Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

ГОСУДАРИ И НАШ СЕВЕР 27 при Екатерининской гавани 400000 рублей. В течение трех лет на берегах Кольского залива, под наблюдением губернатора А. Энгельгардта, были сооружены пристань, набережная, пятиглавый храм во имя покро­ вителя моряков святого Николая, 40 домов, электростанция, водопровод, мастерские, шоссе и рельсовая дорога, склады, школа, почтово-телеграфная контора, врачебный пункт. 7 июня 1899 года Николай Второй дал на­ звание городу "Александровск" — в память Александра Третьего и утвердил Правила управления городом. Официальное открытие его состоялось 24 июня 1899 года. На торжественной це­ ремонии присутствовал дядя царя великий князь Владимир Александрович. Перед со­ бравшимися выступил Энгельгардт, ко то ­ рый в заключение "прочел Высочайший указ об открытии города Александровска, перенесении из Колы всех административ­ ных учреждений и о переименовании Коль­ ского уезда в Александровский, причем вручил Его высочеству медаль в память от­ крытия города" (из донесения благочинно­ го Алексея Шилова). Представители делового мира и радетели Севера славили Николая Второго. "О ткры ­ тие северного порта, — телеграфировал Савва Мамонтов, — есть факт высокого культурного развития нашего Отечества. Господь Бог да осенит Своею благодатью мудрую политику обожаемого Монарха!" Откликнулся Д. Менделеев: "Поздравляю с открытием порта..." Телеграмма С. Витте гласила: "Глубоко убежден, что Александ­ ровск послужит залогом развития нашего Севера". Правление А рха н ге ль ско -М ур ­ манского пароходства назвало свой лучший пароход "Император Николай Второй" (во­ доизмещение 975 тонн, скорость хода бо­ лее 22 километров в час). Очень скоро стало ясно, что без железно­ дорожного сообщения с центральной Росси­ ей Александровск как коммерческий порт не имеет предпосылок для развития. О прокладке железной дороги на Мурман ходатайствовали петербургская городская дума, олонецкое и петербургское земства, от торгово-промышленного населения По­ морья — губернатор А. Энгельгардт, кото­ рый в своих отчетах царю подчеркивал: "Только с проведением рельсового пути с открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему эконо­ мическое и политическое значение". В июне 1902 года Николай Второй распо­ рядился приступить со следующего года к прокладке железной дороги от Петербурга до Петрозаводска, при этом выразил "твер­ дую волю" продолжить затем эту линию да­ лее на север вплоть до Баренцева моря, что­ бы завершить "великий путь России от океа­ на к океану — от Владивостока и Порт-Арту­ ра до Архангельска и Мурмана". В смету го­ сударственных расходов на 1903 и 1904 годы включили кредит на нужды строительства дороги в размере 6 миллионов рублей. Начавшаяся вскоре война с Японией, а потом революция 1905-1907 годов поме­ шали осуществить распоряжение Николая Второго. Сначала "Ходынка" (гибель о громного числа людей при раздаче подарков во время коронации царской четы в 1896 году), а за­ тем расстрел мирной демонстрации 9 янва­ ря 1905 года пошатнули авторитет царя сре­ ди народа. В разгар революции, 17 октября 1905 го­ да, по настоянию Витте Николай Второй под­ писал Манифест, который даровал жителям России политические свободы и обещание созвать законодательную Д ум у. Известие об этом вызвало на Кольском Севере наде­ жду на улучшение жизни. Колонисты Екатерининского общества (жители побережий Кольского залива) со­ брались на общий сход и, выслушав цар­ ский Манифест, призвали священника и лю ­ теранского пастора "служить молебны за здравие их Величеств... и повергнуть к сто­ пам Его Величества чувства беспредельной любви, благодарности и верноподданности Его Величеству". Как сообщил управляющий Министерст­ ва внутренних дел на докладе об этом 2 но­ ября 1905 года, "Государь Император соб­ ственноручно начертать соизволил: "П р о ­ чел с удовольствием". Но в крае наблюда­ лись и другие явления. В Коле политические ссыльные кричали "У р а !" и пели "Вставай, подымайся, рабочий народ, иди на врага, люд голодный". В К узомени крестьянин Осип Двинин заявил: "Царя надо было бы застрелить". В 1914 году вспыхнула мировая война. Уж е после первых крупных сражений в Рос­ сии обнаружился острый недостаток воору­ жения, боеприпасов, медикаментов и раз­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz