Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Д У Х О В Н А Я Д О Ч Ь А В В А К У М А Суббота, 29 января 1684 года... На городской площади в Коле, возле только что по строенного девятнадцати главого Воскресенского со бора. множество народа. Сюда согнали пятьсот стрельцов и пушкарей, их семьи, посадских и мона стырских людей. Пустует пока только, отгороженное шпалерами стрельцов про странство от тюрьмы до центра площади, где воз вышается срѵб и навалена большая куча сухого хво роста. Но вот толпа расступает ся: с воеводского двора, что стоит в углу крепости, идет царский наместник в окру жении стрелецких начальни ков. местного духовенства и заплсчнйх дел мастера, к о т о р о м у предстоит сегодня «знатное*1 дело. ;Раздается дробь бараба на. Стрельцы под руки вы водят из тюрьмы пожилую изможденнѵю женшинѵ и передают ее кнутобойце. Тот привязывает осужден ную к столбу. Сотни глаз устремлены на несчастную, выведенную на казнь. Приказной подъячий чи тает приговор, четко произ нося каждое слово. Воевода дает знак — вспыхивает костер... В толпе согнан ных людей ужас и смяте ние. ...До наших дней не до шло сведений о том. как вела себя эта женщина пе ред сожжением. Скорее всего, проклинала своих му чителей. Но кто она и в чем ее вина? Жгли публично на кост ре Мавру Григорьеву — духовную дочь Аввакума, известного писателя XVII пека, вождя старообрядцев. В 1653 году патриарх Никон изменил некоторые церковные установления. Против его новшеств вы ступили несогласные с ре формой представители выс шего духовенства. часть феодальной знати, многие стрельцы іг рядовые прихо жане. Так среди верующих произошел раскол. Пламенным защитником «древнего благочестия» стал протопоп Аввакум. Ни какие репрессии — тюрь мы. ссылки, пытки — не сломили его воли и не за ставили примириться с вве дением новых обрядов. Де сятки обличительных сочи нений написал Аввакѵм иротив никониан, пока 14 апреля 1682 года его не сожгли на костре в Пуст- озерском остроге. Мавра Григорьева была землячкой Аввакума, про исходила из крестьян Ниже городского ѵе.іда. Затем вместе с мужем Мартыном Васильевым, взятым по на бору в стрелецкое войско, поселилась в Москве. В 1676 году Мартына Ва сильева за приверженность к старообрядчеству сослали на вечное житье в Коль ский острог, а вскоре сюда же доставили и Мавру с дочерью Феодосией! Почти шесть лет семья жила спокойно. Феодосьица вышла замуж за кольского стрельца Осипа Лисина. Мартын и Мавра упорно держались старой веры. Между тем в стране уси ливалась деятельность рас кольников. и церковный собор принял решение о возобновлении жестоких репрессий против непокор ных. В 1682 году кольский соевода посадил за решет- *ку Мартына Васильева с двумя его единоверцами за то. что <онн в церковь не ходили*. Прн первом удоб ном случае выпущенные из тюрьмы старообрядцы бе жали. а чтобы не было по гони. инсценировали утопле ние («суденко их. в кото ром поехали, нашлось раз битое на воде*). Вскоре же арестовали и Мавру Григорьеву. Ее при вели в съезжую избу и в присутствии игумена Канда лакшского монастыря, двух кольских священников и дьякона подвергли испыта нию в вере. Мавра заявила, что «иыне де церкви нет», и отказалась слушать по учения священников. при этом называла их волками и слепыми попами. Тогда, говорится в следственном деле, «воевода велел ее сковать в цепь и посадить за решетку*. Позже Мавру вызвали на новый допрос, который про водился ѵже без участия духовенства. одними при казными властями с приме нением различных методов устрашения. Свой отказ .от исполнения установленных обрядов Мавра мотивирова ла тем. что «ее отец ду ховный бывшей протопоп Аввакум... в церковь ходи- ти не велел*, называл ее «сонмищем» отступников от веры, а патриарха Нико на — антихристом. С Аввакумом Мавра бы ла знакома с молодости, когда ходила к нему на ис поведь. и он с нею много кратно беседовал. Позднее постоянно встречалась с ним в Москве, по возвра щении протопопа из сибир ской ссылки. исповедыва- лась у него с мужем своим в доме у боярыни Федосьи Прокофьевны Морозовой. Показания Мавры свиде тельствуют' о том. что она долгое время общалась с знаменитой боярыней, была ее единомышленницей и сподвижницей. Близка была кругу той самой женщины, которая изображена на всемирно известном полотне В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» Вспомним: фа натичную раскольницу, за кованную в кандалы, везут на санях в ссылку по люд ной московской улице. Что побудило великого худож ника написать эту картину? По-видимому. удивление изумительной силой челове ческого духа. Боярыню ли шили огромного богатства, высокого положения в об ществе. подвергли неимо верным мучениям, наконец, заточили в страшную зем ляную тюрьму в Боровском монастыре. где она и по гибла 2 ноября 1675 года. Все она перенесла, но не отреклась от своих убежде ний. Именем боярыни Мавра Григорьева нарекла свою дочь. Однако дочь расколь ницы и зять не послушали ее — отказались от старой веры. Произошел разрыв: Мавра заявила, что она Феодосии «не мать, а дочь де ее ей не дочь». 10 января арестованную привели на последний, тре тий допрос, который прово дился с применением изу верских пыток и преследо вал цель сломить волю раскольницы, заставить се покориться властям. С вы вернутыми назад руками ее трижды вздергивали на крюк и бнлн кнутом — «в три стряски дано ей два дцать пять ударов». Но Мавра держалась мужест венно. нисколько не рас каялась и «говорила те ж свои прежние речи*. На следующий день со стоялся суд. Воеводский приговор гласил: «Москов ского ссыльного стрельца Мартынка Васильева женѵ ево Маврѵткѵ за ее бого- хулныя слова .. казнить смертью, зжечь в струбе. чтоб на то смотря иным не повадно было таких неисто вых богохулных речей го ворить*. О самой казни сказано кратко: и «в стру бе созжена*. В расколе, кстати, обвинялась не одна Мавра, но остальным уда лось избежать казни. Сожжение Мавры Гри горьевой в Кольском ост роге — характерный и в то время далеко не единст венный случай жестоких расправ, совершенных на почве религиозной нетерпи мости и преследований за вольномыслие. Но это и пример редкой преданности идее, вызванной религиоз ными и классовыми проти воречиями эпохи и сохранив шей память о таких одер жимых жизнях, как прото попа Аввакума и боярыни Морозовой. Имя простой русской крестьянки в одном с ними ряду. И. УШАКОВ. Профессор Мурманского педагогического инсти тута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz