Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

«иИШМДППР Ф Лю Есть такой Четыре года назад, 3 января 1970 года, в мурманской шко­ ле № tO состоялось офици­ альное открытие историко­ краеведческого музея, создан­ ного ребятами под руковод­ ством учителя Вячеслава Ва­ сильевича Дранишникова. А работа по сбору материала для этого музея продолжалась более десяти лет. Большинство вещей собрано учащимися во время многодневных походов по родному краю. Вместе с учителем они пройти по ме­ стам ожесточенных сражений в годы войны, побывали на новостройках области, посежи- ли старинные поморские села Терского берега. Много мсто- рико-краеведческих материа­ лов собрала ожояа во время участия во Всероссийской экс­ педиции «Мое Отечество —- СССР». Историко - этнографичеоше материалы дореволюционного прошлого выставлены в трех отделах: «Русские поморы», «Саамы» и «Хозяйственная жизнь Кольского края». Оформление почти целиком сделано руками уча«*ихея. На стене, вдоль ко то р о й ра зм е ­ щ ены предм еты с Т е рского бе­ рега- уче ни цей Галей А н ц иф е ­ ровой вы полнена х у д о ж е с тв е н ­ н а * цветная ро спи сь, и зо бра­ ж а ю щ а я село Ковду с Н и ко л ь ­ с к и м погостом* Р азделы -стен­ ды по свящ е ны отд ельны м се­ лениям («К ан да лакш а» , «Лу веньга», ^В арзуга») и народ ной сел ьско й а р х и т е к ту р е в целом («Деревянная Русь»). Здесь даны ф отограф ии и за ­ рисовки кр е с т ь я н с к и х строе­ ний, церквей, и х в н утр е н н е го убранства, к а н д а л а кш с к о го л а ­ биринта. Имеется больш ое к о ­ личество д ом аш ней утв а р и . Пе­ ред посетителями м узея ш и р о ­ кая картина ста р о го бы та, к о л ­ лекция сам оваров, м едны е к о в ­ ши и р у к о м о й н и к и , р а зн ооб ­ разные п о д све чн и ки и ке р о с и ­ навые лампы, деревянны е бтиода и ложки... Многие вещи свидетельству­ ют о таланте мастеров, о стремлении народа к красоте. В саамском отделе выстав­ лены национальные одежды, женские головные уборы, ши­ тые цветным бисером, пояс из красного сукна, сумки с ап­ пликацией мехом и полосками сукна, оленья сбруя, а также иллюстрации, показывающие старый уклад жизни малых на­ родностей Севера. о тебя, мое Заполярье! музей Б третьем отделе размеще­ ны экспонаты, отражающие хозяйственные занятия и быт русского населения Крайнего Севера: рыболовная сеть, гру­ зила (камни, оплетенные в бе­ рестяные чехлы-кольца), коса, серпы, деревянные вилы, граб­ ли, лопаты, корыта, черпаки, кадки... Особенно выразителен от­ дел Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Ему от­ ведено в музее центральное место. Многочисленные экспо­ наты рассказывают о героиче­ ской борьбе нашего народа с гитлеровскими захватчиками на Крайнем Севере. Сейчас, когда мы готовимся отметить 30-летие разгрома немецко- фашистских захватчиков в За­ полярье, интерес к отделу особенно велик. Все содержится в образцо­ вом порядке. Экспонаты про­ нумерованы и включены в ин­ вентарную опись. В совет му­ зея входит группа краеведче­ ского факультатива — людей, влюбленных в историю. Из числа лучших учеников подго­ товлены экскурсоводы, кото­ рые дают необходимые пояс­ нения. Среди посетителей — учащиеся, их родители. Быва­ ют и зарубежные гости — об этом говорят записи в специ­ альной книге. Материалы музея постоян­ но используются учителями школы как s учебной, так и во внеклассной воспитатель­ ной работе. Трудно переоценить значе­ ние работы, проделанной уча­ щимися школы № 10 во главе с Вячеславом Васильевичем Дранишниковым. Экспонаты музея помогают ребятам очень живо воссоздавать в во­ ображении страницы истории во всей их конкретности. Та­ кого эффекта не может дать и самый лучший учебник. Кроме твго, сам процесс поиска, походы по родному краю, знакомство с самыми отдаленными его уголками во­ спитывают у ребят любовь и уважение к родной земле, к людям, вкус к научно-исследо­ вательской работе, позволяют вкусить радость открытий, ра­ дость познания нового. И. УШАКОВ. Доцент Мурманского пе­ дагогического института,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz