Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
К 300-летию РОССИЙСКОГО ФЛОТА ’ ’ В и н у и п о р о х у н е б ы л о п р щ а д ы ” Иван УШАКОВ, краевед Исполнилось 300 лет первому морско му плаванию царя Петра — создателя Российского военно-морского флота. Как известно, юный Петр страстно ув лекся судовождением. Сначала плавал на ботике по Яузе и московским прудам, затем на Переяславском озере, после че го загорелся желанием совершить плава ние по морским просторам. Царю испол нился 21 год, когда он добился согласия матери на поездку к Белому морю, при этом сын обещал ” в море не ходить, а по смотреть на него только с берега” . Летом 1693 года Петр отправился в Ар хангельск. Здесь, на Северной Двине, по мимо русских судов стояли английские и голландские корабли, нагруженные ку пленными товарами и готовые к отплы тию. Особое внимание царя привлек гол ландский военный корабль, который ох ранял в пути коммерческие суда. Петр познакомился с моряками, осматривал устройство и оснастку иноземных кораб лей. 6 августа подул сильный южный ветер. Молодой царь не сдержал своего обеща ния матери и на яхте решил проводить иноземцев в путь по морю. Распустив паруса, с пушечною пальбою в честь государя, иностранные корабли двинулись по реке к морю. Петр с палубы яхты неотрывно наблюдал за ними и, как говорится в описании путешествия царя, "не скрывал своего восторга, любуясь на искусное управление кораблями, на их стройный ход, на ловкость и проворство моряков в обращении с тяжелыми пару сами". Корабли вышли на простор Белого мо ря, а царь все не хотел возвращаться. Двинская летопись сообщает: плавание продолжалось до 10 августа?; царь сопро вождал иноземцев до берегов Восточной Лапландии "и был на Терской стороне далее Поноя реки, до Трех островов...'' Море покорило Петра. Он решил со здать государственный флот на Севере, чтобы расширить торговлю с Западом. На Соломбальской верфи в Архангельске был заложен корабль "Святой Павел” . Лучшим голландским мастерам заказали построить 44-пушечный фрегат (его на звали "Святое пророчество” ). Поморские промышленники Осип и Федор Баженины обязались соорудить верфь в селе Вав- чуга на Двине, близ Холмогор, и присту пить к постройке нужных Петру судов. 18 мая 1694 года Петр вторично прибыл в Архангельск и к великой радости уви дел, что "Святой Павел” построен. Царь сам подрубил подпоры и спустил корабль на воду. На торжестве по случаю по стройки первенца Российского флота, как сказано в отчете, "вину и пороху не было пощады". 14— 20 августа 1694 года Петр совер шил новое плавание вдоль берегов Коль ского полуострова, о котором в Двинской летописи сказано: царь "ходил на кораб лях за Святой Нос далее Семи островов и оттоль паки возвратился вспять 22 чис ла, в среду” . Из Архангельска Петр отправил ново- построенный корабль "Святой Павел” в первый рейс с казенными товарами в Голландию. Царь лично установил вид флага для русского торгового флота, взяв за основу голландский, расположив его цвета в обратном порядке: вверху красный, в середине 'белый и внизу си ний. Петр I, будучи на Севере, положил на чало государственному флоту России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz