Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
хоть, пища также, которую мужичку не і-рндется в де сять лет покушать один раз, где же даже н совсем ни когда. Я в это время думаю, что ведь таких господ очень и очень много на свете, которые, утоатив оконча- телыю свойства человече ских чувств, живут припе ваючи, даже сами не заме чая этого, что они дармоеды и влачат жизнь на чужой счет. О мужичке же они так относятся: он привычен, он так рожден. Спрашивается, как это он привычен? Жить- то впроголодь, на стуже и г. сырости? Хороша привыч ка!-». • • ■ ' , Веригин совсем не ка сается в дневнике религиоз ной темы; нет рассуждений о боге, в снах не усматрива ет каких-либо предзнамено ваний («просто отношу сно видение к работе мысли во время сна*). Его волнуют социальные вопросы. «Наш низший класс народа. — пишет ссыльный духобор. — кроме того, что он забит, унижен искусственно и сте снен'». не понимает, как луч ше устроить жизнь. Об этом <емѵ даже не позволяют ду мать-. н потому ваш мужи чок чуть еще не с колыбе ли свыкается с тем. что он простой человек, он мужик, ему не много нужно, он ни чего не понимает, да и не должен понимать». Через все рассуждения Веригина красной нитью проходит отрицание права на эксплуатацию рабочего человека привилегирован ной частью общества. Веригин обращает вни мание на то, что рядовые коляне живут скудно, эко номят на всем. «В Коле, — пишет он, — очень много домов построены, во избе жание большлх расходов на избы, так: два хозяина со глашаются зместе строить дома. ...прочладают одну прочную, так называемую капитальную стену, потом по бокам этой стены уже каждый отстраивает себе комнаты на свой счет. Та ким родом, значит, одна стена в двух домах может оставаться в экономии, так же и в крыше много менее расходу». Веригин провел в коль ской ссылке белее двух лет. 29 июля 1892 года истек пятилетний срок наказания, и ему разрешили выехать в Архангельск, где он про был до января 1893 года. Вместе с ним находилась 19-летняя колянка Степани да Козьминична Кочерова, правнучка ссыльного пуга чевца, приписанная н Кнль- динскому погосту. Она бы ла больна туберкулезом, и Веригин «принимал все ме ры к ее лечению». Но вра чи заявили, что она безна дежна. Департамент полиции запретил Веригину ■*прожи вание в пределах Кавказа». Вслед за тем пришло уве домление, что министерство внутренних дел продлило срок надзора за Веригиным еще на три года. Вождя духоборов снова водворили на поселение в Шенкурск. Последовавшая за ним де вушка из Колы вскоре скончалась. Жители Шенкурска, хо рошо знавшие Веригина, заметили в нем большие перемены. Но свидетельст ву Архнпа Исупова. совре менника Веригина, жителя Шенкурска, до пребывания в Коле вождь духоборов жиж раэгуяйжч-одстигся в роскошный «кавказский костюм», с серебряными галунами, ходил <9 высокой барашковой белой лапке с цветным верхом». Он ш ел «широкие знакомства», но собирался в его доме свое образный «круг избран ных. Тут не было ян мест ной аристократии, ни мест ной интеллигенции, а... лю бившие попигь. поесть и весело провести время», Когда Веригин вернулся в Шенкурск во второй раз, из Колы, то был уже дру гим человеком. Не только водку. и карты бросил и не вел прежних знакомств/ но сделался некоторого рода отшельником и полным ве гетарианцем. На охоту так же не стал ходить, в виду того, Что «нельзя убивать». Он принялся за огородни чество. Понастроил парни ков, теплиц ч прочего. Ста рался выращивать в север ных условиях всевозмож ные овощи, от репы до ар бузов, хотя все это мог де шевле получить по почте с юга. «Стал заниматься и благотворительностью — раздавал бедным одежду, обувь и прочее, но деньга ми никому не давал. Близ кие к нему тогда говорили, что он изменился под вли янием идей графа JI. Н. Толстого», — писал Ису- пов. 10 сентября 1894 года министр внутренних дел предписал продлить срок надзор* за Вврппитм еще на два года (до 29 июля 1897 года) ж выслать его из Шенкурска в Тоболь скую губернию. Перед от правкой в Сибирь вождь духоборов отказался при нять присягу новому нмпе- ратору Николаю II, а при расставании с жителями дал каждому провожающе му «на память» по сереб ряному рублю. По наставлению П. В. Веригина духоборы отказы вались служить в царской армии и повиноваться на чальству. 2Э июня 1895 года веригннгкая «большая партия» демонстративно сожгла оружие, бросила вы зов царским властям. Соратник В. И. Ленина В. Д . Бонч-Бруевич, сохра нивший дневник Веригина, отмечал, что это — «весь ма интересный документ, наглядно дающий нам све дения о формировавшейся личности... Общественные его взгляды, здесь записан ные, несомненно, оказали большое влияние в дальней шем руководстве духобор ческой закавказской об щины. где он пробудил спя щие силы этих патриар хальных крестьян и подви нул их на общественный протест против царского самодержавного и буржуаз но-помещичьего режима, при всестороннем поднятии человеческой личности». И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz