Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 10. НИКОЛАЙ ВТОРОЙ Новый император, в отличие от отца, "влечения к Северу" не имел. Сторонники строительства порта в Либаве убедили его отказаться от реализации предложений Витте. Однако, уважая намерения покойно­ го родителя, Николай Второй распорядился 8 апреля 1896 года ассигновать на устрой­ ство ком м е р ч е с ко го порта и нового горо­ да при Екатерининской гавани 400000 руб­ лей. В течение трех лет на берегах Кольского залива, под наблюдением губернатора А. Энгельгардта, были сооружены пристань, набережная, пятиглавый храм во имя по­ кровителя моряков Святого Николая, 40 домов, электростанция, водопровод, мас­ терские, шоссе и рельсовая дорога, скла­ ды, школа, почтово-телеграфная контора, врачебный пункт. 7 июня 1899 года Николай Второй дал название городу - А лександровой - в па­ мять Александра Третьего и утвердил Пра­ вила управления городом. Официальное открытие его состоялось 24 июня 1899 года. На торжественной це­ ремонии присутствовал дядя царя великий князь Владимир Александрович. Перед со­ бравшимися выступил Энгельгардт, кото­ рый в заключение "прочел Высочайший указ об открытии города Александровска, перенесении из Колы всех административ­ ных учреждений и о переименовании Коль­ ского уезда в Александровский, причем вручил Его Высочеству медаль в память открытия города" (из донесения благочин­ ного Алексея Шилова). Представители делового мира и радете­ ли Севера славили Николая Второго. "О т­ крытие северного порта,- телеграфировал Савва Мамонтов,- есть факт высокого культурного развития нашего Отечества. Господь Бог да осенит Своею благодатью мудрую политику обожаемого Монарха!" Откликнулся Д. Менделеев: "Поздравляю с открытием порта..." Телеграмма С. Витте гласила: "Глубоко убежден, что Александ­ ровск послужит залогом развития нашего Севера". Правление Архангельско-Мур­ манского пароходства назвало свой лучший пароход "Император Николай Второй" (во­ доизмещение 975 тонн, скорость хода бо­ лее 2 2 километров в час). Очень скоро стало ясно, что без желез­ нодорожного сообщения с Центральной Россией Александровск как коммерческий порт не имеет предпосылок для развития. О прокладке железной дороги на Мур­ ман ходатайствовали Петербургская го­ родская Дума, олонецкое и петербургское земства, от торгово-промышленного насе­ ления Поморья - губернатор А. Энгель­ гардт, который в своих отчетах царю под­ черкивал: "Только с проведением рельсо­ вого пути с открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему экономическое и политическое значе­ ние" . В июне 1902 года Николай Второй распо­ рядился приступить со следующего года к прокладке железной дороги от Петербурга до Петрозаводска, при этом выразил "твердую волю" продолжить затем эту ли­ нию далее на север вплоть до Баренцева моря, чтобы завершить "великий путь Рос­ сии от океана к океану - от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана". В смету государственных расходов на 1903 и 1904 годы включили кредит на нужды строительства дороги в размере 6 миллио­ нов рублей. . Начавшаяся вскоре война с Японией, а потом революция 1905-1907 годов поме­ шали осуществить распоряжение Николая Второго. Сначала "Ходынка" (гибель огромного числа людей при раздаче п о д а р к о в во в р е ­ мя коронации царской четы в 1896 году), а затем расстрел мирной демонстрации 9 ян­ варя 1905 года пошатнули авторитет царя среди народа. В разгар революции, 17 октября 1905 го­ да, по настоянию Витте Николай Второй подписал Манифест, который даровал ж и ­ телям России политические свободы и обе­ щание созвать законодательную Думу. Из­ вестие об этом вызвало на Кольском Севе­ ре надежду на улучшение жизни. Колонисты Екатерининского общества (жители побережий Кольского залива) со­ брались на общий сход и, выслушав цар­ ский Манифест, призвали священника ѵ лютеранского пастора "служить молебны за здравие их Величеств... и повергнуть к стопам Его Величества чувства беспредель­ ной любви, благодарности и верноподдан­ ности Его Величеству". Как сообщил управляющий Министерст­ ва внутренних дел, на докладе об этом 2 ноября 1905 года "Государь Император собственноручно начертать соизволил: "Прочел с удовольствием". Но в крае на­ блюдались и другие явления. В Коле по­ литические ссыльные кричали "ура!" и пели "Вставай, подымайся, рабочий народ, иди на врага, люд голодный". В Кузомени кре­ стьянин Осип Двинин заявил: "Царя надо было бы застрелить". В 1914 году вспыхнула мировая война. Уже после первых крупных сражений в Рос­ сии обнаружился острый недостаток воо­ ружения, боеприпасов, медикаментов и различного снаряжения. Для получения всего этого по закупкам от союзников при­ шлось спешно прокладывать дорогу к се­ верным портам. 5 декабря 1914 года пра­ вительство приняло решение о строитель­ стве железной дороги к беломорскому се­ лу Сорока. Николай Второй, утверждая ас­ сигнования, 1 января 1915 года на ходатай­ стве Совета министров сделал резолюцию: "Считаю безусловно необходимым в буду­ щем продолжение этой линии на север дс одной из лучших бухт Мурманского побе­ режья". Стоимость строительства Мурманской железной дороги от Петрозаводска д о Кольского залива протяженностью 1054 ки­ лометра была определена в 180 миллионов рублей. К сооружению ее приступили вес­ ной 1915 года. В тяжелейших природных условиях, огромным напряжением сил строители 2 3 апреля 1916 года завершили прокладку линии Кандалакша-Мурман. По этому поводу в Кольском соборе состоялся молебен. Присутствующим была зачитана поздравительная телеграмма Николая Вто­ рого. 3 ноября 1916 года открылось сквозное движение по всей дороге от поселка Семе­ ново на Кольском заливе до Петрограда. Кольский полуостров получил надежную транспортную связь с внутренней Россией. Железная дорога создала благоприятные возможности для подъема э к о н о м и к и и культуры края. Фальшиво и странно звучит у т в е р ж д е н и е профессора Андрея Анфимова в журнале "Отечественная история" (1994, N° 3, с. 65) о том, что "в самый разгар в о й н ы '' н е л ь з я было затевать такую стройку; "перенапря­ гать силы народа, и без того изнывавшего под гнетом войны, страдавшего от голода и разрухи, было еще одним преступлением, царя Николая II". На самом д е л е благодаря дороге Россия получала беспрерывную по­ мощь от своих союзников. 6 июля 1916 года по предложению мини­ стра путей сообщения Александра Треповг поселок близ станции Мурман был преоб­ разован в город, "высочайше" (то есть са­ мим царем) названный Романов-на-Мур- мане. За три года до того широко отмечалось 300-летие династии Романовых. Придвор­ ные льстецы прославляли Николая Второ­ го, уподобляли его Петру Великому: тот прорубил окно в Европу на Балтике, его потомок - на Ледовитом океане. Церемония открытия города Романов- на-Мурмане происходила 21 сентября 1916 года. Царскую власть представляли два министра (морской и путей сообщения) и другие высокопоставленные лица. После закладки храма и поздравительной речи А. Трепова руководителям стройки разда­ ли памятные медали. Город не успел еще появиться на геогра­ фических картах России, как в феврале 1917 года пала романовская монархия. Го­ род получил новое название - Мурманск. Основателем Москвы считается Юрий Долгорукий, Петербурга - Петр Великий. Можем ли мы считать основателем М ур ­ манска Николая Второго? Думаю, доста­ точных оснований для этого нет. Город рожден военными обстоятельствами, без предварительного замысла и деятельного участия царя, давшего ему лишь первона­ чальное имя. Николаем Вторым завершилась череда государей, правивших Россией и так или иначе сопричастных к истории Кольского Севера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz