Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

К 300-летию РОССИЙСКОГО ФЛОТА ’ ’ В и н у и п о р о х у н е б ы л о п р щ а д ы ” Иван УШАКОВ, краевед Исполнилось 300 лет первому морско­ му плаванию царя Петра — создателя Российского военно-морского флота. Как известно, юный Петр страстно ув­ лекся судовождением. Сначала плавал на ботике по Яузе и московским прудам, затем на Переяславском озере, после че­ го загорелся желанием совершить плава­ ние по морским просторам. Царю испол­ нился 21 год, когда он добился согласия матери на поездку к Белому морю, при этом сын обещал ” в море не ходить, а по­ смотреть на него только с берега” . Летом 1693 года Петр отправился в Ар­ хангельск. Здесь, на Северной Двине, по­ мимо русских судов стояли английские и голландские корабли, нагруженные ку­ пленными товарами и готовые к отплы­ тию. Особое внимание царя привлек гол­ ландский военный корабль, который ох­ ранял в пути коммерческие суда. Петр познакомился с моряками, осматривал устройство и оснастку иноземных кораб­ лей. 6 августа подул сильный южный ветер. Молодой царь не сдержал своего обеща­ ния матери и на яхте решил проводить иноземцев в путь по морю. Распустив паруса, с пушечною пальбою в честь государя, иностранные корабли двинулись по реке к морю. Петр с палубы яхты неотрывно наблюдал за ними и, как говорится в описании путешествия царя, "не скрывал своего восторга, любуясь на искусное управление кораблями, на их стройный ход, на ловкость и проворство моряков в обращении с тяжелыми пару­ сами". Корабли вышли на простор Белого мо­ ря, а царь все не хотел возвращаться. Двинская летопись сообщает: плавание продолжалось до 10 августа?; царь сопро­ вождал иноземцев до берегов Восточной Лапландии "и был на Терской стороне далее Поноя реки, до Трех островов...'' Море покорило Петра. Он решил со­ здать государственный флот на Севере, чтобы расширить торговлю с Западом. На Соломбальской верфи в Архангельске был заложен корабль "Святой Павел” . Лучшим голландским мастерам заказали построить 44-пушечный фрегат (его на­ звали "Святое пророчество” ). Поморские промышленники Осип и Федор Баженины обязались соорудить верфь в селе Вав- чуга на Двине, близ Холмогор, и присту­ пить к постройке нужных Петру судов. 18 мая 1694 года Петр вторично прибыл в Архангельск и к великой радости уви­ дел, что "Святой Павел” построен. Царь сам подрубил подпоры и спустил корабль на воду. На торжестве по случаю по­ стройки первенца Российского флота, как сказано в отчете, "вину и пороху не было пощады". 14— 20 августа 1694 года Петр совер­ шил новое плавание вдоль берегов Коль­ ского полуострова, о котором в Двинской летописи сказано: царь "ходил на кораб­ лях за Святой Нос далее Семи островов и оттоль паки возвратился вспять 22 чис­ ла, в среду” . Из Архангельска Петр отправил ново- построенный корабль "Святой Павел” в первый рейс с казенными товарами в Голландию. Царь лично установил вид флага для русского торгового флота, взяв за основу голландский, расположив его цвета в обратном порядке: вверху красный, в середине 'белый и внизу си­ ний. Петр I, будучи на Севере, положил на­ чало государственному флоту России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz