Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ГОСУДАРИ И НАШ СЕВЕР 27 при Екатерининской гавани 400000 рублей. В течение трех лет на берегах Кольского залива, под наблюдением губернатора А. Энгельгардта, были сооружены пристань, набережная, пятиглавый храм во имя покро вителя моряков святого Николая, 40 домов, электростанция, водопровод, мастерские, шоссе и рельсовая дорога, склады, школа, почтово-телеграфная контора, врачебный пункт. 7 июня 1899 года Николай Второй дал на звание городу "Александровск" — в память Александра Третьего и утвердил Правила управления городом. Официальное открытие его состоялось 24 июня 1899 года. На торжественной це ремонии присутствовал дядя царя великий князь Владимир Александрович. Перед со бравшимися выступил Энгельгардт, ко то рый в заключение "прочел Высочайший указ об открытии города Александровска, перенесении из Колы всех административ ных учреждений и о переименовании Коль ского уезда в Александровский, причем вручил Его высочеству медаль в память от крытия города" (из донесения благочинно го Алексея Шилова). Представители делового мира и радетели Севера славили Николая Второго. "О ткры тие северного порта, — телеграфировал Савва Мамонтов, — есть факт высокого культурного развития нашего Отечества. Господь Бог да осенит Своею благодатью мудрую политику обожаемого Монарха!" Откликнулся Д. Менделеев: "Поздравляю с открытием порта..." Телеграмма С. Витте гласила: "Глубоко убежден, что Александ ровск послужит залогом развития нашего Севера". Правление А рха н ге ль ско -М ур манского пароходства назвало свой лучший пароход "Император Николай Второй" (во доизмещение 975 тонн, скорость хода бо лее 22 километров в час). Очень скоро стало ясно, что без железно дорожного сообщения с центральной Росси ей Александровск как коммерческий порт не имеет предпосылок для развития. О прокладке железной дороги на Мурман ходатайствовали петербургская городская дума, олонецкое и петербургское земства, от торгово-промышленного населения По морья — губернатор А. Энгельгардт, кото рый в своих отчетах царю подчеркивал: "Только с проведением рельсового пути с открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему эконо мическое и политическое значение". В июне 1902 года Николай Второй распо рядился приступить со следующего года к прокладке железной дороги от Петербурга до Петрозаводска, при этом выразил "твер дую волю" продолжить затем эту линию да лее на север вплоть до Баренцева моря, что бы завершить "великий путь России от океа на к океану — от Владивостока и Порт-Арту ра до Архангельска и Мурмана". В смету го сударственных расходов на 1903 и 1904 годы включили кредит на нужды строительства дороги в размере 6 миллионов рублей. Начавшаяся вскоре война с Японией, а потом революция 1905-1907 годов поме шали осуществить распоряжение Николая Второго. Сначала "Ходынка" (гибель о громного числа людей при раздаче подарков во время коронации царской четы в 1896 году), а за тем расстрел мирной демонстрации 9 янва ря 1905 года пошатнули авторитет царя сре ди народа. В разгар революции, 17 октября 1905 го да, по настоянию Витте Николай Второй под писал Манифест, который даровал жителям России политические свободы и обещание созвать законодательную Д ум у. Известие об этом вызвало на Кольском Севере наде жду на улучшение жизни. Колонисты Екатерининского общества (жители побережий Кольского залива) со брались на общий сход и, выслушав цар ский Манифест, призвали священника и лю теранского пастора "служить молебны за здравие их Величеств... и повергнуть к сто пам Его Величества чувства беспредельной любви, благодарности и верноподданности Его Величеству". Как сообщил управляющий Министерст ва внутренних дел на докладе об этом 2 но ября 1905 года, "Государь Император соб ственноручно начертать соизволил: "П р о чел с удовольствием". Но в крае наблюда лись и другие явления. В Коле политические ссыльные кричали "У р а !" и пели "Вставай, подымайся, рабочий народ, иди на врага, люд голодный". В К узомени крестьянин Осип Двинин заявил: "Царя надо было бы застрелить". В 1914 году вспыхнула мировая война. Уж е после первых крупных сражений в Рос сии обнаружился острый недостаток воору жения, боеприпасов, медикаментов и раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz