Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН И ЕГО СКАЗАНИЯ 137 «от злых, научитеся, добро творите», чтобы не постигла вас «лютая смерть!» Литературу допетровского времени принято считать древнерусской. Она развивалась в русле религиозного мировоззрения и народных поня­ тий. Авраамий Палицын не стоит особняком, он сын своей эпохи, писатель, монах, верный православию. Свидетель великой трагедии рус­ ского народа в начале XVII столетия — страш­ нейшего голода, гражданской войны, разгула насилия, иноземной интервенции и небывалого разорения страны,— он считал себя обязанным рассказать обо всем этом потомству. В тради­ ционном уничижительном тоне Авраамий говорит о себе как о человеке малосмысленном, не­ образованном, а предпринятое сочинение требо­ вало «множайша разума», и он решился на это дело, лишь памятуя «веление божие»: если люди умолчат, «камение вопити понудитца». «Сие малое и худое писание» Авраамий создал в меру своих сил, «елико возмогох», вполне сознает, что оно неполно («малая избрах»), просит не поносить его за недочеты, но «готов есмь прияти» нарекания, и это лучше, чем слы­ шать похвалу («нежели грешника елеом главу мою мастяще»). За правдивость изложения Палицын считает себя в ответе перед Богом. Не «тщеславием или гордостию вознесохся, но по истинне, по ревности Божии... еже слышахом и очима своима видехом, о сем и свидетельствуем. Не подо­ бает убо на истину лгати, но с великим опа­ сением подобает истину соблюдати». Писатель надеется на то, что его произведение побудит разумных «показати образ лучшего», несведущих повлечет «ко учению и от зол воздержанию». Вместе с тем он не строит иллюзий относи­ тельно воспитательного воздействия своих сочи­ нений на «нерадивых и самомнивых», которых ничто не исправит, в том числе и его писание («яко же и аз,— увы!»). С болью в сердце Палицын повествует о бе­ дах, постигших Россию, скорбит о погибших, пишет о разорении Москвы: «Кто не воспла- чется... о велицем сем царствующем граде, иже прежде бысть велик и превысок, непобедим же и прекрасен, и всем любезен, во очию зрящим его?» Патриотическим гимном русской столице звучат последующие слова: «От многих госу­ дарств поклоняем, богатством же и славою и мно­ гонародным множеством и превеликим простран­ ством не токмо в Росии, но и во многих ближних и далних государствах прославляем и удивляем бысть царствующий сей град Москва, паче же реку Новый Рим». Идеал Палицына не война, а мир и добро­ соседство народов. 1 декабря 1618 года «ко­ ролевские послы со многою честию и крото- стию... яко агньцы явишася» просить мира у рус­ ских. И как вздох облегчения — итог: «Учинишя мир... и... разъехашася (прежние враги) с ве­ ликою любовии и радостию, яко обоим госу- дарьствам дарова Господь безмятежие и тишину». Смута и разбойничество явились следствием тяжелого положения народных масс, падения нравственности в русском обществе, потому и ра­ тует за соблюдение божественных заповедей, призывает к покаянию: «Отцы и братие! ...да покаемся и внидем в страх божий и престанем от злоб своих». Считает, что сущность веры составляет гуманное отношение к бедным и убо­ гим. «История в память предъидущим родом»— подвиг Авраамия Палицына, итог его жизни, труд, предпринятый на пользу обществу. Начи­ ная второе сказание (глава седьмая) уже в пре­ клонном возрасте («к старости глубоцей уже преклонихся»), в предчувствии близкой кон­ чины («быти скорому отложению телесе моего»), Авраамий обращается к известной евангельской притче о рабе, закопавшем в землю данный ему талант (серебро) и «прикупа» не сотворив­ шего, не сумевшего увеличить достояние гос­ подина. Авраамий, имея огромный жизненный опыт, не хотел уподобиться недостойному рабу. Свои размышления о происшедшем, о причинах бедствий он адресует людям для спасения их душ. «Людие,— взывает Авраамий,— сию кни­ жицу прочитающе, гіриимете, яко же хощеще, но убо спасения вашего путь изобретайте». Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отнес «Сказание» Авраамия Палицына к числу древ­ нерусских классических произведений. В своей книге «Великое наследие» Д. С. Лихачев пи­ шет: «Авторов этих классических произведений мы называем классиками: писателями не только образцовыми, но и ставшими как бы символом русской культуры. Знание классических произве­ дений, умение ценить их достоинства, чувство­ вать их внутреннюю красоту и совершенст­ в о— обязательное условие образованности».12 Следовало бы с большим вниманием отнестись к памяти Палицына как одного из вдохнови­ телей борьбы русского народа с польско- литовскими захватчиками. В начале XX века на могиле писателя в Соловках было устроено надгробие из полированного черного гранита. В 1913 году проектировалось создание памят­ ника спасителям России на Красной площади, среди которых был назван и Авраамий Пали­ цын.13 Но пока единственным и прочным па­ мятником ему является «Сказание», написанное им из самых благих побуждений. Высказывания Палицына о тирании, анархии, разномыслии, разгуле насилия и тому подобных явлениях были актуальны для людей «бунташ- ного» XVII века, во многом они созвучны с событиями недавнего прошлого и, думается, найдут отклик в душе современного читателя. «Сказание» Палицына — важнейший источ­ ник наших знаний о смутном времени, о граж­ данской войне и борьбе русского народа за независимость родной страны, об одном из самых трагических периодов отечественной исто­ рии. Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произ­ ведения литературы Древней Руси. М., Современник. 1975, с. 364, 5. 11 Васнецов В. М. Мир художника. М., Искусство. 1987, с. 230-231..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz