Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

28 ИВАН УШАКОВ личного снаряжения. Для получения всего этого по закупкам от союзников пришлось спешно прокладывать дорогу к северным портам. 5 декабря 1914 года правительство приняло решение о строительстве железной дороги к беломорскому селу Сорока. Нико­ лай Второй, утверждая ассигнования, 1 янва­ ря 1915 года на ходатайстве Совета минист­ ров сделал резолюцию : "Считаю безуслов­ но необходимым в будущем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт М урманского побережья". Стоимость строительства М у рм ан ской желе зной до ро ги от Петрозаводска до Кольского залива протяженностью 1054 километра была определена в 180 миллио­ нов рублей. К сооруж ению ее приступили весной 1915 года. В тяжелейших природ­ ных условиях, огромным напряжением сил строители 23 апреля 1916 года завершили прокладку линии Кандалакша — М урман. По этому поводу в Кольском соборе со­ стоялся молебен. Присутствующим была зачитана поздравительная телеграмма Ни­ колая Второго. 3 ноября 1916 года открылось сквозное движение по всей дороге от поселка Семе­ ново на Кольском заливе до Петрограда. Кольский полуостров получил надежную транспортную связь с внутренней Россией. Железная дорога создала благоприятные возможности для подъема экономики и культуры края. Фальшиво и странно звучит утверждение профессора Андрея Анфимова в журнале "Отечественная история" (1994, № 3, с. 65) о том , что "в самый разгар войны" нельзя было затевать такую стройку; "перенапря­ гать силы народа, и без того изнывавшего под гнетом войны, страдавшего от голода и разрухи, было еще одним преступлением царя Николая II". На самом деле благодаря дороге Россия получала беспрерывную по­ мощь от своих союзников. 6 июля 1916 года по предложению минист­ ра путей сообщения Александра Трепова поселок близ станции Мурман был преобра­ зован в город, "высочайше" (то есть самим царем) названный "Романов на Мурмане". Церемония открытия города Романова- на-Мурмане происходила 21 сентября 1916 года. Царскую власть представляли два ми­ нистра (морской и путей сообщения) и д р у ­ гие высокопоставленные лица. После заклад­ ки храма и поздравительной речи А . Трепова руководителям стройки раздали памятные медали. Город не успел еще появиться на геогра­ фических картах России, как в феврале 1917 года пала романовская монархия. Город по­ лучил новое название — Мурманск. Основателем Москвы считается Юрий Долгорукий, Петербурга — Петр Великий. М ож ем ли мы считать основателем М у р ­ манска Николая Второго? Д умаю , достаточ­ ных оснований для этого нет. Город рожден военными обстоятельствами, без предвари­ тельного замысла и деятельного участия ца­ ря, давшего ему лишь первоначальное имя. Николаем Вторым завершилась череда государей, правивших Россией и так или ина­ че причастных к истории Кольского Севера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz