Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
А. ПАЛИЦЫН В старину Копу называли столицей Лап ландии. Но столицей — центром обширного края — она стала не сразу, а спустя лет тридцать после основания, в конце царст вования Ивана Грозного. Каждое лето в Коле шла тогда оживлен ная торговля с иноземцами. Для сбора по шлин на Мурман посылались государевы "данщики", которые являлись представите лями царской власти в крае. Другой админи страции здесь не существовало Иноземцы вели себя в Коле как хотели, не очень-то считаясь с русским дан- щиком. я ш м м н м ш н В начале 80-х годов XVI века на Мурмане воз никла тревожная обста новка Датские военные корабли задерживали на море торговые суда, шед шие ѳ Колу, и требовали уплаты "п рое зжи х" по шлин. Кто не платил, у то го отбирали товары. По страдавшие купцы отпра вили в Москву челобит ную с просьбой защитить их от разбоя датчан. В июле 1582 года Иван IV заявил протест датско му королю Фредерику II и одновременно напра вил послание английской королеве, в котором пи сал: "И ты б, сестра наша любная, Елисавет-коро- ~ лева... своим торговым людем на море хо дить велела с воинскими корабли, чтоб им проезжать от тех датцкого короля разбой ников в нашу отчину... Колу безстрашно и их бы с моря согнати и дорогу очистить А мы людей воинских в те пристанища посылаем и велим от датцкого короля людей от прихо ду бѳрежение держать...1' Царь решил отправить в Колу энергичного воеводу с отрядом стрельцов Выбор пал на Аверкия Ивановича Палицына. О деятельности А. И. Палицына в Коле имеется лишь краткое известие голландско го купца Симона ѳан Салингена: "В 1582 году в Колу явился первый воевода Аверкий Иванович и устроил в ней для иноземцев гостиный двор, поставил весы с норвежски ми гирями, стал собирать со всего десятину и ввел другие усовершенствования". Можно заметить, что главная задача Па лицына состояла в обустройстве торговли. В писцовой книге 1608 года говорится: "На нижнем посаде двор старой съезжой на при езд иноземцам... Позади кабатцкиѳ избы двор государев. . огорожен тыном вострым, а во дворѳ 5 аибаров нижних и 5 верхних, да 4 чюланы верхних да 4 нижних, а в них торгуют в лете приезжие люди". В 1583 году в Колу прибыл новый воевода — строитель Максак Федорович Судиман- тое, которому царь поручил соорудить в К о ле военное укрепление — острог По-видимому, какое-то время они занима лись делами вместе. В одной из царских грамот, отправленных в Данию, содержится фраза: "А немчина Брекволта Максак Суди- монтов да Овѳркей Палицын оставили на Колмогорах русского языка учить". В после дующие годы А. И. Палицын находился на придворной службе в Москве. Первый кольский воевода происходил из знатного дворянского рода. Его предок вое вода Иван Микулаевич выехал на Русь из Подольской земли Литовского княжества в 1373 году, то есть за семь лет до Куликов ской битвы По преданию. Палицею его про звали за то, что, будучи очень сильным и храбрым, он бился в сражениях железной палицей весом в полтора пуда (около 25 кг). На фамильном гербе Палицыных изображен щит, на одной половине которого нарисован орел в золотой короне, на другой — всадник с палицею На протяжении веков Палицыны служили московским правителям то в дворянском войске, занимая должности не выше сто льника (пятый разряд в чиновной иерархии), то в приказах подьячими, очень редко — дьяками Дядя Аверкия Варлаам (в мире Василий Иванович Палицын), келарь Чудова монастыря во второй половине XVI века, яв лялся летописцем и составителем пособия по русской истории Аверкии Палицын родился ѳ селе Прота- сово близ Ростова Ярославского в семье помещика Ивана Фѳдорювича Палицына и его жены Матрены Он представлял деся тое колено от родоначальника Ивана Мику- лаѳвича После воцарения Федора Ивановича А. И. Палицын оказался в числе недовольных воз вышением Бориса Годунова и за то подверг ся опале. Его отправили в Соловки, а все имущество конфисковали (1588 год). В Ссповецком монастыре Палицын принял монашество под именем Авраамия. Он уг лубляется в чтение светских и церковных книг, становится весьма образованным ду ховным деятелем В 1594 году Авраамий Палицын получил разрешение поселиться в Троице-Сергиѳвом монастыре — наиболее славной обители Ру си. Ему поручают перепись монастырских владений, некоторые занятия по хозяйству. В разгар Смуты, в 1608 году, происходит стремительное возвышение Палицына: он становится келарем (заведующим хозяй ством) Троице-Сергиева монастыря, владев шего вотчинами в 35 уездах и станах (около 250 сѳл, 500 деревень, 20 приписных монас тырей). Авраамий поселяется на московском подворье, в так называемом Богоявленском монастыре, поддерживает с Василием Шуй ским тесные отношения, помогает царю вос становить порядок в стране. Палицын до ставляет из Троицы в Москву хлеб и 1900 рублей денег для бедствующего населения. Но дела идут плохо Войска Шуйского по терпели поражение в Клушинской битве с поляками 24 июня 16Ю года. Активизиро- * : й » Иван УШАКОВ, краевед вался 1тушинский вор" — Лжедмитрий II. Правитепьство "семибоярщины' пригпасило на русский трон польского королевича Вла дислава, чтобы покончить с безвластием, грабежами и разорением Русской земли. Из Москвы под Смоленск к польскому ко ролю Сигизмунду III отправилось русское по- сопьство (1246 человек) во главе с князем Василием Голицыным и "нареченным” (в ту шинском лагере) патриархом Филаретом. Среди послов находился и Авраамий Пали цын, на долю которого выпало подношение подарков королю. Переговоры с Сигизмундом III зашли в ту пик. В январе 1611 года Авраамий возвра тился в Москву. Остальные участники по сольства вскоре были арестованы и отправ лены в Варшаву как пленные. Авраамий Палицын энергично включается в борьбу за изгнание интервентов с Русской земли. Вместе с архимандритом Дионисием он рассылает по городам грамоты с призы вом к населению подняться на освобожде ние Москвы от поляков. Казакам и ополчен цам они поставляли хлеб и боеприпасы. В решающем сражении с армией Ходкеви- ча в августе 1612 года Палицын проявил смелость и находчивость, помог Пожарско му и Минину одержать победу над поляка ми В критический момент битвы под Моск вой Авраамий направился к казакам, стояв шим в бездействии, не желавшим сражаться вместе с ополченцами. Настроение казаков изменила пламенная речь Авраамия: "Вы первые крепко стали за веру и отечество, многие раны приняли, голод и нищету прете рпели. Слава о вашей храбрости и о вашем мужестве, как гром гремит в ближних и дальних государствах. Что же? — взывал келарь, которого казаки хорошо знали, — неужели то доброе дело... вы теперь... погубить захотите? ...Идите и сражайтесь!". Казаки на конях ринулись в атаку и смяли поляков. Поспе освобождения Москвы Авраамий активно участвовал в создании русской госу дарственности Он выходил на Красную пло щадь и с Лобного места уговаривал народ одобрить избрание на царство шестнадцати летнего Михаила Романова, сына Филарета, томившегося в польском плену Когда Зем ский собор провозгласил Михаила монар хом, Авраамий Палицын был тем человеком, который 14 марта 1613 года в костромском Ипатьеве монастыре вручил юноше царским посох — символ царской власти. На заключительном этапе борьбы с поль ско-литовскими захватчиками, в 1618 году, Авраамий Палицын успешно отбил нападе ние на Троице-Сергиев монастырь огромной армии Льва Сапеги и принял участие в пере говорах о перемирии, которое было подпи | сано в деревне Деулино близ монастыря g 1 декабря того же года. Длитепьныи период І бурных потрясений на Руси, названный со- •: временниками Смутой, закончился. ц В память о Деулинском перемирии Авра- | амии в 1619 году сооружает церковь в Трои- | цѳ во имя святого Сергия, оставляет долж- S ность келаря и удаляется на покой в Солов- £ КИ. I Здесь он приводит в порядок свои разно- f временные сочинения, пишет Историю а па мять предъидущим родом" (будущим поко лениям), состоящую из 77 глав. Свидетель великой трагедии русского народа начала столетия — страшнейшего голода, граждан скои войны, разгула насилия, иноземнси ин тервенции и небывалого разорения страны, — инок Авраамий считал себя обязанным рассказать обо всем этом потомству. Он показывает истоки и причины нарез ных бедствий, важнейшие события Смуть., подробно описывает героическую оборону Троице-Сергиева монастыря, длившуюся с сентября 1608 по январь 1610 года, дает характеристику правителям и участникам борьбы, обличает бояр и дворян, изменяв ших царю, желая получить от самозванца "болши прежнего почесть, имениа и дары", осуждает Ивана Болотникова ("заводчик всей беды") Ярко живописует Авраамии действия ту- шинцев, которые вторгались е селения, изо щренными пытками заставляли людей ска зывать, где спрятаны их пожитки, забирали все что могли, а уходя, сжигали дома и ис требляли всякие "потребы., дабы никому же не жительствовати тут". Крестьяне убе гали в леса и болота. За ними охотились с собаками и с пленными ш ш т ш т в я проводниками. Граби’ е- ........................ ли не щадили никого, му чили невинны* людей детей на глазах родите лей на огни пряжаху... и о камениѳ, и о углы разбиваху; инех же на копиа и на сабли взоткну- вше, пред родитѳльми но- шаху... голени наполы преламляху..." Авраамий вдохновенно рассказывает о подвигах защитников Троице Сер гиева монастыря. От дельные места повество вания написаны виршами — рифмованными двоѳ- строчиями. Динамично изображены бое&ыо дей ствия "троицких сидель- _________________ цее": "Бьюще из многих " ' ' пушек и пищалей, и а о к на колюще, и камѳниѳ мѳчуще и аар с калом льюще; и серу, и смолу зажигающе метаху, и известью засыпающе скверные их очеса. . не дающе им щитов и тарасоа придвигнути и лѳствиц прислани&ати..." Произведение написано с назидательной целью. "Отцы и братие! — обращается Авра амий к читателям. — Пребудем в любви, отринем блуд и возлюбим чистоту, пьянство отверзем и пост да восприимем, гордость отринем, смирение стяжим, от лихоимениа отвратимся, милостыню и нищелюбие да по кажем... отойдите от злых научитѳся, добро творите". Богатство фактического материала, высо кая идейность, патриотический пафос и ли тературные достоинства сочинения Авраа мия Палицына определили его широкую рас пространенность. Сохранилось более 190 списков "Истории" (иначе — "Сказания") Палицына Исследовательница творчества Палицына О А. Державина отмечает: "Э ю — одна из особенно любимых книг русских читателей XVII и XVIII веков". Судя по надписям на книгах, "Историю " Палицына читали "бояре и дворяне, купцы и духовенство, посадские люди и крестьяне". Чтобы беспристрастнее определить место и значение Авраамия Палицына в древне русской культуре, приведу мнения спѳциали- стов-литературоведов, изучавших всю сово купность художественных произведении XVI— XVII веков. О. В. Орлов: "С казание" Палицына — самое большое произведение, относящееся к XVII столетию". А. С. Елеон- ская: "С казание" читается "очень легко". Н. К. Гудзий: "В собственных рассуждениях Палицын обнаруживал настоящий талант и оригинальность письма". Наш самый высо кий авторитет в древнерусской литературе академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отнес "Сказание" Авраамия Палицына к числу древнерусских классических произведений. В своей книге "Великое наследие" Д. С. Лихачев пишет: "Авторов этих классических произведений мы называем классиками: пи сателями не только образованными, но и ставшими как бы символом русской куль туры. Знание классических произведений, умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство — обязательное условие образованности' "История в память предъидущим родом" — подвиг Авраамия Палицына, итог его жиз ни, труд, созданный во имя великой цели — предостеречь людей от повторения собы тий, подобных Смуте начала ХѴІі века. Первый кольский воевода скончался 13 сентября 1626 года и похоронен в Соло вецком монастыре близ южной стены Пре ображенского собора. autti
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz