Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

і Окончание. Начало ни 3-и стр.) Советский искусствовед Н. М. Молева пишет: "Для Коровина мурманская по­ ездка послужила окончательному опре­ делению себя... во внутреннем процессе творческого становления... Каждый его северный этюд — это переживание, час­ то не лишенное драматичности” . Народный художник СССР Б. В. Иоган- сон в 1963 году назвал К. Коровина "М о­ цартом живописи” : "Все, кто любят и по­ нимают живопись, любят русскую приро­ ду, не могут не любить живописи К. А. Коровина” , наделенного "исключитель­ ным глазом колориста” . Он находил, от­ мечал Иогансон, "точнейшие и тончай­ шие красочные соотношения, характери­ зующие живое... Необычайно эмоцио­ нальный, нетерпеливый к действию, он легко загорался перед тем, что занимало его живописный взор... Во всем он нахо­ дил поэзию правды живописи” . В 1895 году северные этюды К. Корови­ на показывались на выставке Общества любителей художеств в Москве и получи­ ли высокую оценку. Полотно "За север­ ным полярным кругом” Коровин предста­ вил на XXIII выставку картин Товарищест­ ва передвижных художественных выста­ вок. Здесь отношение к творчеству К. Коровина было неодинаковое. "Старые” передвижники ценили в картине сюжет, социально острое содержание, поэтому не вполне одобряли новшества К. Коро­ вина, его красочные, эмоциональные пейзажи. По возвращении с Мурмана Коровин по просьбе С. Мамонтова создал оригиналь­ ный проект здания павильона Севера для выставки предметов, показывающих эко­ номику и природные богатства края. На основе этюдов, привезенных с Севера, художник написап большие панно "Охота на моржей” , "Снимание жира с кита” , "Фактория на Мурмане” , "Екатеринин­ ская гавань” и другие. Картина "Лов ры­ бы ” изображала полную опасности тру­ довую жизнь промыслового населения: в бурном море на утлых судах рыбаки мужественно противостоят стихии. Коровин работал с увлечением, стре­ мился дать яркое и правдивое представ­ ление о Русском Севере. "Стараюсь,— писал он,— создать в просторном павиль­ оне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я испытал там на Севере” . Павильон № 20 "Крайний Север” , оформленный К. Коровиным, был одним из самых лучших на Нижегородской вы­ ставке 1896 года. Его посетили сотни ты­ сяч людей, включая и царя Николая II. Савва Мамонтов говорил Коровину: Пусть посмотрят, каков он, наш Русский Север!". К. Коровин успешно работал в несколь­ ких театрах, писал декорации к спектак­ лям, создавал эскизы костюмов для ар­ тистов. На долю К. А. Коровина выпала нелег­ кая задача — показать Россию на Все­ мирной выставке в Париже в 1900 году. Для зарисовок он посещает Среднюю Азию (Самарканд и Бухару), Сибирь (бе­ рега Енисея, Байкал, Ленские прииски, берега Карского моря), Командорские острова. Привозит массу этюдов. В тече­ ние двух лет с огромным напряжением сил работал Коровин в Париже, создавая громадные панно и размещая экспонаты. Русский павильон имел колоссальный успех. Коровин получил на парижской выставке две золотые и две серебряные медали. Французское правительство на­ градило К. А. Коровина орденом Почет­ ного легиона. Это был подлинный триумф русского художника, о котором писали издания многих стран. К. Коровин получает признание и в России. Дирекция императорских теа­ тров зачисляет его в штат декораторов; Московское училище живописи, ваяния и зодчества принимает его на должность преподавателя жанрово-портретного класса. В 1905 году Академия художеств избирает К. Коровина академиком живо­ писи. Художник сотрудничает в журнале "Мир искусства” , является одним из ли­ деров "Союза русских художников” , воз­ никшего в 1903 году. Художник сочувственно относился к освободительному движению 1905— 1907 годов: участвует в похоронах революционера Н. Э. Баумана, дает день­ ги на устроенную матерью В. Серова сто­ ловую для рабочих. В первые годы XX века К. Коровин написал ряд портретов, из которых осо­ бенно замечательны изображения певца Ф. И. Шаляпина. Признанный мастер де­ коративного искусства, Коровин создает множество новых декораций для Боль­ шого театра в Москве и Мариинского в Петербурге. Декорации Коровина отли­ чались глубоким знанием русской исто­ рии, ярко воссоздавали обстановку ста­ рины, национальных одежд, передавали очарование сказки, красоту пейзажа. Работы К. Коровина показывались на русских и зарубежных выставках. Худож­ ник часто посещал Париж, жил в Гурзуфе и неустанно работал. Отдыхом служила рыбалка. Революционные события 1917 года по­ родили у Коровина надежду на ликвида­ цию бюрократических препон, мешавших продвижению искусства в массы, на ут­ верждение в стране "справедливости и добра” . Он избирается заместителем председателя (а вскоре председателем) Союза пластических искусств, продолжа­ ет работать в театрах. В 1923 году К. Коровин с разрешения советского правительства выехал с се­ мьей за границу для устройства выставки и лечения сына-инвалида. Обстоятельст­ ва помешали возвращению в Россию, Ко­ ровин остался в Париже; материально плохо обеспеченный, он вынужден был писать этюды на продажу в духе модер­ низма, учитывать вкус своих покупате­ лей. В Париже и Праге устраивались вы­ ставки его произведений. Коровин офор­ млял спектакли театров в Париже, Нью-Йорке, Турине, Буэнос-Айресе, Ко­ пенгагене, Каунасе. К. А. Коровин скончался 11 сентября 1939 года и похоронен в Париже.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz