Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
(Окончание. Начало на 3-й стр.) Сочинение Максимова насыщено мас сой деталей повседневной жизни, какие напрасно искать в официальных доку ментах. Вот "куча девок с песнями и сме хом плывут в карбасе на ближний остров докашивать траву или добирать ягоду". На Мурманском берегу "между делом, при затянувшейся неблагоприятной мо рянке, досужие мастера работают раз ные безделушки" — детские игрушки, ко раблики, голубков из гнутых лучинок. Рассказ старожила-колянина: по завету отцовскому весело празднуем святки, ма сленицу и святую неделю (пасху), "на те поры у нас и песня, и сказка, и ребята со звездой ходят и стих поют, и хухольники (ряженые) бродят, и все такое” . Возле жилища бегают лохматые собаки, коля- нин поясняет: "Собака у нас заместо ло шади, на них мы все возим" — воду, хворост и другую кладь. Интересны сведения о лопарях — их характере, занятиях, отношениях с рус скими. "Лопари, — сообщает Максимов, — охотно и часто выселяются ближе к русским селениям... женятся на русских девушках... Многие лопари приучились в последнее время к русским кафтанам, при которых носят ныне и картузы с ко зырьком"; "миролюбным характером ды шат все сношения лопарей с русскими... Патриархально-гостеприимный в своей веже лопарь... в сношениях своих с рус скими любит заводить тесную дружбу, род братства... блюсти вековой обычай крестованья” — обмена нательными крестами. Старик-колянин говорил Мак симову: "Лопарь добр: придешь к нему в вежу — всем потчует. Вчерашней рыбы не даст, а живую тащит, сегодняшнюю... Ты с ним крестом поменяйся, крестным братом назови, так он за тебя тогда душу свою заложит... Добрый, хлебосольный народ” . Максимов совершал поездку по Северу в то время, когда еще здесь не было пароходов. На огромных просторах цари ли бездорожье, малолюдье, дикость. Лишь по морским побережьям, отстоя на десятки верст друг от друга, ютились ма ленькие деревеньки и промысловые ста новища. Уже само путешествие по неиз веданной глуши можно считать подвигом. Сейчас мы об этом как-то забываем, пользуясь новейшими видами транспор та. Нас восхищает результат этих странст вий — великолепное двухтомное описа ние Русского Севера. Книга "Год на Севере” вышла во вре мя подготовки крестьянской реформы — отмены крепостного права. В русском обществе наблюдался повышенный инте рес к крестьянской жизни, общинным по рядкам, формам организации труда в де ревне. Книгу Максимова, по свидетельст ву современников, "читали нарасхват” . До появления книги Максимова во внут ренней России имели слабое представле ние о "дальнем Севере” , Теперь читаю щей публике открылся целый мир с его оригинальной культурой и особым укла дом жизни. Критик А. В. Дружинин от мечал великую заслугу писателя, кото рый дал достоверную "физиономию края". В 1861 году Русское Географичес кое общество удостоило золотой медали это уникальное по богатству фактичес кого материала и зоркости наблюдений сочинение С. В. Максимова. В последующие десять лет Максимов исколесил почти всю Российскую импе рию. Летом 1858 года в костюме торговца средней руки он отправляется в южные губернии. По материалам путешествия создается книга "К уль хлеба и его похо ждения" — художественная энциклопе дия крестьянского труда, предназначен ная для юных читателей города. В 1860 году Максимов едет в Сибирь и на Даль ний Восток. В результате двухлетних странствий появляются книги "На Восто ке. Поездка по Амуру” , "Тюрьма и ссыл к а ". В 1862— 1863 годах Максимов путе шествует по Каспию и реке Урал. Нако нец в 1867— 1868 годах объезжает Смо ленскую, Могилевскую, Витебскую, Ви ленскую, Гродненскую и Минскую губер нии. В 1868 году Максимов ради заработка поступает на службу редактором одного петербургского издания. Все свободное время он посвящает обработке своих ли нгвистических, этнографических и исто рических материалов, публикует в газете "Новости” заметки о русской речи, сос тавившие затем его известную книгу "Крылатые слова” (1890 год). В журнале "Отечественные записки” в 1868 году на чалось печатание первого тома эпопеи "Сибирь и каторга” (том третий вышел в 1871 году), потрясший общество расска зами о муках и страданиях заключенных. В 1877 году отдельным изданием выходит его книга "Бродячая Русь” , публиковав шаяся частями в "Отечественных запис ках” с 1874 года. В ней показан (по мате риалам западных губерний) мир странни- ков-богомольцев, нищих, погорельцев, сектантов, убогих людей. В литературном наследии Максимова — "Рассказы по истории старообрядчест ва” (1861 год), "Край крещеного света" (1862 год) — о жизни и культуре вогулов, зырян, вотяков, чувашей, мордвы, каре лов, бурят, киргизов, калмыков и других народов России. Максимов создал 18 про изведений для народного чтения; ” 0 рус ских людях” , "Мерзлая пустыня” , ’’Дре мучие леса", "Русские степи и горы ” , "Крестьянский быт прежде и теперь” , "Соловецкий монастырь” и другие. А. П. Чехов называл Максимова "знатоком русской жизни, ее духа, ее форм, ее юмо ра” . Крупными деятелями были братья С. В. Максимова: Василий являлся профессо ром хирургии, Николай — военным моря ком, написавшим интересный труд "М ур манский берег, его обитатели и промыс лы ” (журнал "Русская мысль” , М., 1893, кн. 1, 3, 4). По предложению А. П. Чехова С. В. Максимов был избран почетным акаде миком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900 год). Он пользовался большим авторитетом в русском обществе, дружил с драматур гом А. Н. Островским и другими деятеля ми культуры. С. В. Максимов скончался от ’’горловой чахотки” в Петербурге 3 июня 1901 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz