Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
і Окончание. Начало ни 3-и стр.) Советский искусствовед Н. М. Молева пишет: "Для Коровина мурманская по ездка послужила окончательному опре делению себя... во внутреннем процессе творческого становления... Каждый его северный этюд — это переживание, час то не лишенное драматичности” . Народный художник СССР Б. В. Иоган- сон в 1963 году назвал К. Коровина "М о цартом живописи” : "Все, кто любят и по нимают живопись, любят русскую приро ду, не могут не любить живописи К. А. Коровина” , наделенного "исключитель ным глазом колориста” . Он находил, от мечал Иогансон, "точнейшие и тончай шие красочные соотношения, характери зующие живое... Необычайно эмоцио нальный, нетерпеливый к действию, он легко загорался перед тем, что занимало его живописный взор... Во всем он нахо дил поэзию правды живописи” . В 1895 году северные этюды К. Корови на показывались на выставке Общества любителей художеств в Москве и получи ли высокую оценку. Полотно "За север ным полярным кругом” Коровин предста вил на XXIII выставку картин Товарищест ва передвижных художественных выста вок. Здесь отношение к творчеству К. Коровина было неодинаковое. "Старые” передвижники ценили в картине сюжет, социально острое содержание, поэтому не вполне одобряли новшества К. Коро вина, его красочные, эмоциональные пейзажи. По возвращении с Мурмана Коровин по просьбе С. Мамонтова создал оригиналь ный проект здания павильона Севера для выставки предметов, показывающих эко номику и природные богатства края. На основе этюдов, привезенных с Севера, художник написап большие панно "Охота на моржей” , "Снимание жира с кита” , "Фактория на Мурмане” , "Екатеринин ская гавань” и другие. Картина "Лов ры бы ” изображала полную опасности тру довую жизнь промыслового населения: в бурном море на утлых судах рыбаки мужественно противостоят стихии. Коровин работал с увлечением, стре мился дать яркое и правдивое представ ление о Русском Севере. "Стараюсь,— писал он,— создать в просторном павиль оне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я испытал там на Севере” . Павильон № 20 "Крайний Север” , оформленный К. Коровиным, был одним из самых лучших на Нижегородской вы ставке 1896 года. Его посетили сотни ты сяч людей, включая и царя Николая II. Савва Мамонтов говорил Коровину: Пусть посмотрят, каков он, наш Русский Север!". К. Коровин успешно работал в несколь ких театрах, писал декорации к спектак лям, создавал эскизы костюмов для ар тистов. На долю К. А. Коровина выпала нелег кая задача — показать Россию на Все мирной выставке в Париже в 1900 году. Для зарисовок он посещает Среднюю Азию (Самарканд и Бухару), Сибирь (бе рега Енисея, Байкал, Ленские прииски, берега Карского моря), Командорские острова. Привозит массу этюдов. В тече ние двух лет с огромным напряжением сил работал Коровин в Париже, создавая громадные панно и размещая экспонаты. Русский павильон имел колоссальный успех. Коровин получил на парижской выставке две золотые и две серебряные медали. Французское правительство на градило К. А. Коровина орденом Почет ного легиона. Это был подлинный триумф русского художника, о котором писали издания многих стран. К. Коровин получает признание и в России. Дирекция императорских теа тров зачисляет его в штат декораторов; Московское училище живописи, ваяния и зодчества принимает его на должность преподавателя жанрово-портретного класса. В 1905 году Академия художеств избирает К. Коровина академиком живо писи. Художник сотрудничает в журнале "Мир искусства” , является одним из ли деров "Союза русских художников” , воз никшего в 1903 году. Художник сочувственно относился к освободительному движению 1905— 1907 годов: участвует в похоронах революционера Н. Э. Баумана, дает день ги на устроенную матерью В. Серова сто ловую для рабочих. В первые годы XX века К. Коровин написал ряд портретов, из которых осо бенно замечательны изображения певца Ф. И. Шаляпина. Признанный мастер де коративного искусства, Коровин создает множество новых декораций для Боль шого театра в Москве и Мариинского в Петербурге. Декорации Коровина отли чались глубоким знанием русской исто рии, ярко воссоздавали обстановку ста рины, национальных одежд, передавали очарование сказки, красоту пейзажа. Работы К. Коровина показывались на русских и зарубежных выставках. Худож ник часто посещал Париж, жил в Гурзуфе и неустанно работал. Отдыхом служила рыбалка. Революционные события 1917 года по родили у Коровина надежду на ликвида цию бюрократических препон, мешавших продвижению искусства в массы, на ут верждение в стране "справедливости и добра” . Он избирается заместителем председателя (а вскоре председателем) Союза пластических искусств, продолжа ет работать в театрах. В 1923 году К. Коровин с разрешения советского правительства выехал с се мьей за границу для устройства выставки и лечения сына-инвалида. Обстоятельст ва помешали возвращению в Россию, Ко ровин остался в Париже; материально плохо обеспеченный, он вынужден был писать этюды на продажу в духе модер низма, учитывать вкус своих покупате лей. В Париже и Праге устраивались вы ставки его произведений. Коровин офор млял спектакли театров в Париже, Нью-Йорке, Турине, Буэнос-Айресе, Ко пенгагене, Каунасе. К. А. Коровин скончался 11 сентября 1939 года и похоронен в Париже.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz