Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
(Окончание. Начало на 3-й стр.) В 1861 году в России пало крепостное право. Общественные деятели обсужда ли вопрос о преобразованиях социаль но-экономического строя страны. Разду мья о будущем России обуревали и Дани левского. В 1864 году он купил имение и поселился с семьей на Южном берегу Крыма, в Мшатке. Здесь он и написал свое сочинение "Россия и Европа” . Стержневая мысль в нем — путь Запа да неприемлем и невозможен для нашей страны. "Европа” , в трактовке Данилев ского, это мир германо-романской циви лизации. Россия, основная часть славян ской общности, принадлежит к совершен но иному типу культуры. Данилевский являлся противником за мкнутости и отказа от общечеловеческо го. "Заслуга Петра Великого, — отмечал он, — состояла именно в гом, что он вывел нас из плена национальной огра ниченности", но резко осуждал "подра жательность и рабское отношение к За паду". С реформами Петра в Россию при шло с Запада как положительное ("воен ные, флотские, административные, про мышленные насаждения"), так и отрица тельное — заимствования, не соответ ствующие русскому народному быту. У нас "не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а внутренне нравствен ное сознание” . Данилевский выступал против "слепого благоговения перед чуждыми идеала ми” , отвергал социализм, который будто бы мог "осчастливить все человечество” , а коммунизм относил к числу ’’диких уче ний” , рожденных на Западе. Европе, по мнению Данилевского, свойственен дух насилия (инквизиция, ко лониальная политика, уничтожение тузе мцев, расстрелы инакомыслящих, под крепляемый оружием ввоз опиума в Ки тай во имя барышей). Русскому народу присуща "прирожденная гуманность", терпимость в отношении иноверцев. Рас селение русских на обширных простран ствах шло "почти без участия правитель ства, искателями приключений и даже разбойными атаманами; и, однако же, ка кая разница! Слабые, полудикие и совер шенно дикие инородцы не только не бы ли уничтожены, стерты с лица земли, но даже не были лишены своей свободы и собственности, не были обращены по бедителями в крепостное состояние” , тогда как европейцы устраивали охоту на индейцев, торговали неграми, обрекали их на "безустанный труд” . Русский народ, добровольно избрав ший православное христианство, ис полнен "мягкости, покорности, почти тельности” и любви своим государям. Да нилевскому казалось, что такой народ не совершит революционных потрясений: ” С освобождением крестьян иссякли все причины, волновавшие в прежнее время народ, и всякая, не скажу, революция, но даже простой бунт, превосходящий раз мер прискорбного недоразумения, сде лался невозможным в России, пока не изменится нравственный характер рус ского народа, его мировоззрение и весь склад его мысли” . Увлечение европейскими идеями, от мечал Данилевский, породило в России "пагубное заблуждение, известное под именем западничества, которое... отме ривает нам и братьям нашим жалкую , ничтожную историческую роль подража телей Европы, лишает нас надежды на самобытное культурное значение, т. е. на великую историческую будущность” . Книга "Россия и Европа" чрезвычайно богата оригинальными мыслями и наблю дениями. Данилевский не повторял и не обобщал высказываний своих предшест- венников-славянофилов — он дал свое собственное видение и понимание об ширного круга вопросов, относящихся к взаимоотношениям России и Запада. В русском обществе книгу Данилевско го встретили по-разному. Публицист Н. Н. Страхов причислил автора " к тем, кого можно назвать солью земли русской, к тем неизвестным праведникам, которы ми спасется наше отечество” . Философ В. С. Соловьев (сын известного историка) обвинил Данилевского в "узком и нера зумном патриотизме” , причислил к лику "хотящих погубить Россию и уготовить путь грядущему антихристу” . В советское время труды Н. Я. Дани левского замалчивались. Но сейчас, ког да наша страна снова решает кардиналь ный вопрос, по какому пути идти в буду щее, интерес к его размышлениям воз рос. Его сочинения переиздаются. На За паде книга "Россия и Европа” переведе на на несколько европейских языков, ей посвящено множество статей в самых престижных научных изданиях. В конце жизни Данилевский написал двухтомный труд "Дарвинизм ", в кото ром показывал несостоятельность уче ния об естественном отборе в природе, а также ряд публицистических работ, из данных в 1890 году в сборнике политичес ких и экономических статей. В Крыму Данилевского навещали дру зья и видные деятели русской культуры —• И. С. Аксаков, Л. Н. Толстой и другие. Данилевский скончался 7 ноября 1885 года в Тифлисе во время очередной науч ной поездки. Тело его доставили в Мшат- ку и погребли в саду близ дома — люби мом месте его раздумий. Данилевский был человеком довольно независимого характера. Он служил инспектором рыбо ловства на Черном и Азовском морях. Дослужился до чина тайного советника (3-й ранг, в армии равный чину гене рал-лейтенанта), являлся членом Совета при министре государственных имуществ, принимал участие в выработке законов по рыболовству. Но он имел свой взгляд, неправительственный, на государствен ную политику. Масштабность его личнос ти отмечали многие — и современники, и позднейшие исследователи. Самый близкий друг по университету П. П. Семенов (с 1906 года — Семе- нов-Тянь-Шанский) пишет: Н. Я. Данилев ский "был в высшей степени оригиналь ной и симпатичной личностью... в Цар скосельском лицее, в своем классе, был самым талантливым и самым разносто ронне образованным... В университет ские годы... увлекся социалистическими идеями и в особенности теорией Фурье. Данилевский обладал огромною эрудици- ею: перечитали мы с ним, кроме книг, относившихся к нашей специальности — естествоведению, целую массу книг из области истории, социологии и полити ческой экономии...” Автор книги "Рус ская дума. Портреты русских мыслите л ей ” Г. Д. Гачев так характеризует Дани левского: ’’Тот ж е тип русского универса ла, ка к и Хомяков, и Толстой, и другие титаны русских эпох Возрождения и Про свещения, что пришлись у нас разом на девятнадцатый век... Толковый реалист и деятель, неутомимый шелкопряд ткани русской цивилизации” .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz