Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Г раф Битте И Л\ѴРМЛН Иван УШАКОВ, профессор Мурманского пединститута Личность С. Ю. Витте не нашла еще должного освещения в советской литературе. Его вклад в развитие России конца XIX — начала XX века или недооценивается, или искажается. Чего стоит утверждение, будто предложенные им меры по развитию промышленности означали на деле путь ’’превраще ния России в колонию западноевропейского империализма” . В данной статье речь пойдет преимущественно о той сторо не деятельности Витте, которая связана с планами создания на Мурмане крупного порта. 1. МЕЧТА ИМПЕРАТОРА В результате поражения в Крымской войне Россия лишилась права иметь во енный флот на Черном море (1856). В правящих кругах возникло намерение восполнить ослабление на Юге построй кой морской базы на Севере. Летом 1870 года Мурман посетил сын царя Александ ра II великий князь Алексей, который ос матривал заполярные бухты и поддер жал инициативу создания Беломорского- Мурманского пароходства. Однако осе нью того же года, воспользовавшись не удачей Франции в войне с Пруссией, рус ское правительство аннулировало огра ничения 1856 года и вскоре приступило к восстановлению вооруженных сил на Черном море. Вопрос о сооружении воен но-морской базы на Мурмане временно отпал. Быстрый рост Германской империи по сле разгрома Франции рождал опасения в России. Для людей дальновидных ста новилось ясно, что в случае войны с Гер манией Балтийский флот будет блокиро ван в Финском заливе и не сможет вы полнить свою роль в боевых действиях. После убийства Александра II (1881) престол занял его сын Александр III, ко торый, по свидетельству Витте, "симпати зировал Мурманскому пароходству” . Брат царя великий князь Владимир Алек сандрович в 1883 году дал средства на создание китобойного завода на Мурма не, который действовал под названием "Арская китоловная компания Шереме тьева” . В июне 1885 года Владимир Алек сандрович на крейсере "Забияка" совер шил плавание вдоль Мурманского бере га, осматривал предприятие и несколько бухт, где мог размещаться флот. Фиктив ный глава компании — Шереметьев — являлся начальником личной охраны Александра III и, конечно, информировал царя о незамерзаемости мурманских бухт. ' "Император Александр III, — отмечал Витте, — имел влечение к русскому Се веру” . В 1867 году, когда северные мест ности постиг жестокий голод, комитет по продовольственной помощи возглавлял тогда еще наследник престола — буду щий император Александр Александро вич. Ему нравилось северное крестьян ство — "тип чисто русских людей как по крови своей, так и по истории” . В начале 90-х годов в морском ведом стве обсуждался вопрос о создании но вой базы для русского флота. В качестве "главного морского порта” предлагалась Либава (Лиепая). Александр III не раз делял такого мнения. "У него, — пишет Витте, — была мысль устроить порт в та ком месте, где бы с одной стороны была гавань, незамерзающая круглый год, а с другой стороны гавань эта должна была быть совершенно открыта, то есть чтобы это был такой порт, из которого можно было бы прямо выходить в море” . Таким требованиям в Европейской Рос сии удовлетворяла одна-единственная местность — Мурманский берег. На Бал тике выход в мировой океан могла за крыть Германия, на Черном море — Тур ция. С. Ю. Витте с 1889 года возглавлял департамент железных дорог Министер ства финансов, а в феврале 1892 года стал министром путей сообщения. В бесе дах с ним царь рассказывал, что во время голода на Севере "многие умирали толь ко из-за невозможности доставки туда хлеба; при этом, — сообщает Витте, — император высказывал мне такого ро да мысль — свою мечту, — чтобы край этот, интересы которого он принимал очень близко к сердцу, не был обделен железными дорогами. Он говорил мне о том, как бы он был рад, если бы ему удалось видеть там железные дороги, ко торые обеспечили бы этому краю подвоз хлеба на случай будущих голодовок” . Вопрос о постройке железной дороги на Север не раз поднимали в своих про шениях и на страницах прессы жители Архангельского Поморья. 2. ПОЕЗДКА НА МУРМАН В пореформенный период ускорилось развитие промышленности и торговли в России. Внимание предпринимателей привлекли богатые природные ресурсы окраин. В 1891 году началось строитель ство Транссибирской магистрали от Челя бинска до Владивостока, протяженно стью более 7 тысяч километров. Намеча лось сооружение железной дороги от Во логды к Архангельску. В 1894 году на Кольский полуостров для изыскания трассы для будущей железной дороги был послан талантливый инженер Б. А. Риппас. Крепло намерение соединить ре льсовыми путями центр страны с Ледови тым океаном. Александр III обратился к Витте с пред ложением "поехать на Север, познако миться с ним и узнать... где можно было бы строить... главную морскую базу” . Царь поручил выбор места для создания порта министру финансов, специалисту по железнодорожному делу, так как, по 7 ( К) Пипс министр фінііінсоі ІІі официального иіОащі.і «Muniu t (СПб.. IW2) словам Витте, "он понимал, что министр военный или морской относятся к этому совершенно отрицательно, ибо они впол не остановились на мысли, что такой мор ской порт нужно строить в Либаве...” В поездку на Мурман С. Ю. Витте при гласил директора своей канцелярии П. М. Романова, заведующего Архангельского- Мурманским пароходством И. И. Кази, строителя Ярославско-Вологодской же лезной дороги С. И. Мамонтова, журна листа Е. Л. Кочетова, публициста и знато ка Севера А. Г. Конкевича, чиновника особых поручений И. В. Сосновского (бу дущего архангельского губернатора) и других. 17 июня 1894 года Витте со спутниками прибыли в Архангельск. Отсюда вышли в плавание на новом рейсовом пароходе "Ломоносов” , развивавшем скорость до 23,5 километра в час. Сотрудник "Мос ковских ведомостей” Кочетов (псевдо ним "Русский странник Евгений Львов” ), освещавший путешествие Витте, востор женно отозвался о пароходе: "Внутрен нее устройство "Ломоносова” по удобст ву и красоте превосходит многие евро пейские пароходы... Удобная палуба... роскошное помещение для пассажиров I класса. Каюты разделяются не коридо ром, а аванзалом... Столовый зал с дива нами и двумя длинными долевыми стола ми, пианино, прекрасной мебелью, порт ретами... Можно пользоваться теплыми ваннами из пресной или морской воды. Помещение для II класса, для помощни ков капитана, команды и персонала при слуги не заставляет желать ничего луч шего” . В помещении капитана имелась библиотека. Сам капитан — Ф. М. Попов — хорошо владел шведским и английс ким языками. Пароход был заказан в Ан глии и обошелся Товариществу в 200 ты сяч рублей. "Команда, — отмечает жур налист, — как на подбор, молодец к мо лодцу, быстрота и стройность исполнения замечательные, и все это русские помо- . ры, от матроса до капитана включитель но!” . Во время плавания путники установили правило: каждый должен был рассказать из своей жизни что-нибудь заниматель ное, неизвестное другим. Особенно ожив лял общество игрой на пианино и пением Савва Иванович Мамонтов — пайщик-уч редитель Товарищества Архангельско- Мурманского срочного пароходства. "В сущности же, — пишет Кочетов, — это художник, фотограф-любитель, а сверх того или выше всего певец, страстный музыкант” . В Териберке министра и его свиту встретили урядник и около 800 промыш ленников — ’’все коренастые молодцы в сапогах, кожаных или толстых шерстя ных куртках и картузах, с русскими кли нообразными или окладистыми борода ми, с серыми, умными и энергичными т а зами. Никаких шумных оваций и востор гов при встрече с начальством поморы не проявили, а поздоровавшись, тотчас на дели шапки и вели себя с каким-то вселя ющим уважение спокойным природным достоинством” . По пути к Кольскому заливу осмотрели губу Порчниху — глубоководную и закры тую от всех ветров бухту. Но вот и цель путешествия — Екатери нинская гавань, в которой находилась стоянка рейсовых пароходов. Пятнадцать лет спустя в своих "Воспоминаниях” Вит те так отозвался о гавани: она замеча тельна "к а к по своему объему, полново дью, так и по своей защищенности. Эта гавань никогда не замерзает вследствие теплого течения Гольфстрима. Такой гра ндиозной гавани я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более гра ндиозное впечатление, нежели Владиво стокский порт и Владивостокская гавань. Мы эту гавань подробно осматривали, стояли там несколько суток” . Затем пароход отправился в Печенгс- кую губу, где "при выходе кучка лопарей встретила министра жалобами на монас тырь", который отнял у них земли по левобережью реки и залива, тогда как "святой Трифон завещал им селиться” именно тут, а не на правобережье. Витте признал требования лопарей неоснова тельными и "советовал им жить в ладу с монастырем” . В Пазреке знакомил с местностью свя щенник Константин Прокопьевич Щекол- дин — "просветитель лопарей, 25 лет жизни уже посвятивший на эту деятель ность. Он. — отмечает Кочетов, — пре красно знает быт лопарей, их нравы, обычаи и лопарский язы к". Гости присутствовали на богослужении в церкви Бориса и Глеба, построенной в 1874 году, при этом выпускники пазрец- кой школы помогали вести службу — "читали по-славянски; лопари же и ло парки очень недурно пели на клиросе" Большой интерес прибывших вызвала небольшая церковь, построенная в 1565 году основателем монастыря Трифоном. "Несмотря на бедность миниатюрной це ркви, — пишет журналист, — это целый драгоценный музейный отдел по иконо графии: тут при простоте, доходящей до скудости, при деревянных паникадилах, крошечного размера дощатого алтаря, с окнами из слюды вместо стекла, в ал таре этого первого православного храма находятся священнические одежды свя того Трифона, его евангелие и крест, це рковные книги и много (так же как и в са мой церкви) икон весьма добропорядоч ного греческого письма...” Какими-то сказочными казались летние домики ло парей (тупы): ’’Это совершеннейшее ж и лище Бабы-Яги или избушка на курьих ножках. Представьте себе четыре дере вянных обрубка, на них низенький мелко бревенчатый ящик с узкой и низкой две рью, крошечным окном, с плохим очагом, опирающимся на груду камней снизу под полом и с волоковым окном (отверстием) для дыма. Таково большинство туп; прав да, есть и более похожие на избы, но таких очень мало” . В погосте имелась баня, "с наслаждением посещаемая” ло парями. Благоустроенностью и хорошей жиз нью край не порадовал: "У нас на Мур мане, — горестно замечает Кочетов. — пустота, тьма и суровая нужда". Ус пехи в заселении побережья ничтожны. По мнению прибывших, лучшим средст вом усилить приток населения — начать строительство морской базы: "Порт и флот — лучшие колонизаторы Мурма- на... Без всякого понуждения, усилий и особых расходов... без всякого пригла шения явятся тысячи русских колонистов и торговцев". "Пройдут годы, — выражал надежду оптимистичный журналист, — и здесь непременно будет русский, флот... появятся и законная власть, и по рядок, и сама цивилизация со всеми ее атрибутами, плодами и благами... В буду щем Екатерининске выстроятся театры, весь Мурман покроется сетью железных, шоссейных, правительственных и земс ких дорог, перевязанных телеграфной проволокой; лопари пройдут универси тет... и протянут руку братьям финнам... Будут издаваться газеты и зажжется эле ктричество... Репортеры "Мурманского Вестника” будут сообщать местным чита телям об оленьих бегах на острове Киль- дине...” Из личных впечатлений, оставшихся от посещения Заполярья, Витте позднее от метил незаходящее солнце ("Я, напри мер, ночью часто закуривал папиросы по средством зажигательного стекла” ) и ви денную им ловлю китов. По возвращении в Петербург Витте от печатал и вручил Александру III свой док лад, в котором решительно высказался за строительство крупного порта в Екате рининской гавани, проведение к нему двухколейной железной дороги и устрой ство при военно-морской базе мощной электростанции. Он всесторонне обосно вал преимущества Мурмана в сравнении с Либавой в случае войны с Германией. Царь поблагодарил Витте за проделан ную работу и взял его доклад себе для ознакомления. Александр III был в это время уже тяжело болен. Через три ме сяца он скончался в Крыму, не сделав резолюции на записке Витте. Преемник умершего императора Николай II нахо дился под влиянием противников проекта Витте и ограничился постройкой в Екате рининской гавани "коммерческого пор та” под названием город Александровск (в честь своего отца), торжественное от крытие которого состоялось 24 июня 1899 года. 3. ДЕЯТЕЛЬ ПЕРВОГО РАНГА Сергей Юльевич Витте родился 17 ию ня 1849 года в Тифлисе. Его отец бес поместный дворянин Юлий Федорович Витте служил директором департамента государственных имуществ, никакого на следства сыну не оставил. Мать Екатери на Андреевна Фадеева происходила из рода известных в России князей Долгору ких. По окончании университета С. Ю. Витте в 1870 году поступил на службу в кан целярию одесского губернатора. Затем по рекомендации министра путей сооб щения графа В. А. Бобринского стал спе циализироваться по железнодорожному делу. Около двадцати лет практической выучки в сфере частного железнодорож ного предпринимательства дали Витте всесторонние знания дела и широкие знакомства с деятелями финансового ми ра. Витте стал авторитетом по части ж е лезнодорожных тарифов и службы дви жения поездов. Восходя по ступенькам служебной карьеры, в августе 1892 года Витте занимает пост министра финансов Российской империи, в ведении которого тогда находились промышленность и тор говля. С именем С. Ю. Витте связано проведе ние ряда важных реформ, направленных на укрепление финансовой системы госу дарства и развитие капиталистической экономики. В 1894 году по инициативе Витте введе на была винная монополия — исключи тельное право государства на производ ство и торговлю водкой (сначала в четы рех губерниях, а затем почти во всей стране). Доходы кабатчиков и откупщи ков перешли в государственную казну. Число "распивочных заведений” значите льно сократилось, однако Витте, ратовав ший за уменьшение пьянства, иллюзий на этот счет не питал. ’’Общее отрезвление народа... — писал он, — возможно и мыс лимо только посредством широкого рас пространения культуры, образования и материального достатка” . ' (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz