Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

Г раф Битте И Л\ѴРМЛН Иван УШАКОВ, профессор Мурманского пединститута Личность С. Ю. Витте не нашла еще должного освещения в советской литературе. Его вклад в развитие России конца XIX — начала XX века или недооценивается, или искажается. Чего стоит утверждение, будто предложенные им меры по развитию промышленности означали на деле путь ’’превраще­ ния России в колонию западноевропейского империализма” . В данной статье речь пойдет преимущественно о той сторо­ не деятельности Витте, которая связана с планами создания на Мурмане крупного порта. 1. МЕЧТА ИМПЕРАТОРА В результате поражения в Крымской войне Россия лишилась права иметь во­ енный флот на Черном море (1856). В правящих кругах возникло намерение восполнить ослабление на Юге построй­ кой морской базы на Севере. Летом 1870 года Мурман посетил сын царя Александ­ ра II великий князь Алексей, который ос­ матривал заполярные бухты и поддер­ жал инициативу создания Беломорского- Мурманского пароходства. Однако осе­ нью того же года, воспользовавшись не­ удачей Франции в войне с Пруссией, рус­ ское правительство аннулировало огра­ ничения 1856 года и вскоре приступило к восстановлению вооруженных сил на Черном море. Вопрос о сооружении воен­ но-морской базы на Мурмане временно отпал. Быстрый рост Германской империи по­ сле разгрома Франции рождал опасения в России. Для людей дальновидных ста­ новилось ясно, что в случае войны с Гер­ манией Балтийский флот будет блокиро­ ван в Финском заливе и не сможет вы­ полнить свою роль в боевых действиях. После убийства Александра II (1881) престол занял его сын Александр III, ко­ торый, по свидетельству Витте, "симпати­ зировал Мурманскому пароходству” . Брат царя великий князь Владимир Алек­ сандрович в 1883 году дал средства на создание китобойного завода на Мурма­ не, который действовал под названием "Арская китоловная компания Шереме­ тьева” . В июне 1885 года Владимир Алек­ сандрович на крейсере "Забияка" совер­ шил плавание вдоль Мурманского бере­ га, осматривал предприятие и несколько бухт, где мог размещаться флот. Фиктив­ ный глава компании — Шереметьев — являлся начальником личной охраны Александра III и, конечно, информировал царя о незамерзаемости мурманских бухт. ' "Император Александр III, — отмечал Витте, — имел влечение к русскому Се­ веру” . В 1867 году, когда северные мест­ ности постиг жестокий голод, комитет по продовольственной помощи возглавлял тогда еще наследник престола — буду­ щий император Александр Александро­ вич. Ему нравилось северное крестьян­ ство — "тип чисто русских людей как по крови своей, так и по истории” . В начале 90-х годов в морском ведом­ стве обсуждался вопрос о создании но­ вой базы для русского флота. В качестве "главного морского порта” предлагалась Либава (Лиепая). Александр III не раз­ делял такого мнения. "У него, — пишет Витте, — была мысль устроить порт в та­ ком месте, где бы с одной стороны была гавань, незамерзающая круглый год, а с другой стороны гавань эта должна была быть совершенно открыта, то есть чтобы это был такой порт, из которого можно было бы прямо выходить в море” . Таким требованиям в Европейской Рос­ сии удовлетворяла одна-единственная местность — Мурманский берег. На Бал­ тике выход в мировой океан могла за­ крыть Германия, на Черном море — Тур­ ция. С. Ю. Витте с 1889 года возглавлял департамент железных дорог Министер­ ства финансов, а в феврале 1892 года стал министром путей сообщения. В бесе­ дах с ним царь рассказывал, что во время голода на Севере "многие умирали толь­ ко из-за невозможности доставки туда хлеба; при этом, — сообщает Витте, — император высказывал мне такого ро­ да мысль — свою мечту, — чтобы край этот, интересы которого он принимал очень близко к сердцу, не был обделен железными дорогами. Он говорил мне о том, как бы он был рад, если бы ему удалось видеть там железные дороги, ко­ торые обеспечили бы этому краю подвоз хлеба на случай будущих голодовок” . Вопрос о постройке железной дороги на Север не раз поднимали в своих про­ шениях и на страницах прессы жители Архангельского Поморья. 2. ПОЕЗДКА НА МУРМАН В пореформенный период ускорилось развитие промышленности и торговли в России. Внимание предпринимателей привлекли богатые природные ресурсы окраин. В 1891 году началось строитель­ ство Транссибирской магистрали от Челя­ бинска до Владивостока, протяженно­ стью более 7 тысяч километров. Намеча­ лось сооружение железной дороги от Во­ логды к Архангельску. В 1894 году на Кольский полуостров для изыскания трассы для будущей железной дороги был послан талантливый инженер Б. А. Риппас. Крепло намерение соединить ре­ льсовыми путями центр страны с Ледови­ тым океаном. Александр III обратился к Витте с пред­ ложением "поехать на Север, познако­ миться с ним и узнать... где можно было бы строить... главную морскую базу” . Царь поручил выбор места для создания порта министру финансов, специалисту по железнодорожному делу, так как, по 7 ( К) Пипс министр фінііінсоі ІІі официального иіОащі.і «Muniu t (СПб.. IW2) словам Витте, "он понимал, что министр военный или морской относятся к этому совершенно отрицательно, ибо они впол­ не остановились на мысли, что такой мор­ ской порт нужно строить в Либаве...” В поездку на Мурман С. Ю. Витте при­ гласил директора своей канцелярии П. М. Романова, заведующего Архангельского- Мурманским пароходством И. И. Кази, строителя Ярославско-Вологодской же­ лезной дороги С. И. Мамонтова, журна­ листа Е. Л. Кочетова, публициста и знато­ ка Севера А. Г. Конкевича, чиновника особых поручений И. В. Сосновского (бу­ дущего архангельского губернатора) и других. 17 июня 1894 года Витте со спутниками прибыли в Архангельск. Отсюда вышли в плавание на новом рейсовом пароходе "Ломоносов” , развивавшем скорость до 23,5 километра в час. Сотрудник "Мос­ ковских ведомостей” Кочетов (псевдо­ ним "Русский странник Евгений Львов” ), освещавший путешествие Витте, востор­ женно отозвался о пароходе: "Внутрен­ нее устройство "Ломоносова” по удобст­ ву и красоте превосходит многие евро­ пейские пароходы... Удобная палуба... роскошное помещение для пассажиров I класса. Каюты разделяются не коридо­ ром, а аванзалом... Столовый зал с дива­ нами и двумя длинными долевыми стола­ ми, пианино, прекрасной мебелью, порт­ ретами... Можно пользоваться теплыми ваннами из пресной или морской воды. Помещение для II класса, для помощни­ ков капитана, команды и персонала при­ слуги не заставляет желать ничего луч­ шего” . В помещении капитана имелась библиотека. Сам капитан — Ф. М. Попов — хорошо владел шведским и английс­ ким языками. Пароход был заказан в Ан­ глии и обошелся Товариществу в 200 ты­ сяч рублей. "Команда, — отмечает жур­ налист, — как на подбор, молодец к мо­ лодцу, быстрота и стройность исполнения замечательные, и все это русские помо- . ры, от матроса до капитана включитель­ но!” . Во время плавания путники установили правило: каждый должен был рассказать из своей жизни что-нибудь заниматель­ ное, неизвестное другим. Особенно ожив­ лял общество игрой на пианино и пением Савва Иванович Мамонтов — пайщик-уч­ редитель Товарищества Архангельско- Мурманского срочного пароходства. "В сущности же, — пишет Кочетов, — это художник, фотограф-любитель, а сверх того или выше всего певец, страстный музыкант” . В Териберке министра и его свиту встретили урядник и около 800 промыш­ ленников — ’’все коренастые молодцы в сапогах, кожаных или толстых шерстя­ ных куртках и картузах, с русскими кли­ нообразными или окладистыми борода­ ми, с серыми, умными и энергичными т а ­ зами. Никаких шумных оваций и востор­ гов при встрече с начальством поморы не проявили, а поздоровавшись, тотчас на­ дели шапки и вели себя с каким-то вселя­ ющим уважение спокойным природным достоинством” . По пути к Кольскому заливу осмотрели губу Порчниху — глубоководную и закры­ тую от всех ветров бухту. Но вот и цель путешествия — Екатери­ нинская гавань, в которой находилась стоянка рейсовых пароходов. Пятнадцать лет спустя в своих "Воспоминаниях” Вит­ те так отозвался о гавани: она замеча­ тельна "к а к по своему объему, полново­ дью, так и по своей защищенности. Эта гавань никогда не замерзает вследствие теплого течения Гольфстрима. Такой гра­ ндиозной гавани я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более гра­ ндиозное впечатление, нежели Владиво­ стокский порт и Владивостокская гавань. Мы эту гавань подробно осматривали, стояли там несколько суток” . Затем пароход отправился в Печенгс- кую губу, где "при выходе кучка лопарей встретила министра жалобами на монас­ тырь", который отнял у них земли по левобережью реки и залива, тогда как "святой Трифон завещал им селиться” именно тут, а не на правобережье. Витте признал требования лопарей неоснова­ тельными и "советовал им жить в ладу с монастырем” . В Пазреке знакомил с местностью свя­ щенник Константин Прокопьевич Щекол- дин — "просветитель лопарей, 25 лет жизни уже посвятивший на эту деятель­ ность. Он. — отмечает Кочетов, — пре­ красно знает быт лопарей, их нравы, обычаи и лопарский язы к". Гости присутствовали на богослужении в церкви Бориса и Глеба, построенной в 1874 году, при этом выпускники пазрец- кой школы помогали вести службу — "читали по-славянски; лопари же и ло­ парки очень недурно пели на клиросе" Большой интерес прибывших вызвала небольшая церковь, построенная в 1565 году основателем монастыря Трифоном. "Несмотря на бедность миниатюрной це­ ркви, — пишет журналист, — это целый драгоценный музейный отдел по иконо­ графии: тут при простоте, доходящей до скудости, при деревянных паникадилах, крошечного размера дощатого алтаря, с окнами из слюды вместо стекла, в ал­ таре этого первого православного храма находятся священнические одежды свя­ того Трифона, его евангелие и крест, це­ рковные книги и много (так же как и в са­ мой церкви) икон весьма добропорядоч­ ного греческого письма...” Какими-то сказочными казались летние домики ло­ парей (тупы): ’’Это совершеннейшее ж и ­ лище Бабы-Яги или избушка на курьих ножках. Представьте себе четыре дере­ вянных обрубка, на них низенький мелко­ бревенчатый ящик с узкой и низкой две­ рью, крошечным окном, с плохим очагом, опирающимся на груду камней снизу под полом и с волоковым окном (отверстием) для дыма. Таково большинство туп; прав­ да, есть и более похожие на избы, но таких очень мало” . В погосте имелась баня, "с наслаждением посещаемая” ло­ парями. Благоустроенностью и хорошей жиз­ нью край не порадовал: "У нас на Мур­ мане, — горестно замечает Кочетов. — пустота, тьма и суровая нужда". Ус­ пехи в заселении побережья ничтожны. По мнению прибывших, лучшим средст­ вом усилить приток населения — начать строительство морской базы: "Порт и флот — лучшие колонизаторы Мурма- на... Без всякого понуждения, усилий и особых расходов... без всякого пригла­ шения явятся тысячи русских колонистов и торговцев". "Пройдут годы, — выражал надежду оптимистичный журналист, — и здесь непременно будет русский, флот... появятся и законная власть, и по­ рядок, и сама цивилизация со всеми ее атрибутами, плодами и благами... В буду­ щем Екатерининске выстроятся театры, весь Мурман покроется сетью железных, шоссейных, правительственных и земс­ ких дорог, перевязанных телеграфной проволокой; лопари пройдут универси­ тет... и протянут руку братьям финнам... Будут издаваться газеты и зажжется эле­ ктричество... Репортеры "Мурманского Вестника” будут сообщать местным чита­ телям об оленьих бегах на острове Киль- дине...” Из личных впечатлений, оставшихся от посещения Заполярья, Витте позднее от­ метил незаходящее солнце ("Я, напри­ мер, ночью часто закуривал папиросы по­ средством зажигательного стекла” ) и ви­ денную им ловлю китов. По возвращении в Петербург Витте от­ печатал и вручил Александру III свой док­ лад, в котором решительно высказался за строительство крупного порта в Екате­ рининской гавани, проведение к нему двухколейной железной дороги и устрой­ ство при военно-морской базе мощной электростанции. Он всесторонне обосно­ вал преимущества Мурмана в сравнении с Либавой в случае войны с Германией. Царь поблагодарил Витте за проделан­ ную работу и взял его доклад себе для ознакомления. Александр III был в это время уже тяжело болен. Через три ме­ сяца он скончался в Крыму, не сделав резолюции на записке Витте. Преемник умершего императора Николай II нахо­ дился под влиянием противников проекта Витте и ограничился постройкой в Екате­ рининской гавани "коммерческого пор­ та” под названием город Александровск (в честь своего отца), торжественное от­ крытие которого состоялось 24 июня 1899 года. 3. ДЕЯТЕЛЬ ПЕРВОГО РАНГА Сергей Юльевич Витте родился 17 ию­ ня 1849 года в Тифлисе. Его отец бес­ поместный дворянин Юлий Федорович Витте служил директором департамента государственных имуществ, никакого на­ следства сыну не оставил. Мать Екатери­ на Андреевна Фадеева происходила из рода известных в России князей Долгору­ ких. По окончании университета С. Ю. Витте в 1870 году поступил на службу в кан­ целярию одесского губернатора. Затем по рекомендации министра путей сооб­ щения графа В. А. Бобринского стал спе­ циализироваться по железнодорожному делу. Около двадцати лет практической выучки в сфере частного железнодорож­ ного предпринимательства дали Витте всесторонние знания дела и широкие знакомства с деятелями финансового ми­ ра. Витте стал авторитетом по части ж е ­ лезнодорожных тарифов и службы дви­ жения поездов. Восходя по ступенькам служебной карьеры, в августе 1892 года Витте занимает пост министра финансов Российской империи, в ведении которого тогда находились промышленность и тор­ говля. С именем С. Ю. Витте связано проведе­ ние ряда важных реформ, направленных на укрепление финансовой системы госу­ дарства и развитие капиталистической экономики. В 1894 году по инициативе Витте введе­ на была винная монополия — исключи­ тельное право государства на производ­ ство и торговлю водкой (сначала в четы­ рех губерниях, а затем почти во всей стране). Доходы кабатчиков и откупщи­ ков перешли в государственную казну. Число "распивочных заведений” значите­ льно сократилось, однако Витте, ратовав­ ший за уменьшение пьянства, иллюзий на этот счет не питал. ’’Общее отрезвление народа... — писал он, — возможно и мыс­ лимо только посредством широкого рас­ пространения культуры, образования и материального достатка” . ' (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz