные деревянные церкви... В земле, если покопаешь ее, находишь кусочки слюды *— остатки давным-давно исчезнувшего монастыря... Поместитель ные двухэтажные избы жмутся к берегу реки Нивы и взбегают по горе к церкви. НаС встречает финский профессор Д. Ра мзай, в высоких сапогах и шведской курт ке, и голубоглазый его студент” . С. Н. Дурылин первым из ученых от крыл для науки замечательный памятник древности — кандалакшский лабиринт ("вавилон” ). Замысловатую каменную кладку местные жители считали обитали щем некоего духа, которого не следует тревожить. Во избежание его козней кан- далакшане рядом с лабиринтом постави ли два креста. По прибытии в селение Дурылин спро сил проводника: "А где у вас тут находит ся вавилон?” . Вопрос был задан нау гад” . Крестьяне предпочитали никому из приезжих не рассказывать о существова нии вавилона. Но раз прибывший уже знает о том, пришлось показать досто примечательность. Вавилон находился в трех верстах от Кандалакши, на мысе Хохолок, возле ры боловной тони Малая Питкуля. Он состо ял из десяти концентрических рядов не больших камней (не выше 20 сантимет ров). Вход с востока. Противоположная сторона обращена к морю. Длина лаби ринта с севера на юг — 14 шагов, ширина — 10. Узкая дорожка вела к центру клад ки, где лежала кучка валунов. Выбраться из лабиринта, не перешагивая через кам ни, было весьма непросто. Дурылин самым подробным образом описал устройство лабиринта, сделал его чертежи, объяснил "се крет" — нашел по чертежу тот единственный ход-поворот, который позволял выйти из лабиринта. Ученый отметил удивительную сохран ность кладки: "Несмотря на то, что вави лон расположен на совершенно откры том месте, доступном яростным север ным ветрам, дождям, бу рям, которые легко могли бы разметать по сторонам или просто смыть в море небольшие и нетяжелые камни вавилона, они все в большой целости..." На вопрос Дурылина, кто со орудил вавилон, крестья нин А. Полежаев сказал: "Когда Пугач еще был, до воли (то есть до отмены крепостного права), бе жали сюда разные люди; после, как Пугача пойма ли, они и выклали” . Выхо дило: лабиринт — своеоб разный памятник бунтов щику Емельяну Пугачеву. Сам Дурылин высказал предположение, что вавилоны — соору жения каменного века, служившие языч никам для поклонения божествам, от ко торых зависел успех занятий в море. ’Неподалеку от лабиринта,— сообщает ученый,— берег обрывается в море дву мя параллельными оползнями-трещина ми, по-местному "щелями” . По преданию, эти огромные щели — следы от лыж, на которых черт катился с горы...” Помимо научных отчетов С. Н. Дурылин написал о своей поездке на Кольский полуостров книгу ” 3а полуночным солн цем". Особый очерк в ней посвящен ло парям — их происхождению, историчес кому прошлому, религии, бытовому укла ду и образу жизни. Лопари, отмечает Ду рылин, ’’сохранили в своем народном ха рактере много самых отрадных и добрых черт... Честность их поразительна... Гос теприимство лопарей должно войти в по словицу. Добродушие их, незлобивость, готовность оказать бескорыстно всячес кую услугу известны всякому, имевшему с уими дело". Дурылин приводит статистические све дения за 1909 год: лопарей на Кольском полуострове насчитывалось 2139 чело век, у них имелось 41815 оленей. "Лопарь без оленя,— пишет автор очерка,— то же, что русский пахарь без лошади или араб без верблюда". Много страниц в книге отведено описа ниям природы, поездок "по лопарям" — местам, где они жили и промышляли. В их быту заметны успехи: вежи (летние жилища) улучшенной конструкции, заго ны для оленей и т. п. "Вежа,— сообщает Дурылин, — просторна, чиста; нижний сруб у нее из хороших бревен ...стены вежи из тонких досок, жердей и прекрас ной толстой бересты и коры... Блестит в углу лопарское сокровище — самовар". Очерк о лопской земле заканчивается признанием: неведомая ранее, чужая жизнь стала для путников своей, близкой и милой. Посещение Колы не оставило приятных впечатлений у путешественников: "Все, что кругом, бескрасочно, тускло, уны ло...” С иронией Дурылин пишет об уездном центре Апександровске (ныне Полярный) — городе с 12-летней историей: "Уныло тянется в скалах единственная улица го рода с совершенно одинаковыми по типу постройки, по размерам, по окраске, по всему домами. В домах живут чиновники. В Александровой, самое необыкновен ное и самое полное самоуправление по всей России: чиновники управляют сами ми собой. Почтмейстер получает письма для доктора, казначея, учителя, фельд шера; казначей раздает деньги почтмей стеру, учителю, доктору, фельдшеру; док тор лечит казначея, почтмейстера, учи теля, самого себя и т. д., и т. д. Город, в котором некому и не для чего жить. Огромные сараи построены у пристани для товаров, которых никто не привозит; удобная пристань, к которой пристают лишь пароходы, получающие з а то казен ную субсидию... Город, в котором... чи новники получают двойной оклад жало ванья, словно в осажденной врагом кре пости” . Зато Ледовйтый океан с его безгранич ностью и мощью вызвал восторг путеше ственников. Поразило своеобразие Мур мана: ’’Дикие каменные скалы угрюмо заострили верхи над зеленой водой... Они унизаны, усеяны птицами... здесь гомон и крик... Волны бьют берег наотмашь; иногда хочется сказать — дают берегу пощечины и, белые от гнева, отскакива ют прочь” . Небо меняет цвета — 'то в зо лото, то в хмурь, то в сизый свинец” . В самый разгар рыбной ловли Дурылин и Разевиг посетили людное становище Гаврилово. ’’Треска,— пишет Дурылин,— хлеб Севера... Ни один помор в разговоре не скажет просто: треска, но непременно с лаской и нежностью: "трещочка". Боже сохрани сказать при поморе, что... соле ная треска воняет... Он обидится на вас и скажет вам, что лучшего запаха, чем от трески, и нет вовсе1’. (Окончание на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz