Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

ЦАРЬ ПЕТР И КОЛЬСКИЙ СЕВЕР «Вину и пороху не было пощады» I I АРЕИ у нас обычно пори- б цали. Все они злодеи, уг- L-& нетатели, ничего хоро­ шего не делали. Избежал по­ добной оценки, пожалуй, - один лишь Петр Первый. Правда, Сталин сказал, что Петр драл с крестьян "три шкуры", но властность ца- ря-преобразователя нрави­ лась большевистскому дикта- . тору. Петра характеризовали .j в советской литературе в ос­ новном положительно. Меж­ ду тем правители России дей­ ствовали сообразно обстоя­ тельствам, в интересах госу­ дарства и тех, на кого они опирались. Разумеется, для одних они были плохи, для других — хороши. Не будем судить их строго — безгреш­ ных не бывает... Петр I — единственный из российских монархов, своими глазами видевший наш край, дважды совершивший плава­ ние вдоль восточного побере­ жья Кольского полуострова. Как известно, еще в юности Петр увлекался судовождени­ ем и мечтал о плавании по морям. В 1693 году, отпросив­ шись у матери, он — царю в это время исполнился 21 год — отправляется в Архан­ гельск. Здесь, на Северной Двине, помимо русских стояли английские и голландские ко­ рабли, груженные товарами и готовые к отплытию. Петр і познакомился с моряками, ос­ ; мотрел иноземные суда и их оснастку. При его отъезде в Архан­ гельск мать взяла с Петра "обещание в море не ходить, а посмотреть на него только с берега". Но сын не утерпел и решил проводить на яхте 4 иноземцев в путь и посмот- 1‘ реть управление кораблями в море. * Распустив паруса, с пушеч- -■ ною пальбою в честь государя иностранцы направились в море. Царь с палубы своей яхты наблюдал за ними и, как говорится в описании путеше­ ствия, "не скрывал своего восторга, любуясь на искус- 1 ное управление кораблями, на их стройный ход, на лов­ кость и проворство моряков в обращении с тяжелыми па­ русами". Следуя вдоль Тер­ ского берега, караван достиг Трех Островов севернее По- ноя, и здесь Петр простился со спутниками, вернувшись в Архангельск. Море покорило царя. Он ре­ шил создать собственный флот на Севере. На Солом- бальской верфи в Архан­ гельске был заложен корабль "Святой Павел”. Лучшим гол­ ландским мастерам заказали построить фрегат, вооружен­ ный артиллерией. Поморские промышленники и торговцы братья Баженины обязались соорудить верфь в селе Вав- чуге на Двине и приступить к постройке нужных Петру су­ дов. 18 марта 1694 года Петр вторично прибыл в Архан­ гельск и, к великой радости, увидел, что "Святой Павел” готов. Царь сам подрубил подпоры и спустил корабль на воду: "вину и пороху не было пощады". Вскоре Петр совершил пла­ вание на Соловки, во время которого случилась страшная буря. Царь едва не погиб, но это происшествие не отбило у него охоту к мореплаванию. В конце июля в Архан­ гельск пришел построенный в Голландии 44-пушечный фрегат, которому дали назва­ ние "Святое пророчество". Приветствуя прибывших, Петр устроил всем обильное уго­ щение, вручил подарки. Иностранные торговые ко­ рабли, закупив русские това­ ры, готовились к обратному пути. 14 августа они снялись с якоря и двинулись вниз по Двине. Порядок хода опреде­ лил сам царь. Впереди шел "Святой Павел” , за ним четы­ ре немецких корабля, затем — фрегат "Святое пророчест­ во”, на котором в должности шкипера находился Петр, да­ лее — четыре английских ко­ рабля. Замыкала караван царская яхта "Святой Петр". На другой день на мОре по­ явился туман, но суда благо­ получно приблизились к лап­ ландскому берегу и продол­ жали движение к океану. И только пройдя Святой Нос, царь дал прощальный сигнал с пожеланием счастливого пути и повернул фрегат на об­ ратный путь. Он возвратился в Архан­ гельск, откуда снарядил ново- построенный "Святой Павел” в первый рейс с казенными товарами в Голландию. Петр лично установил вид флага для русского торгового фло­ та, взяв за основу голланд­ ский стяг, расположив цвета в обратном порядке: вверху красный, в середине белый, внизу синий. Петр I хорошо понимал зна­ чение Севера для Российско­ го государства — экономи­ ческое и военное. Когда нача­ лась война со Швецией, царь приказал осмотреть старин­ ные укрепления в Коле и снабдить защитников горо­ да всем необходимым. В Колу доставили 590 пудов пороху, 300 новейших ружей и много других припасов. В ИЮНЕ 1701 года швед­ ская эскадра пыталась разгромить Архангельск, но, потеряв два корабля у Новодвинской крепости, бесславно покинула русские воды. Опасаясь возможного нападения "злобнейшего" врага на Колу, Петр в сентяб­ ре того же года распорядился обновить и усилить все укреп­ ления в Коле, чтобы "в воен­ ный случай в том городе в осаде сидеть было надеж­ но”. В течение шести лет коль­ ские стрельцы и посадские люди сооружали башни и сте­ ны особо прочной конструк­ ции, установили орудия на подступах к городу. Но шведы не рискнули повторить поход на Русский Север. Создавая Балтийский воен­ ный флот, Петр брал в мат­ росы людей, не боявшихся морской стихии, с детства привыкших ходить по морю. В апреле 1715 года он напра­ вил в Архангельскую губер­ нию капитана И. Сенявина, который взял на "новостроя- щиеся" корабли 650 человек, в том числе 250 жителей Колы и 50 терских поморов. Губерн­ ские власти донесли Петру: всем зачисленным во флот "дано матросское платье: ка­ фтаны и камзолы, и брюки, и чирики с чулками, и рукави­ цы, и шубы, да сверх того ка­ фтаны и брюки канефасо- вые... да денег по рублю на месяц". Петр I стремился использо­ вать природные ресурсы кольского Севера. В 1721 году он послал "капитана рудных дел" В. Лодыгина искать на Терском берегу полезные ис­ копаемые. А через два года российский император учре­ дил Кольское китоловство, ассигновав на это предприя­ тие 5 тысяч рублей. Петр ре­ шил показать кости морского исполина столичной публике. Он собственноручно пишет "Указ Кольскому комен­ данту. По получении сего прикажи промышленникам осмотреть, когда кита на берег выкинет, тогда б они бережно обрали сало себе, а усы и кости не тронули и оставили так, как оные были. И о том бы объ­ явили тебе. И как объявят, тогда приставь к тем костям караул и к нам о том немед­ ленно пиши. И тогда пришлем к вам такова человека, кото­ рый может те кости порядоч­ но разобрать по нумерам. И тогда отправь те кости и усы до Нюхчи с нарочным офицером. Петр. В 4 день сентября 1724 года. В Санкт-Питербурхе". Огромный "скелетон” кита с Мурманского моря был вы­ ставлен в Петербурге для все­ общего обозрения. Кольское китоловство со­ здавалось с размахом. В Вав- чуге, на верфях Бажениных, к 1725 году русские мастера построили три (из пяти наме­ ченных) корабля для охоты на китов в Ледовитом океане и несколько вспомогательных судов. В Коле соорудили са­ лотопенный завод и здание конторы. Близ острова Оле­ ньего в Кольском заливе ус­ троили гавань "для зимовья и починки кораблей”, кото­ рую назвали в честь жены Петра I "Екатерининской". Здесь находились казармы для рабочих, кузницы, мас­ терские, склады, "избы для купоренья бочек", конюшня, пристань. После смерти Петра без­ дарные чиновники, возглав­ лявшие китоловство, повели дело настолько неумело, что предприятие прекратило су­ ществование. Многогранная деятель­ ность Петра Великого остави­ ла заметный след в истории Русского Севера. Но, к сожа­ лению, не все его начинания увенчались успехом. ' И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz