Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
НАША ИСТОРИЯ Й 2 ?£ 2 £ < * о й Иван УШАКОВ, краевед ВАСИЛИЙ НЕМИРОВИЧ- ДАНЧЕНКО С конца 60-х годов XIX века началось заселение Мурманского побережья ко лонистами. Вскоре возникло Архангель ско-Мурманское пароходство. Поездки на Кольский полуостров в летнее время значительно облегчились. В 1873 году в Лапландию отправился малоизвестный тогда литератор Василий Немирович-Данченко (родной брат из вестного драматурга и режиссера МХАТа Владимира Немировича-Данченко). Его влекли в Заполярье романтика путешест вия, страстное желание увидеть жизнь местного населения, особенно лопарей, изучить их быт, записать предания, пес ни, сказки. Готовясь к поездке, Немиро вич-Данченко прочитал почти все напеча танное о Лапландии его предшественни ками, но обнаружил много неясностей и противоречивых мнений. Предстояло уточнить и дополнить их сведения. Василий Иванович Немирович-Данчен ко родился в Тифлисе 25 декабря 1848 года. Его отец происходил из украинских дворян, предки которых служили в Ста- родубском полку, постоянно участвовали в войнах с поляками, крымскими татара ми и турками. Сам Иван Васильевич как боевой офицер, служа на Кавказе, при нимал участие в сражениях с горцами. Мать Василия Немировича-Данченко бы ла армянкой. Семья не имела постоян ного жительства, вместе с полком, в ко тором служил Иван Васильевич, она пе ремещалась по Грузии и Дагестану. Отец брал мальчика в горные экспедиции, раз вивал в нем физическую силу, привычку переносить всякие лишения. Вместе с тем именно отец пристрастил его к чте нию. В десятилетнем возрасте Василий на чал учение в Александровском кадет ском корпусе в Москве. Здесь он быстро приобрел авторитет и уважение своих од нокашников, один из которых вспоминал: "Бедовый он был, пылкий, правдивый, яро вооружался против всякой неспра ведливости, пуская в ход свое остроу мие... Удивлял нас способностью легко, без всякого труда, сочинять стихи. Они у него просто лились и чаще всего пред ставляли собою экспромты... Больше са тирические, шуточные, но были и серьез ные” . В 1863 году Немирович-Данченко пере ехал в Петербург с намерением посту пить в университет. Как начинающий ли тератор, он посещает салон Софьи Мей, издававшей журнал "Модный магазин” , знакомится с Некрасовым, Майковым, Полонским, Плещеевым и другими писа телями, публикует первые свои стихи. В этот период жизни Василий Немиро вич-Данченко страшно бедствовал. Лите ратурные заработки давали очень скуд ные средства к жизни. Он печатал в раз ных изданиях статьи, журнальные обзо ры, фельетоны, рассказы ради насущно го хлеба. В нем росло негодование прите снениями, попранием личности, чинов ным хамством. В 1869 году его выслали в Архангельск, где он по частному найму подрабатывал в канцелярии губернатора. В 1870 году Немирович-Данченко из Ар хангельска послал Н. А. Некрасову свои стихи с просьбой их напечатать и оказать ему поддержку. Вскоре в авторитетном журнале "Отечественные записки” поя вились пять стихотворений Немирови ча-Данченко под общим заглавием "Из песен о павших", а их автор получил гонорар. "Вы спасли, положительно спасли меня,— писал ссыльный Некра сову.— Я думал уже кончить самоубийст вом — другого исхода не было. Положе ние мое доходило до крайности. Я был без квартиры, без хлеба, без работы” . Поддержка Некрасова вдохновила Не мировича-Данченко на продолжение ли тературного творчества. Его произведе ния стали печатать журнал ’’Всемирная иллюстрация” и другие издания. В стихах зазвучал мотив подвижничества: ...И если гибель неизбежна. То лучше пусть она придет — В волнах под бурею мятежной, Чем в тихом омуте болот. При первой возможности, получив по собие от Русского Географического об щества, Немирович-Данченко на рейсо вом пароходе "Качалов” отправился на Мурман. Во время остановок парохода он знакомился с бытом промышленников, осматривал становища и колонии поселе нцев. После ряда приключений путешест венник достиг Колы, откуда совершил не сколько экскурсий внутрь Лапландии: вверх по Туломе к Нотозеру и далее до Сонгелы, затем двинулся к Пулозеру и Кице, отсюда — в Ловозерский погост, потом по Имандре к Ене, в Бабинский погост и к поселенцам-финнам. Пробира ясь сквозь лесные чащобы и горы, он добрался до Кандалакши, откуда возвра тился на Мурманское побережье, про ехал до Вайда-губы, посетил Северную Норвегию. С проводниками-лопарями, а местами и один, Немирович-Данченко проделал по Лапландии путь более тыся чи верст, взбирался на хибинские вер шины, плавал на утлых лодках, съеда емый комарами, по бездорожью шел пешком через болотные хляби и каменис тые завалы. Тонул на Туломском водопа де (сумел выбраться на берег), сорвался в ущелье (лопари спустили ему веревку и вытянули), на Кильдинском взморье си льною волною его лодку выбросило на берег, при этом погибла часть путевых записок и коллекция флоры. С докуметальной точностью и литера турным блеском Немирович-Данченко описал свою поездку на Кольский полу остров в целом ряде произведений: ” У океана. Жизнь на Крайнем Севере” (1875), ” На просторе. Очерки” (1876), "Страна холода. Виденное и слышан ное” , ’’Лапландия и лапландцы” (1877). Одновременно сочинения Немировича- Данченко публикуют наиболее популяр ные журналы: "Отечественные записки” ("За Северным полярным кругом. Очерки Мурманского берега” ), "Дело” ("Очерки Севера” , ” В пустынях Лапландии” , "На безлюдье” , "Мурманская страда” ), "Вестник Европы” ("Соловки” ) и другие. Пространные и яркие очерки Немирови ча-Данченко о Лапландии появились в ил люстрированном издании "Живописная Россия” (1881). Немирович-Данченко дал всесторон нюю картину жизни Кольского Севера своего времени: показал состояние про мыслов и торговли на Мурмане, бытовой уклад разных слоев населения, их духов ную жизнь, ход начавшейся колонизации Мурманского берега, эксплуатацию на емных рабочих и покрученников (закаба ленных крестьян), административное ус тройство, школьное, медицинское и лес ное дело. Писатель изобличал социаль ную несправедливость, осуждал угнета телей народа — купцов, кулаков, чинов ников. С глубокой симпатией он писал о тружениках поморах и лопарях, пока зывал их великодушие, отвагу, гостепри имство, доброту. Для манеры письма Немировича-Дан ченко характерна "картинность” , как бы зарисовка с натуры. Одно описание сме няется другим, и так создается обширная панорама реальной действительности. Автор посещает Семиостровское стано вище: ” Я приоткрыл дверь одной из жи лых изб. Оттуда на меня пахнуло вонью, чадом, сыростью. Узенькое, словно щель, продольное окно не пропускало свету...” Фактория Савина в Шельпине: ” На одном из самых массивных выступов берега ут верждена большая платформа на стол бах, вбитых в каменистое дно бухты. На ней по норвежскому образцу построен блокгауз с остроконечной кровлей, нес колько домиков и жиротопенный завод... По крутой лестнице кое-как взобрался я на платформу и прошел прежде всего в лавку. Тут у Савина продавалось все. что угодно: якоря, уды, снасти, промыс ловая обувь, платье и шляпы, съестные припасы, чай, сахар, кофе и пиво...” Самые обездоленные люди на Мурма не — покрученники. Зримо показывает Немирович-Данченко разницу между вольнонаемными и кабальными работни ками: ’’Резко бросалось в глаза отличие между кольскою и поморскою артелью. Рабочие к хозяевам не относились подо бострастно. Во взглядах их не было за искивания, спины не горбились от одного приближения мироеда, язык не осекался. Напротив, они сами обступали хозяев, по давали им руки и держали себя вообще на равной ноге с последними... Да и хозя ева не покрикивали на них, а говорили вежливо, без пренебрежения” . Избавление от кулацкой кабалы позво ляло самостоятельному, трудолюбивому помору на Мурмане достичь зажиточнос ти. В Териберке поселился на правах ко лониста ковдский крестьянин Роман Са вин. Он "ж ивет здесь,— пишет Немиро вич-Данченко,— уже четвертый год. При ехав сюда ни с чем, кроме голодной се мьи и трудовых рук, он ценою самых тя желых усилий и едва ли понятных нам лишений успел несколько упрочить свое благосостояние. У него теперь неболь шая изба... своя снасть, своя промысло вая шняка. Разумеется, в этой избе очень тесно, но зато чистота в ней безукориз ненная” . Большой интерес представляют зари совки жизни лопарей. ’’Живописен вид лопарского погоста. Еще издали, подходя к нему,— сообщает Немирович-Данчен ко,— вы слышите громкий лай собак и какие-то хриплые крики. В воздухе пах нет соленою рыбой и гарью... Вы раз личаете внутри его часовню, а кругом какие-то странные четырехугольные сру бы, крытые на один скат. Между ними чернеют амбарушки, словно ящики на высоких столбах, только с острыми кров лями. Все это разбросано, раскидано. Пять-шесть туп вместе, кучкой, за двести сажен другая кучка... Между тупами ша таются бараны..." Лопари шумно окруж а ют посетителя, "каждом у хочется самому принять и угостить вас. 'Коли гость в из бе, значит Господь тебя не оставил” . "Страннику дал, значит, на промысле в десять раз взял” . "К ого Бог возлюбил, к тому и гостя послал '. "Кто путника накормил, тот десять лет не будет голо ден ни разу” . Вот пословицы и поверья лопарей” . Во всех подробностях Немирович-Дан ченко описывает жилища, одежду, ут варь, украшения лопарей, их пищу и эти кет во время еды, общественную и се мейную жизнь, обряды и обычаи. Вот од но из наблюдений: "Лопари между собою почти никогда не ссорятся. А если случит ся такой грех — идут разбираться на суйму. Суйма — это наш мирской сход. Лапландцы чрезвычайно любят свой пар ламент. Соберутся все в чистых платьях, начнут тихо, но потом голоса ораторов становятся все громче и громче, страсти возбуждаются, определяются партии... горячатся и моментально, как-то вдруг стихнут. Ссорящихся в большинстве слу чаев заставляют мириться. Суймы соби раются при всех удобных случаях: нужно ли идти на охоту, отправляться на весен ний промысел, платить подать, посылать ходоков в Колу, зарежут ли волки оле ней, похитит ли лисица оленину из ам бара, приедет ли священник, собирается ли куда-нибудь райда (олений обоз) — суйма непременно сделает свое дело. На ее решения нет апелляции, они испол няются свято и ненарушимо". Писатель восторгался высокими нрав- стенными качествами лопарей: "Честнее и добрее я не знаю народа. Я путешест вовал между ними один. Часто они счита ли меня погибшим, а между тем, возвра щаясь назад, я заставал все свое иму щество и коллекции целыми. У меня не пропало и лоскутка... Между лопарями нет воров и мошенников. Уходя, лопарь не запирает свою вежу или тупу” . (Окончание на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz