Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед С. МАКСИМОВ Прошлое безмолвствует. А говорит лишь в том случае, когда имеются источ ники — свидетельства людей, живших в те или иные времена. Счастлив историк, когда в его распоряжении есть такие яр кие и достоверные материалы. Особенно радуется он, если они сделаны умным и наблюдательным бытописателем. Выдающимся бытописателем кольской земли являлся Сергей Васильевич Мак симов, автор двухтомной книги "Год на Севере” (СПб., 1859 год). Он родился 25 сентября 1831 года в по саде Парфентьево Кологривского уезда Костромской губернии в семье мелкопо местного дворянина, служившего почт мейстером. В двухлетнем возрасте Сере жа лишился матери. По окончании Кост ромской гимназии, в 1850 году, С. В. Мак симов поступил на медицинский факуль тет Московского университета. Его дру зьями являлись известные писатели А. Ф. Писемский и А. А. Потехин. В 1852 году Максимов переехал в Пе тербург, обучался (до половины второго курса) в Медико-хирургической акаде мии, стал сотрудничать в журнале ’’Биб лиотека для чтения” , в котором напеча тал свои первые бытовые очерки. По со вету И. С. Тургенева Мак симов весной 1855 года отправился в путешест вие по Владимирской, Нижегородской и Вят ской губерниям. В Ниж нем Новгороде он позна комился с В. И. Далем — великолепным знато ком народной речи и жизни разных слоев на селения России. d ;'?>зультате хождения в народ Максимов приоб рел большой опыт обще ния с простолюдьем, нау чился располагать собе седников к откровеннос ти, собрал огромный ма териал о народном быте и устном творчестве рус ских крестьян и бродяче го люда. Журнальные очерки этого периода собраны в книге "Лесная глушь” , в которой показаны ко робейники, иконописцы, портные, шерс тобиты, маляры, штукатуры, плотники, деревенские знахари и колдуны, извоз чики, вожаки медведей. Книга содержа ла сведения о народном календаре, заня тиях крестьян в разное время года, о на родных празднествах, песнях, плясках и святочных озорствах, представлениях популярной в крестьянстве комедии ’Ба рин голый” , о плачах и заговорах. После неудачной для России Крымской войны (1853— 1856 гг.) в правящих верхах возникло намерение по примеру фран цузов набирать во флот жителей, с дет ства привыкших плавать на судах и не боящихся водной стихии. Глава воен но-морского ведомства, либерал, вели кий князь Константин Николаевич пред ложил организовать ’’Литературную экс педицию” для изучения образа жизни на селения на побережьях морей, озер и больших рек. При добровольном выборе мест Рус ский Север достался С. В. Максимову. Получив правительственный документ, предписывавший местным властям ока зывать ему в поездке всяческое содейст вие, молодой литератрр отправился в Ар хангельск. С открытием навигации, в мае 1856 года, Максимов начал свое путеше ствие по маршруту: Летний (южный) бе рег Белого моря до Соловков, затем от Кеми на север через Ковду, Княжую, Кандалакшу, Колу, Мурманское побере жье, село Поной, остров Сосновец, Кузо- мень, Варзугу, Умбу, Порью Губу, остров Медвежий и снова в Ковду и Кемь вдоль Летнего берега в Архангельск (сентябрь 1856 года), откуда проследовал по Зим нему берегу в Мезень, Сежму, Усть-Циль- му, Пустозерск, Ижму, Пинегу к Архан гельску, наконец, вверх по Двине через Холмогоры, Орлец, Сийский монастырь в Петербург. В книге "Год на Севере” описанию жизни в нашем крае посвящены три гла вы: "К о л а ” , ’’Мурман” и "Терский берег Белого моря” . Автор подробно рассказал о всех суще ствовавших на Севере промыслах, среди которых первенствовал лов трески и пал туса на Мурмане. Обстоятельно описаны традиционные порядки ’’покрута” (подря да) богачами обедневших крестьян на ра боту, их отправку на Мурман со всеми обрядами, начиная с угощения и прово дов покрученников с Беломорья на Колу, с "плачами” и причитаниями их жен, скорбными песнями уходящих на полгода ’’мурманщиков” и кончая возвращением домой и расчетом "хозяев” с работника ми. Максимов показывает кабальную за висимость бедноты от владельцев судов и промысловых заведений. Вместе с тем он отмечает, что, несмотря на тяжесть труда и быта, унижения и бедность, рядо вые поморы сохраняют бодрость духа, оптимистический настрой, которые помо гают им преодолевать все невзгоды и удары судьбы. В Княжой Губе, познакомившись с кре стьянской жизнью, Максимов записыва ет: ’’Работая из-за хлеба на квас и не столько для себя, сколько на своего пат- рона-хозяина, поморский работник огра ничивается только насущным, хотя и не печалится, не плачется вслух на свое бездолье” . Зная себе цену, на мурман ских промыслах покрученники времена ми могут еще и похорохориться, заявить хозяину: "Ты нам не указывай: сами хозя ева! Вот хотим на ярус ехать — едем, а нет, так хоть лыки дери с нас” . Труден и опасен зимний путь на Мур ман. Случалось, люди гибли в снегах Лап ландии. Максимов приводит слова помо ров, подобные плачу-причитанию: ” По мурманской дорожке много "ж альников” насыпано, а под этими насыпями много костычек сложено, — и все-то их одних, добрых молодцев-покрученников". Из Кандалакши, славной сельдяными промыслами, писатель проследовал в Ко лу. Он двигался середь лета, где на лод ке, где пешком. "Узенькой тропинкой с погнившими мостовинами, — сообщает он, — потянулся почтовый тракт в Колу поперек так называемого Лапландского полуострова — этой исключительно зем ли мхов и лишаев” . Единственный в крае город предстал в виде десятка жалких хижин и землянок: селение только еще начало возрождаться после английского погро ма в августе 1854 года. Сгорел старинный острог (деревянная крепость). Исчез в огромном пожаре 19-главый Воскресенский собор постройки 1681— 1684 годов. В беседе с пи сателем местные жители говорили: ” Колы-то жаль... Пуще того жаль собора нашего: такой он был приглядный, хоро ший, таким благолепием сиял, особенно вон с го ры Соловараки — все от дай, да мало. Очень его жаль!". Коляне поведали Мак симову предание о строи- тел.’ собора: "Мастер этот и^'п не из наших... Церкви он строил почесть что задаром: говорил:... я-де Богу работаю, мзды боль шой не приемлю” . Соорудил он церковь, полюбовался ею с горы, погрустил, со звал народ на реку Тулому, подошел ” к крутому берегу, вытащил из-за пояса своего топор, размахнулся, бросил его в воду и выкрикнул: — Не было такого мастера на свете, нет и не будет!.. И с той поры (сказывают старики) сколько ни было ему зазывов, поклонов низких, просьб почестных, никуда не по шел, топора не брал в руки". Максимов повсюду записывал преда ния, песни, поговорки, присловья, про звища, промысловые термины, местные обычаи и выражения. Любопытна леген да о разбойнике Анике, вероятно, вос ходящая к Анике Строганову, имевшему на полуострове Рыбачий промыслы (умер в 1570 году): "Разбойник, вишь, был... Жил он около промыслов на Мурмане и позорил всякого, так что кто что выло вил — и неси к нему его часть; без того проходу не даст: либо все отнимет, а не то и шею накостыляет, пожалуй, и на тот свет отправит. Не было тому Анике ни суда, ни расправы” . Долго это продол жалось, но однажды явился на промысел паренек, не богатырь, но силою не об делен. Аника уже поджидал рыбаков. Парень вышел к Анике и сказал: отныне "не видать тебе промыслов наших как своих ушей; не бывать плешивому куд рявым, курице петухом, а бабе мужи ком ” . В яростной схватке с великаном Аникой паренек вышел победителем. Близ Корабельной губы есть на море не большой островок, ’’зовут его Аникиным и кучу камней на нем показывают... Ани киной могилой в народе слывет". Максимов собирал исторические све дения о селениях, монастырях, скитах, старинные рукописи и книги. В Коле, на пример, ему передали стихи ссыльного петербуржца о его поездке на мурман ские промыслы, и он поместил их в своем сочинении. Путешественник дал описание помор ских селений, их вида, зажиточности. Вот несколько зарисовок: "Село Кузомень, расположенное на реке Варзуге, в шести верстах от устья реки и в двух верстах от моря, выстроилась на песчаном грунте и в этом отношении составляет разитель ное исключение из всех других беломор ских селений, которые все стоят на гра ните... Дома его глядят чисто, приветли во, все почти они крыты тесом...” ; Саль- ница — "деревушка, недавно заселенная четырьмя семьями, выехавшими из села Варзуги” ; ’’людное, богатое село Варзу- га... центр деятельности, главное место, столица всего Терского берега” . "З а бравшись в селение, — пишет Максимов, — встречаешь те же чистые избы, тех же приветливых и словоохотливых русских мужичков с их своеобразным, в высшей степени типичным говором, их бытом, сложившимся под иными условиями, при иной обстановке, чем во всяком другом месте Великой России” . (Окончпние на 4-й стр.) £ Х
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz