Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ЦАРЬ ПЕТР И КОЛЬСКИЙ СЕВЕР «Вину и пороху не было пощады» I I АРЕИ у нас обычно пори- б цали. Все они злодеи, уг- L-& нетатели, ничего хоро шего не делали. Избежал по добной оценки, пожалуй, - один лишь Петр Первый. Правда, Сталин сказал, что Петр драл с крестьян "три шкуры", но властность ца- ря-преобразователя нрави лась большевистскому дикта- . тору. Петра характеризовали .j в советской литературе в ос новном положительно. Меж ду тем правители России дей ствовали сообразно обстоя тельствам, в интересах госу дарства и тех, на кого они опирались. Разумеется, для одних они были плохи, для других — хороши. Не будем судить их строго — безгреш ных не бывает... Петр I — единственный из российских монархов, своими глазами видевший наш край, дважды совершивший плава ние вдоль восточного побере жья Кольского полуострова. Как известно, еще в юности Петр увлекался судовождени ем и мечтал о плавании по морям. В 1693 году, отпросив шись у матери, он — царю в это время исполнился 21 год — отправляется в Архан гельск. Здесь, на Северной Двине, помимо русских стояли английские и голландские ко рабли, груженные товарами и готовые к отплытию. Петр і познакомился с моряками, ос ; мотрел иноземные суда и их оснастку. При его отъезде в Архан гельск мать взяла с Петра "обещание в море не ходить, а посмотреть на него только с берега". Но сын не утерпел и решил проводить на яхте 4 иноземцев в путь и посмот- 1‘ реть управление кораблями в море. * Распустив паруса, с пушеч- -■ ною пальбою в честь государя иностранцы направились в море. Царь с палубы своей яхты наблюдал за ними и, как говорится в описании путеше ствия, "не скрывал своего восторга, любуясь на искус- 1 ное управление кораблями, на их стройный ход, на лов кость и проворство моряков в обращении с тяжелыми па русами". Следуя вдоль Тер ского берега, караван достиг Трех Островов севернее По- ноя, и здесь Петр простился со спутниками, вернувшись в Архангельск. Море покорило царя. Он ре шил создать собственный флот на Севере. На Солом- бальской верфи в Архан гельске был заложен корабль "Святой Павел”. Лучшим гол ландским мастерам заказали построить фрегат, вооружен ный артиллерией. Поморские промышленники и торговцы братья Баженины обязались соорудить верфь в селе Вав- чуге на Двине и приступить к постройке нужных Петру су дов. 18 марта 1694 года Петр вторично прибыл в Архан гельск и, к великой радости, увидел, что "Святой Павел” готов. Царь сам подрубил подпоры и спустил корабль на воду: "вину и пороху не было пощады". Вскоре Петр совершил пла вание на Соловки, во время которого случилась страшная буря. Царь едва не погиб, но это происшествие не отбило у него охоту к мореплаванию. В конце июля в Архан гельск пришел построенный в Голландии 44-пушечный фрегат, которому дали назва ние "Святое пророчество". Приветствуя прибывших, Петр устроил всем обильное уго щение, вручил подарки. Иностранные торговые ко рабли, закупив русские това ры, готовились к обратному пути. 14 августа они снялись с якоря и двинулись вниз по Двине. Порядок хода опреде лил сам царь. Впереди шел "Святой Павел” , за ним четы ре немецких корабля, затем — фрегат "Святое пророчест во”, на котором в должности шкипера находился Петр, да лее — четыре английских ко рабля. Замыкала караван царская яхта "Святой Петр". На другой день на мОре по явился туман, но суда благо получно приблизились к лап ландскому берегу и продол жали движение к океану. И только пройдя Святой Нос, царь дал прощальный сигнал с пожеланием счастливого пути и повернул фрегат на об ратный путь. Он возвратился в Архан гельск, откуда снарядил ново- построенный "Святой Павел” в первый рейс с казенными товарами в Голландию. Петр лично установил вид флага для русского торгового фло та, взяв за основу голланд ский стяг, расположив цвета в обратном порядке: вверху красный, в середине белый, внизу синий. Петр I хорошо понимал зна чение Севера для Российско го государства — экономи ческое и военное. Когда нача лась война со Швецией, царь приказал осмотреть старин ные укрепления в Коле и снабдить защитников горо да всем необходимым. В Колу доставили 590 пудов пороху, 300 новейших ружей и много других припасов. В ИЮНЕ 1701 года швед ская эскадра пыталась разгромить Архангельск, но, потеряв два корабля у Новодвинской крепости, бесславно покинула русские воды. Опасаясь возможного нападения "злобнейшего" врага на Колу, Петр в сентяб ре того же года распорядился обновить и усилить все укреп ления в Коле, чтобы "в воен ный случай в том городе в осаде сидеть было надеж но”. В течение шести лет коль ские стрельцы и посадские люди сооружали башни и сте ны особо прочной конструк ции, установили орудия на подступах к городу. Но шведы не рискнули повторить поход на Русский Север. Создавая Балтийский воен ный флот, Петр брал в мат росы людей, не боявшихся морской стихии, с детства привыкших ходить по морю. В апреле 1715 года он напра вил в Архангельскую губер нию капитана И. Сенявина, который взял на "новостроя- щиеся" корабли 650 человек, в том числе 250 жителей Колы и 50 терских поморов. Губерн ские власти донесли Петру: всем зачисленным во флот "дано матросское платье: ка фтаны и камзолы, и брюки, и чирики с чулками, и рукави цы, и шубы, да сверх того ка фтаны и брюки канефасо- вые... да денег по рублю на месяц". Петр I стремился использо вать природные ресурсы кольского Севера. В 1721 году он послал "капитана рудных дел" В. Лодыгина искать на Терском берегу полезные ис копаемые. А через два года российский император учре дил Кольское китоловство, ассигновав на это предприя тие 5 тысяч рублей. Петр ре шил показать кости морского исполина столичной публике. Он собственноручно пишет "Указ Кольскому комен данту. По получении сего прикажи промышленникам осмотреть, когда кита на берег выкинет, тогда б они бережно обрали сало себе, а усы и кости не тронули и оставили так, как оные были. И о том бы объ явили тебе. И как объявят, тогда приставь к тем костям караул и к нам о том немед ленно пиши. И тогда пришлем к вам такова человека, кото рый может те кости порядоч но разобрать по нумерам. И тогда отправь те кости и усы до Нюхчи с нарочным офицером. Петр. В 4 день сентября 1724 года. В Санкт-Питербурхе". Огромный "скелетон” кита с Мурманского моря был вы ставлен в Петербурге для все общего обозрения. Кольское китоловство со здавалось с размахом. В Вав- чуге, на верфях Бажениных, к 1725 году русские мастера построили три (из пяти наме ченных) корабля для охоты на китов в Ледовитом океане и несколько вспомогательных судов. В Коле соорудили са лотопенный завод и здание конторы. Близ острова Оле ньего в Кольском заливе ус троили гавань "для зимовья и починки кораблей”, кото рую назвали в честь жены Петра I "Екатерининской". Здесь находились казармы для рабочих, кузницы, мас терские, склады, "избы для купоренья бочек", конюшня, пристань. После смерти Петра без дарные чиновники, возглав лявшие китоловство, повели дело настолько неумело, что предприятие прекратило су ществование. Многогранная деятель ность Петра Великого остави ла заметный след в истории Русского Севера. Но, к сожа лению, не все его начинания увенчались успехом. ' И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz