Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед К. КОРОВИН В конце XIX века возрос интерес к Рус­ скому Северу. Промышленников привле­ кали огромные естественные ресурсы края, деятелей культуры — оригиналь­ ный уклад жизни населения, памятники старины, виды Заполярья. В 1894 году на Мурмане побывали вид­ ные деятели русского искусства Савва Мамонтов, Валентин Серов, Константин Коровин, начинающий пейзажист Алек­ сандр Борисов. Наибольший вклад в отображение Кольского Севера в живописи принадле­ жит художнику Константину Алексеевичу Коровину. К. Коровин родился 23 ноября 1861 го­ да в Москве. Его дед имел купеческое звание, занимался гужевым извозом, отец получил университетское образова­ ние. Мать Кости происходила из семьи чаеторговцев Волковых. Она хорошо иг­ рала на арфе, устраивала домашние кон­ церты, а главное — превосходно рисо­ вала (акварели) и дала первые уроки ри­ сунка своим сыновьям — старшему Сер­ гею и младшему Константину. У Корови­ ных бывали известные живописцы И. М. Прянишников, Л. Л. Каменев и их друзья. До десяти лет Костя воспитывался в благополучной обстановке. Затем на­ ступила семейная катастрофа: появление железных дорог разорило деда, вскоре он умер, а отец Кости покончил жизнь самоубийством. Достаток сменился нуж ­ дой. В 1875 году И. М. Прянишников помог мальчикам поступить в Московское учи­ лище живописи, ваяния и зодчества. Кон­ стантин учился в классе у А. К. Савра­ сова, а с 1882 года — у В. Д. Поленова. В 1914 году в статье "К а к мы начинали” К. Коровин писал: ’’Мне пришлось сильно нуждаться. Уж е 15-ти лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб". Василий Поленов устраивал для моло­ дых художников ’’рисовальные вечера” , приглашал к себе и К. Коровина, который успел показать немалые успехи в твор­ честве. ’’Семья Поленовых,— вспоминал художник,— была для меня оазисом, ку­ да я стремился, чтобы уйти от тягот жиз­ ни, которых немало было в моей юнос­ ти” . В. Поленов познакомил К. Коровина со своим другом Саввой Ивановичем Ма­ монтовым, который объединил вокруг се­ бя выдающихся художников и артистов. В его имении Абрамцево (в 57 км от Мос­ квы) работали И. Репин, В. Васнецов, М. Антокольский, В. Серов, М. Врубель, И. Левитан, М. Нестеров. После трех месяцев обучения в Петер­ бургской Академии художеств Коровин возвратился в Москву и вошел в абрам­ цевский кружок. Савва Мамонтов брал Константина Ко­ ровина с собой в поездку по Италии з 1888 году, по Кавказу — в 1889 году, всячески поддерживал и направлял твор­ ческие искания молодого художника. В записи 1891 года К. Коровин так оп­ ределяет свое понимание назначения ис­ кусства: "Нужны картины, которые близ­ ки сердцу, на которые отзывается душа” . Савва Мамонтов предложил двум дру­ зьям — Валентину Серову и Константину Коровину — поехать на Мурман и напи­ сать северные этюды к предстоявшей в 1896 году Всероссийской промышлен­ ной выставке в Нижнем Новгороде. Ху­ дожники согласились. Перед отправкой долго обсуждали, что с собой взять. Ни­ кто из окружающих ничего толком не знал о Мурмане. Один из приятелей Ко­ ровина, архитектор по профессии, гово­ рил ему: ’’Туда преступников ссылают... Названия одни чего стоят: Ледовитый океан, Сувой, Поной, Кандалакша арестантские” . И вот Коровин и Серов плывут на ’’Ло­ моносове” по Белому морю. Слева пока­ зался Терский берег. Пароход качает. Се­ рова тошнит. Ему не до красот Севера. Коровин же неотрывно любуется неви­ данными прежде картинами Заполярья, беседует с капитаном Ф. М. Поповым, бывалым и много знающим об этом крае моряком. Впереди виднеется часовенка на мысу. Капитан поясняет: это — Святой Нос, ко ­ нец Белому морю, дальше — океан. На мысу привлекают внимание огромные кресты, поставленные поморами. У само­ го корабля из воды вынырнул кит, выпус­ тил фонтан и скрылся в пучине. Коровин в восторге: просто сказка! Серов бурчит: "Жутковатые места...” В Семиостровье на лодке выезжают на берег. Коровин во время остановки спешит запечатлеть на полотне строения — низенькие, убогие избы в одно-два окошка, пейзаж берега. Ничего подобного он ранее не видел. "Руки дрожат, так хочется написать это” , — признается художник. Плывут дальше. Сидя на корме, при­ ятели видят за бортом белые гребни. Что это? Оказывается, играют белухи — большие животные из семейства дель­ финовых (до 6 метров длиною). Они то появляются, то исчезают. Их так много, что кажется, будто море кипит. "Богат же ты жизнью, Господин Ледовитый океан", — думает Коровин и вспоминает слова С. И. Мамонтова: "Наш Север — это це­ лая страна, край огромного богатства... Туда нужно бросить капиталы и поднять энергию живого, сильного народа, а у нас все сидят на сундуках и не дают день­ ги...” Наконец художники достигают Печен­ ги. Поселяются в монастырском доме, ок­ на которого выходят на залив. Дымя, ушел "Ломоносов” . Всматриваются в о к­ ружающих людей. Бросается в глаза мо­ лодой карел, местный пастух оленей. Па­ рень — франт: одет в яркий зипун, обши­ тый зелеными, желтыми, белыми и голу­ быми кантами; на голове — белая пес­ цовая шапка с красным помпоном; белая рубашка в цветных лентах, на руках кольца с драгоценными камнями. Все интересно, необыкновенно. Соба­ ки-лайки. Умно и приветливо смотрят олени. Их большие рога "покрыты бурым бархатом” . Смирных красавцев можно погладить. ” До чего любопытно кругом, восхищался я ” ,— пишет Коровин о своем пребывании на Мурмане. Светит ночное солнце. В природе удивительные краски. , Утром Серов будит товарища: ’’Посмот- ри, какие чудеса!” . Коровин, выглянув в окно, не сразу понимает, что это такое: весь берег залива ’’покрыт расплавлен­ ным светлым серебром” . Монах поясня­ ет: ночью тюлени загнали огромную мас­ су сельди, и вот лежит она толстым сло­ ем на берегу. Вскоре появились несмет­ ные стаи чаек, закрыли небо, в комнате пришлось зажечь свечу. Птицы издавали неумолчный плачущий крик, облепили землю, с жадностью пожирали рыбу, не обращая внимания на людей. Коровин вышел на берег. Чайки садились на пле­ чи и голову. Закончив пир, они покинули залив, расселись на близлежащих ска­ лах. А вечером того же дня — другое не­ обыкновенное зрелище: монах кормил дикого медведя хлебом, а потом отгонял его, стукая фонарем по морде. Настоя­ тель Ионафан сказал, что бродят тут во­ семь медведей, но "не пугайтесь: они тут свои и человека никак не тронут” . Монах же, кормитель медведя, пожаловался на нахального зверя: ’’Чисто разбойник, этот Гришка... Совести нет... Завсегда такой озорной” . К. Коровин был очарован Мурманом. "Какой чудесный край Север дикий! — говорил он Серову.— Какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Я хотел бы остаться жить здесь навсегда” . В 70-лет­ нем возрасте, вспоминая об этом жела­ нии, художник с оттенком сожаления пи­ сал, что, видимо, ему выпала такая судь­ ба — не жить на Севере, который так располагал к творчеству. "Это был ка­ кой-то другой мир, мир небес и тихой зеркальной воды... в своем торжествен­ ном вещании тайн жизни” . За короткий срок К. Коровин создал этюды мурманского цикла: ’’Святой Нос” , ’’Полночное солнце на Мурмане” , "Су­ вой” , "Остров Витте” , ’’Становище Тери- берка на Мурмане” , ’’Устье реки Тери- берки” , ’’Треска и палтус” , "Остров Киль- дин” , "Екатерининская гавань” , "Цер­ ковь и кладбище в Еретиках", "Мурман­ ский лов рыбы ярусами в море” , ’’Сен­ тябрь в Печенге” , "Ручей святого Трифо­ на” , "Норвежский домик в Печенге” , "Водопад святого Трифона” , ’’Церковь на Пазреке” , "Лапландский фильман — владелец оленьих стад” . Ряд этюдов Коровин написал в Северной Норвегии (” Норд-кап” , "Северное сияние в Гамме- рфесте” , ’’Белая ночь” ) и в Архангельске ("Рыбная пристань", "Тундра” ). В. А. Серовым написаны 9 этюдов: "По­ моры” , "Пароход "Ломоносов” , "Трифо- но-Печенгский монастырь” и другие. Этюды Коровина — не просто зарисов­ ки с натуры. Художник передавал зри­ телю свое волнение, возникшие в душе чувства. Это эмоциональные пейзажи, в которых важную роль играет цвет (ко- лор), хотя и не снижается значение ком­ позиции, размещения и сочетания зри­ мых объектов. Так, на картине ’’Ледови­ тый океан” видим огромное водное про­ странство, громадные волны обрушива­ ются на берег. Это образ могучей стихии Севера. Свинцово-серая, местами темная гамма красок передает напряженность, смятение, возникающие при виде бушую­ щего океана. Иное настроение рождает этюд "Ручей святого Трифона” . Участок тундры, скупая зелень под бесцветным небом, обомшелые валуны, плавное те­ чение речки создают в душе спокойствие, умиротворенность. Этюд "Мурманский берег" — образ су­ ровой природы Крайнего Севера, ее мрачности, давящей тяжести. К. Коровин обладал особенной мане­ рой письма. Вот отзывы специалистов об особенностях художественного творчест­ ва Коровина. Живописец Н. В. Досекин (также побы­ вавший на Мурмане и отразивший его в работах "Скалы Мурмана” , "У мурман­ ских берегов” ) отмечал умение Коровина передать "поэтическое настроение... эмоциональное состойние... это лиризм в живописи” , в которой присутствует ’’из­ вестная недосказанность” , позволяющая зрителю "дополнить картину собственны­ ми чувствами и представлениями” . (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz