Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
И. УШАКОВ, профессор, доктор исторических наук В каждом крав о с т ь с в о й знам енито сти . В Архангельском э т о Михайло Ломоно сов. в Тульском — Лев Толстой. И т а к далее. Е сть они и у нас, на Кольском Севере. Однако наши видные д е я т е л и , как правило, не местные уроженцы, не его постоянные ж и тел и , а люди, обычно приезжавшие сюда по поручению пра ви те ль ства или научных учреждений, в отдельных случаях — самодеятельные путеш ественни ки , движимые желанием увидеть и и зучить неведомый им край. Каждый из них оста вил в Заполярье частицу своей души, а нам — ценные наблюдения и свид е тел ь ства о Кольском Севере, о событиях, на нем происходящих. Э т и зам е тки посвящены некоторым незаурядным деятелям Кольского Севера до советского периода. ФЕОДОРИТ В 1564 году за рубеж, в Литву, бежал из России князь Андрей Михайлович Курбский В эмиграции он написал замечательное сочи нение "История о великом князе Московском". Речь шла об Иване Грозном — жестоком тира не, погубившем тысячи невинных людей Среди пострадавших от гнева царя автор показал и своего духовника (священника, у которого исповедовался и причащался) добродетельно го Феодорита Благодаря сочинению Курбского стала известна биография человека, сыгравше го важную роль в истории Российской Лаплан дии В 20-х годах XV! века в соседних Скандинав ских странах утвердилась лютеранская вера, которую на Руси рассматривали как опасную ересь, подрывающую государственные и цер ковные устои. Четкой границы России с запо лярными владениями Швеции и Норвегии тогда не существовало. Чтобы лютеранство не про никло в Российскую Лапландию, русские цер ковные деятели с одобрения правительства ре шили коренных ее жителей — язычников-лопа- рей — обратить в православие. Одним из пер вых за эту задачу взялся соловецкий инок Фе одорит, На Кольском полуострове в XVI веке прожи вало около 1200 лопарей, четыре разнородных группы, говоривших на своих диалектах, при чем различия в языке были столь значительны, что лопари одной группы почти не понимали речи другой. Это затрудняло проповедование христианства. Поселения попарен находились на большом удалении друг от друга: "Жилища свои имяху по гористый и блатным (болотным) и непроходимым местам разсеяны, един от дру гого верст по сту и больши". Задачу их приобщения к христианству мог выполнить только образованный человек с сильной волей и выдающимися способностя ми. Ему предстояло усвоить язык лопарей, при способиться к образу жизни в лесотундре, вда ли от русских селений, войти в доверие к ино верцам, найти наилучшее место для своей де ятельности Феодорит родился в ростовской земле (к югу от Ярославля) в самом начале XVI столетия. Тринадцати лет он ушел на Соловки где через год постригся в монахи. В монастыре имелись хорошая библиотека и умные наставники Под влиянием игумена Зосимы, сообщает Курбский, Феодорит разжегся желанием пустынного безмолвного жительства" Он отправляется к устью реки Колы морским путем ма малень ком судне и там "вселяется в лесех пустых . По коликих же месяцех обретает тамо единого старца пустынника. — помнится Митрофан бе имя ему, — пришедшего во оную пустыню (не обитаемое место) пред сим аки за пять лет, и пребывают вкупе в прегорчайшей пустыне. Богом храними.. " Феодорит прожил с Митрофаном среди лепи* рей много лет и, когда искусен уже был языку их", стал склонять их к принятию "русской веры", которая принесет им "спасение" (избав ление от мук в аду) Курбский, со слов Фе одорита, характеризует лопарей как людей приветливых и миролюбивых. "Людие зело (очень) просты и кроіцы и отнюдь всякого лу кавства неискусны, ко спасенному же пути тщаливи и охочи зело” . На реке Печенге в это же время проповедо вал христианство другой отшельник — Трифон, пришедший из новгородской земли. В подтверждение истинности христианской религии лопарям были "явлены чюдеса и зна мения некоторые” . В результате настойчивой и длительной ("по. летех немалых") проповеди язычники согласились принять новую веру, со брались "с женами и детьми' для крещения. Никоновская летопись под 1532 годом сооб щает: "Тоя же зицы с Колы реки... приехаша в Великой Новгород лопляне Мурманского мо ря и били челом пресвященному Макарию и просили антиминсов (священных покрывал на церковный престол) и священников церкви Бо- жиа свящати и самим просаетитеся” . Архиепи скоп послал к лопарям своих служителей, кото рые освятили храмы на устье Колы и в Печенге, при этом ’’многих крестиша... в нашу право славную и святую веру ’. Знаменитый историк Н. М. Карамзин писал: "Феодорит имел славу крестить многих диких лопарей, он не убоялСя пустынь снежных, про ник в глубину мрачных, хладных лесое и воз вестил Христа Спасителя... просветил божест венною верою без насилия, без злодейств, упо требленных другими ревнителями христианства в Европе и Америке, но единственно примером лучшего". До отъезда из Лапландии Феодорит еще дол гов время вел ' евангельскую проповедь" сре ди новокрещенных лопарей Он сплотил вокруг себя группу сторонников "русской веры” и на уча их писанию, и молитвы некоторые привел им от словенска в их язык" Принятие христианства способствовало сближению русского и лопарского населения Кольского полуострова, общению и дружбе двух народов. Между единоверными лопарями и русскими стали совершаться браки. Усили лось взаимовлияние двух культур. Важным последствием крещения туломских и печенгских лопарей явилось закрепление за Россиеи Кольского полуострова. Территории, на которых проживали православные лопари, считались российскими, а заселенные лютера нами — принадлежащими Дании (норвежский Финмаркен) и Швеции (Финляндская Лаплан дия). По возвращении из Заполярья креститель кольских лопарей некоторое время пребывал в Новгороде, являлся духовником архиеписко па Макария, будущего (с 1542 года) митрополи та Московского и всея Руси. Феодорит посетил затем ряд монастырей и поселился в белозер ской Порфирьевой пустыни. Здесь он сблизил ся со старцем Артемием — гпавой "нестяжа телен", выступавших против монастырского землевладения, осуждавших мздоимство и рос кошь духовенства В начале 1551 года состоялось личное зна комство Феодорита с царем Иваном Грозным, после чего Феодорит получил должность архи мандрита крупнейшего Сласо-Е&фимьева мо настыря в Суздале. В 1554 году Феодорит был вызван в Москву по делу старца Артемия, кото рого его противники ("осифляне") обвинили "в некоторых лютсрских расколах" Доносчики заявили, что и "Феодорит — давний согласник й товарищ Артемиев, негли и сам еретик естэ, понеже с ним во единой пустыне немало лет пробыл". Клеветники не смогли доказать вину Феодорита, тем не менее его сослали в Кирил- по-Белозерскии монастырь, где сн около полу тора лет подвергался "гонению и бесчестию", а затем бып отпущен "на покой" в Ярославль В конце 1556 года благодаря заступничеству митрополита Макария в судьбе Феодорита про изошел резкий перелом. Иван IV задумал при нятый им титул царя подкрепить авторитетным мнением восточных патриархов. Для поездки к ним нужен был человек богословски образо ванный, благочестивый, с дипломатическим тактом, достаточно известным е церковном ми ре. Макарий рекомендовал возложить эту мис сию на Феодорита. "И призывает его царь к себе, — рассказы вает Курбский, — яко мужа искусного и муд рого, посыпающе его послом ко патриарху Кон стантинопольскому, просяще благословения о коронации Он же. повеления царева послу шав, уже во старости и в немощном теле, поиде с радостью на таковое посольство" Как свидетельствуют архивные документы Феодорит отправился в поездку 1 января 1557 года и вернулся в Москву 2 декабря того же года. Он успешно справился с поручением: в описи дел Посольского приказа указана ' гра мота из Царьграда от патриарха Иоасафа . прислана с старцом Феодоритом" в конце 1557 года. Вслед за тем в Москву прибыла пред ставительная делегация из Константинополя и преподнесла Ивану IV "книгу царского вели чества", подписанную 36 восточный* митропо литами и епископами. Обрадованный царь наградил Феодорита ог ромной по тому времени денежной суммой — 300 талерами и "шубою драгих соболей под аксамитом" (тканью с золотыми и серебряны ми нитями), а также предложил высокую ду ховную должность ("власть духовную, аше бы он хотел" — какую бы пожелал) Феодорит вежливо отказался от царских даров, сказав, что он доволен уже одним тем, что, будучи в Константинополе, получил от вселенского патриарха благословение, никакой власти ему не иужно также и денег, а "драгоценными одеждами не обыкох наслаждатнся". а желает "украшатися добротою душевною" Феодорит высказал намерение провести остаток жизни в уединении: "С покоем и со безмолвием в ке лье до исшествия моего да пребуду1". Иван IV стал упрашивать старца "Да не обесчестит сану царского и да возьмет сие" Чтобы не обидеть монарха, Феодорит принял 25 талеров и удалился из царских покоев, "покло- ниеся по обычаю" Иван Грозный повелел от нести богатые одежды на дом к Феодоркту, но он продал их, а деньги раздал нищим. Крестителя лопарей снова потянуло на Се вер Он поселился в вологодском Сласо-При- лукском монастыре. Отсюда Феодорит дважды предпринимал путешествие в Лапландию один раз "морем до Пѳчёнги” , где обосновались мо нахи обители Трифона, а другой — зимою, 1на лруткошественных оленях ездяще по непроход ным пустыням, посещающе детей своих духов ных, яко мнихов оных, так и лопянов, научен ных и крещенных от него пекущися о спасении душ их, в неверных сеюще проповедь евапгелі»- скую и размножающе благочестие не щадяще ни старости и немощного тела" Феодорит и Трифон, при всей разности их личностеи, имели общую цель — укрепите на Кольском полуострове православие и оградить Российскую Лапландию "от тамо близких стран, от люторския и калвинския ереси" В начале 156Ѳгода голландский купец Симон ван Салинген, проезжая из Колы в Поморье, встретил в Кандалакше старца "Феодора” (так иноземец записал его имя в путевой дневник) "слывшего за русского философа", который составил "историю Карелии и Лапландии, а так же осмелился создать письменность для ка рельского языка, на котором никогда ни один человек не писал. Так, он показывал мне ал фавит и рукопись. Символ веры (изложение основ христианского учения) и Отче наш (мо литву), им самим переведенные". Эго интерес ное сообщение показывает, что Феодорит зани мался укреплением православия не только в Лапландии, но и в Карелии Феодорит закончил свою жизнь в Соловец ком монастыре Близ южной стены Преобра женского собора на могильной плите была сде лана надпись "Лета 7079 (1571) года, августа 17 дня, преставился раб Божий священноархиман- дрит Суздальской Еефимьева монастыря, свя- щемноинок Феодорит, соловецкий пострижен- ник Дореволюционные писатели называли Фео дорита "просветителем кольских лопарей ' Но размах духовной деятельности Феодорита ши ре этого определения Перед иами личность довольно крупного масштаба, "слывшая за русского философа", одного из лидеров рели гиозного течения ' нестяжательства" Приоб щив лопарей к христианству. Феодорит совер шил подвиг, имевший важные последствия ,и потому имя Феодорита должно занять достой ное место в истории Кольского Севера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz