Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед К. КОРОВИН В конце XIX века возрос интерес к Рус скому Северу. Промышленников привле кали огромные естественные ресурсы края, деятелей культуры — оригиналь ный уклад жизни населения, памятники старины, виды Заполярья. В 1894 году на Мурмане побывали вид ные деятели русского искусства Савва Мамонтов, Валентин Серов, Константин Коровин, начинающий пейзажист Алек сандр Борисов. Наибольший вклад в отображение Кольского Севера в живописи принадле жит художнику Константину Алексеевичу Коровину. К. Коровин родился 23 ноября 1861 го да в Москве. Его дед имел купеческое звание, занимался гужевым извозом, отец получил университетское образова ние. Мать Кости происходила из семьи чаеторговцев Волковых. Она хорошо иг рала на арфе, устраивала домашние кон церты, а главное — превосходно рисо вала (акварели) и дала первые уроки ри сунка своим сыновьям — старшему Сер гею и младшему Константину. У Корови ных бывали известные живописцы И. М. Прянишников, Л. Л. Каменев и их друзья. До десяти лет Костя воспитывался в благополучной обстановке. Затем на ступила семейная катастрофа: появление железных дорог разорило деда, вскоре он умер, а отец Кости покончил жизнь самоубийством. Достаток сменился нуж дой. В 1875 году И. М. Прянишников помог мальчикам поступить в Московское учи лище живописи, ваяния и зодчества. Кон стантин учился в классе у А. К. Савра сова, а с 1882 года — у В. Д. Поленова. В 1914 году в статье "К а к мы начинали” К. Коровин писал: ’’Мне пришлось сильно нуждаться. Уж е 15-ти лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб". Василий Поленов устраивал для моло дых художников ’’рисовальные вечера” , приглашал к себе и К. Коровина, который успел показать немалые успехи в твор честве. ’’Семья Поленовых,— вспоминал художник,— была для меня оазисом, ку да я стремился, чтобы уйти от тягот жиз ни, которых немало было в моей юнос ти” . В. Поленов познакомил К. Коровина со своим другом Саввой Ивановичем Ма монтовым, который объединил вокруг се бя выдающихся художников и артистов. В его имении Абрамцево (в 57 км от Мос квы) работали И. Репин, В. Васнецов, М. Антокольский, В. Серов, М. Врубель, И. Левитан, М. Нестеров. После трех месяцев обучения в Петер бургской Академии художеств Коровин возвратился в Москву и вошел в абрам цевский кружок. Савва Мамонтов брал Константина Ко ровина с собой в поездку по Италии з 1888 году, по Кавказу — в 1889 году, всячески поддерживал и направлял твор ческие искания молодого художника. В записи 1891 года К. Коровин так оп ределяет свое понимание назначения ис кусства: "Нужны картины, которые близ ки сердцу, на которые отзывается душа” . Савва Мамонтов предложил двум дру зьям — Валентину Серову и Константину Коровину — поехать на Мурман и напи сать северные этюды к предстоявшей в 1896 году Всероссийской промышлен ной выставке в Нижнем Новгороде. Ху дожники согласились. Перед отправкой долго обсуждали, что с собой взять. Ни кто из окружающих ничего толком не знал о Мурмане. Один из приятелей Ко ровина, архитектор по профессии, гово рил ему: ’’Туда преступников ссылают... Названия одни чего стоят: Ледовитый океан, Сувой, Поной, Кандалакша арестантские” . И вот Коровин и Серов плывут на ’’Ло моносове” по Белому морю. Слева пока зался Терский берег. Пароход качает. Се рова тошнит. Ему не до красот Севера. Коровин же неотрывно любуется неви данными прежде картинами Заполярья, беседует с капитаном Ф. М. Поповым, бывалым и много знающим об этом крае моряком. Впереди виднеется часовенка на мысу. Капитан поясняет: это — Святой Нос, ко нец Белому морю, дальше — океан. На мысу привлекают внимание огромные кресты, поставленные поморами. У само го корабля из воды вынырнул кит, выпус тил фонтан и скрылся в пучине. Коровин в восторге: просто сказка! Серов бурчит: "Жутковатые места...” В Семиостровье на лодке выезжают на берег. Коровин во время остановки спешит запечатлеть на полотне строения — низенькие, убогие избы в одно-два окошка, пейзаж берега. Ничего подобного он ранее не видел. "Руки дрожат, так хочется написать это” , — признается художник. Плывут дальше. Сидя на корме, при ятели видят за бортом белые гребни. Что это? Оказывается, играют белухи — большие животные из семейства дель финовых (до 6 метров длиною). Они то появляются, то исчезают. Их так много, что кажется, будто море кипит. "Богат же ты жизнью, Господин Ледовитый океан", — думает Коровин и вспоминает слова С. И. Мамонтова: "Наш Север — это це лая страна, край огромного богатства... Туда нужно бросить капиталы и поднять энергию живого, сильного народа, а у нас все сидят на сундуках и не дают день ги...” Наконец художники достигают Печен ги. Поселяются в монастырском доме, ок на которого выходят на залив. Дымя, ушел "Ломоносов” . Всматриваются в о к ружающих людей. Бросается в глаза мо лодой карел, местный пастух оленей. Па рень — франт: одет в яркий зипун, обши тый зелеными, желтыми, белыми и голу быми кантами; на голове — белая пес цовая шапка с красным помпоном; белая рубашка в цветных лентах, на руках кольца с драгоценными камнями. Все интересно, необыкновенно. Соба ки-лайки. Умно и приветливо смотрят олени. Их большие рога "покрыты бурым бархатом” . Смирных красавцев можно погладить. ” До чего любопытно кругом, восхищался я ” ,— пишет Коровин о своем пребывании на Мурмане. Светит ночное солнце. В природе удивительные краски. , Утром Серов будит товарища: ’’Посмот- ри, какие чудеса!” . Коровин, выглянув в окно, не сразу понимает, что это такое: весь берег залива ’’покрыт расплавлен ным светлым серебром” . Монах поясня ет: ночью тюлени загнали огромную мас су сельди, и вот лежит она толстым сло ем на берегу. Вскоре появились несмет ные стаи чаек, закрыли небо, в комнате пришлось зажечь свечу. Птицы издавали неумолчный плачущий крик, облепили землю, с жадностью пожирали рыбу, не обращая внимания на людей. Коровин вышел на берег. Чайки садились на пле чи и голову. Закончив пир, они покинули залив, расселись на близлежащих ска лах. А вечером того же дня — другое не обыкновенное зрелище: монах кормил дикого медведя хлебом, а потом отгонял его, стукая фонарем по морде. Настоя тель Ионафан сказал, что бродят тут во семь медведей, но "не пугайтесь: они тут свои и человека никак не тронут” . Монах же, кормитель медведя, пожаловался на нахального зверя: ’’Чисто разбойник, этот Гришка... Совести нет... Завсегда такой озорной” . К. Коровин был очарован Мурманом. "Какой чудесный край Север дикий! — говорил он Серову.— Какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Я хотел бы остаться жить здесь навсегда” . В 70-лет нем возрасте, вспоминая об этом жела нии, художник с оттенком сожаления пи сал, что, видимо, ему выпала такая судь ба — не жить на Севере, который так располагал к творчеству. "Это был ка кой-то другой мир, мир небес и тихой зеркальной воды... в своем торжествен ном вещании тайн жизни” . За короткий срок К. Коровин создал этюды мурманского цикла: ’’Святой Нос” , ’’Полночное солнце на Мурмане” , "Су вой” , "Остров Витте” , ’’Становище Тери- берка на Мурмане” , ’’Устье реки Тери- берки” , ’’Треска и палтус” , "Остров Киль- дин” , "Екатерининская гавань” , "Цер ковь и кладбище в Еретиках", "Мурман ский лов рыбы ярусами в море” , ’’Сен тябрь в Печенге” , "Ручей святого Трифо на” , "Норвежский домик в Печенге” , "Водопад святого Трифона” , ’’Церковь на Пазреке” , "Лапландский фильман — владелец оленьих стад” . Ряд этюдов Коровин написал в Северной Норвегии (” Норд-кап” , "Северное сияние в Гамме- рфесте” , ’’Белая ночь” ) и в Архангельске ("Рыбная пристань", "Тундра” ). В. А. Серовым написаны 9 этюдов: "По моры” , "Пароход "Ломоносов” , "Трифо- но-Печенгский монастырь” и другие. Этюды Коровина — не просто зарисов ки с натуры. Художник передавал зри телю свое волнение, возникшие в душе чувства. Это эмоциональные пейзажи, в которых важную роль играет цвет (ко- лор), хотя и не снижается значение ком позиции, размещения и сочетания зри мых объектов. Так, на картине ’’Ледови тый океан” видим огромное водное про странство, громадные волны обрушива ются на берег. Это образ могучей стихии Севера. Свинцово-серая, местами темная гамма красок передает напряженность, смятение, возникающие при виде бушую щего океана. Иное настроение рождает этюд "Ручей святого Трифона” . Участок тундры, скупая зелень под бесцветным небом, обомшелые валуны, плавное те чение речки создают в душе спокойствие, умиротворенность. Этюд "Мурманский берег" — образ су ровой природы Крайнего Севера, ее мрачности, давящей тяжести. К. Коровин обладал особенной мане рой письма. Вот отзывы специалистов об особенностях художественного творчест ва Коровина. Живописец Н. В. Досекин (также побы вавший на Мурмане и отразивший его в работах "Скалы Мурмана” , "У мурман ских берегов” ) отмечал умение Коровина передать "поэтическое настроение... эмоциональное состойние... это лиризм в живописи” , в которой присутствует ’’из вестная недосказанность” , позволяющая зрителю "дополнить картину собственны ми чувствами и представлениями” . (Окончание на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz