Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 10. НИКОЛАЙ ВТОРОЙ Новый император, в отличие от отца, "влечения к Северу" не имел. Сторонники строительства порта в Либаве убедили его отказаться от реализации предложений Витте. Однако, уважая намерения покойно го родителя, Николай Второй распорядился 8 апреля 1896 года ассигновать на устрой ство ком м е р ч е с ко го порта и нового горо да при Екатерининской гавани 400000 руб лей. В течение трех лет на берегах Кольского залива, под наблюдением губернатора А. Энгельгардта, были сооружены пристань, набережная, пятиглавый храм во имя по кровителя моряков Святого Николая, 40 домов, электростанция, водопровод, мас терские, шоссе и рельсовая дорога, скла ды, школа, почтово-телеграфная контора, врачебный пункт. 7 июня 1899 года Николай Второй дал название городу - А лександровой - в па мять Александра Третьего и утвердил Пра вила управления городом. Официальное открытие его состоялось 24 июня 1899 года. На торжественной це ремонии присутствовал дядя царя великий князь Владимир Александрович. Перед со бравшимися выступил Энгельгардт, кото рый в заключение "прочел Высочайший указ об открытии города Александровска, перенесении из Колы всех административ ных учреждений и о переименовании Коль ского уезда в Александровский, причем вручил Его Высочеству медаль в память открытия города" (из донесения благочин ного Алексея Шилова). Представители делового мира и радете ли Севера славили Николая Второго. "О т крытие северного порта,- телеграфировал Савва Мамонтов,- есть факт высокого культурного развития нашего Отечества. Господь Бог да осенит Своею благодатью мудрую политику обожаемого Монарха!" Откликнулся Д. Менделеев: "Поздравляю с открытием порта..." Телеграмма С. Витте гласила: "Глубоко убежден, что Александ ровск послужит залогом развития нашего Севера". Правление Архангельско-Мур манского пароходства назвало свой лучший пароход "Император Николай Второй" (во доизмещение 975 тонн, скорость хода бо лее 2 2 километров в час). Очень скоро стало ясно, что без желез нодорожного сообщения с Центральной Россией Александровск как коммерческий порт не имеет предпосылок для развития. О прокладке железной дороги на Мур ман ходатайствовали Петербургская го родская Дума, олонецкое и петербургское земства, от торгово-промышленного насе ления Поморья - губернатор А. Энгель гардт, который в своих отчетах царю под черкивал: "Только с проведением рельсо вого пути с открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему экономическое и политическое значе ние" . В июне 1902 года Николай Второй распо рядился приступить со следующего года к прокладке железной дороги от Петербурга до Петрозаводска, при этом выразил "твердую волю" продолжить затем эту ли нию далее на север вплоть до Баренцева моря, чтобы завершить "великий путь Рос сии от океана к океану - от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана". В смету государственных расходов на 1903 и 1904 годы включили кредит на нужды строительства дороги в размере 6 миллио нов рублей. . Начавшаяся вскоре война с Японией, а потом революция 1905-1907 годов поме шали осуществить распоряжение Николая Второго. Сначала "Ходынка" (гибель огромного числа людей при раздаче п о д а р к о в во в р е мя коронации царской четы в 1896 году), а затем расстрел мирной демонстрации 9 ян варя 1905 года пошатнули авторитет царя среди народа. В разгар революции, 17 октября 1905 го да, по настоянию Витте Николай Второй подписал Манифест, который даровал ж и телям России политические свободы и обе щание созвать законодательную Думу. Из вестие об этом вызвало на Кольском Севе ре надежду на улучшение жизни. Колонисты Екатерининского общества (жители побережий Кольского залива) со брались на общий сход и, выслушав цар ский Манифест, призвали священника ѵ лютеранского пастора "служить молебны за здравие их Величеств... и повергнуть к стопам Его Величества чувства беспредель ной любви, благодарности и верноподдан ности Его Величеству". Как сообщил управляющий Министерст ва внутренних дел, на докладе об этом 2 ноября 1905 года "Государь Император собственноручно начертать соизволил: "Прочел с удовольствием". Но в крае на блюдались и другие явления. В Коле по литические ссыльные кричали "ура!" и пели "Вставай, подымайся, рабочий народ, иди на врага, люд голодный". В Кузомени кре стьянин Осип Двинин заявил: "Царя надо было бы застрелить". В 1914 году вспыхнула мировая война. Уже после первых крупных сражений в Рос сии обнаружился острый недостаток воо ружения, боеприпасов, медикаментов и различного снаряжения. Для получения всего этого по закупкам от союзников при шлось спешно прокладывать дорогу к се верным портам. 5 декабря 1914 года пра вительство приняло решение о строитель стве железной дороги к беломорскому се лу Сорока. Николай Второй, утверждая ас сигнования, 1 января 1915 года на ходатай стве Совета министров сделал резолюцию: "Считаю безусловно необходимым в буду щем продолжение этой линии на север дс одной из лучших бухт Мурманского побе режья". Стоимость строительства Мурманской железной дороги от Петрозаводска д о Кольского залива протяженностью 1054 ки лометра была определена в 180 миллионов рублей. К сооружению ее приступили вес ной 1915 года. В тяжелейших природных условиях, огромным напряжением сил строители 2 3 апреля 1916 года завершили прокладку линии Кандалакша-Мурман. По этому поводу в Кольском соборе состоялся молебен. Присутствующим была зачитана поздравительная телеграмма Николая Вто рого. 3 ноября 1916 года открылось сквозное движение по всей дороге от поселка Семе ново на Кольском заливе до Петрограда. Кольский полуостров получил надежную транспортную связь с внутренней Россией. Железная дорога создала благоприятные возможности для подъема э к о н о м и к и и культуры края. Фальшиво и странно звучит у т в е р ж д е н и е профессора Андрея Анфимова в журнале "Отечественная история" (1994, N° 3, с. 65) о том, что "в самый разгар в о й н ы '' н е л ь з я было затевать такую стройку; "перенапря гать силы народа, и без того изнывавшего под гнетом войны, страдавшего от голода и разрухи, было еще одним преступлением, царя Николая II". На самом д е л е благодаря дороге Россия получала беспрерывную по мощь от своих союзников. 6 июля 1916 года по предложению мини стра путей сообщения Александра Треповг поселок близ станции Мурман был преоб разован в город, "высочайше" (то есть са мим царем) названный Романов-на-Мур- мане. За три года до того широко отмечалось 300-летие династии Романовых. Придвор ные льстецы прославляли Николая Второ го, уподобляли его Петру Великому: тот прорубил окно в Европу на Балтике, его потомок - на Ледовитом океане. Церемония открытия города Романов- на-Мурмане происходила 21 сентября 1916 года. Царскую власть представляли два министра (морской и путей сообщения) и другие высокопоставленные лица. После закладки храма и поздравительной речи А. Трепова руководителям стройки разда ли памятные медали. Город не успел еще появиться на геогра фических картах России, как в феврале 1917 года пала романовская монархия. Го род получил новое название - Мурманск. Основателем Москвы считается Юрий Долгорукий, Петербурга - Петр Великий. Можем ли мы считать основателем М ур манска Николая Второго? Думаю, доста точных оснований для этого нет. Город рожден военными обстоятельствами, без предварительного замысла и деятельного участия царя, давшего ему лишь первона чальное имя. Николаем Вторым завершилась череда государей, правивших Россией и так или иначе сопричастных к истории Кольского Севера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz