Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН И ЕГО СКАЗАНИЯ 137 «от злых, научитеся, добро творите», чтобы не постигла вас «лютая смерть!» Литературу допетровского времени принято считать древнерусской. Она развивалась в русле религиозного мировоззрения и народных поня тий. Авраамий Палицын не стоит особняком, он сын своей эпохи, писатель, монах, верный православию. Свидетель великой трагедии рус ского народа в начале XVII столетия — страш нейшего голода, гражданской войны, разгула насилия, иноземной интервенции и небывалого разорения страны,— он считал себя обязанным рассказать обо всем этом потомству. В тради ционном уничижительном тоне Авраамий говорит о себе как о человеке малосмысленном, не образованном, а предпринятое сочинение требо вало «множайша разума», и он решился на это дело, лишь памятуя «веление божие»: если люди умолчат, «камение вопити понудитца». «Сие малое и худое писание» Авраамий создал в меру своих сил, «елико возмогох», вполне сознает, что оно неполно («малая избрах»), просит не поносить его за недочеты, но «готов есмь прияти» нарекания, и это лучше, чем слы шать похвалу («нежели грешника елеом главу мою мастяще»). За правдивость изложения Палицын считает себя в ответе перед Богом. Не «тщеславием или гордостию вознесохся, но по истинне, по ревности Божии... еже слышахом и очима своима видехом, о сем и свидетельствуем. Не подо бает убо на истину лгати, но с великим опа сением подобает истину соблюдати». Писатель надеется на то, что его произведение побудит разумных «показати образ лучшего», несведущих повлечет «ко учению и от зол воздержанию». Вместе с тем он не строит иллюзий относи тельно воспитательного воздействия своих сочи нений на «нерадивых и самомнивых», которых ничто не исправит, в том числе и его писание («яко же и аз,— увы!»). С болью в сердце Палицын повествует о бе дах, постигших Россию, скорбит о погибших, пишет о разорении Москвы: «Кто не воспла- чется... о велицем сем царствующем граде, иже прежде бысть велик и превысок, непобедим же и прекрасен, и всем любезен, во очию зрящим его?» Патриотическим гимном русской столице звучат последующие слова: «От многих госу дарств поклоняем, богатством же и славою и мно гонародным множеством и превеликим простран ством не токмо в Росии, но и во многих ближних и далних государствах прославляем и удивляем бысть царствующий сей град Москва, паче же реку Новый Рим». Идеал Палицына не война, а мир и добро соседство народов. 1 декабря 1618 года «ко ролевские послы со многою честию и крото- стию... яко агньцы явишася» просить мира у рус ских. И как вздох облегчения — итог: «Учинишя мир... и... разъехашася (прежние враги) с ве ликою любовии и радостию, яко обоим госу- дарьствам дарова Господь безмятежие и тишину». Смута и разбойничество явились следствием тяжелого положения народных масс, падения нравственности в русском обществе, потому и ра тует за соблюдение божественных заповедей, призывает к покаянию: «Отцы и братие! ...да покаемся и внидем в страх божий и престанем от злоб своих». Считает, что сущность веры составляет гуманное отношение к бедным и убо гим. «История в память предъидущим родом»— подвиг Авраамия Палицына, итог его жизни, труд, предпринятый на пользу обществу. Начи ная второе сказание (глава седьмая) уже в пре клонном возрасте («к старости глубоцей уже преклонихся»), в предчувствии близкой кон чины («быти скорому отложению телесе моего»), Авраамий обращается к известной евангельской притче о рабе, закопавшем в землю данный ему талант (серебро) и «прикупа» не сотворив шего, не сумевшего увеличить достояние гос подина. Авраамий, имея огромный жизненный опыт, не хотел уподобиться недостойному рабу. Свои размышления о происшедшем, о причинах бедствий он адресует людям для спасения их душ. «Людие,— взывает Авраамий,— сию кни жицу прочитающе, гіриимете, яко же хощеще, но убо спасения вашего путь изобретайте». Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отнес «Сказание» Авраамия Палицына к числу древ нерусских классических произведений. В своей книге «Великое наследие» Д. С. Лихачев пи шет: «Авторов этих классических произведений мы называем классиками: писателями не только образцовыми, но и ставшими как бы символом русской культуры. Знание классических произве дений, умение ценить их достоинства, чувство вать их внутреннюю красоту и совершенст в о— обязательное условие образованности».12 Следовало бы с большим вниманием отнестись к памяти Палицына как одного из вдохнови телей борьбы русского народа с польско- литовскими захватчиками. В начале XX века на могиле писателя в Соловках было устроено надгробие из полированного черного гранита. В 1913 году проектировалось создание памят ника спасителям России на Красной площади, среди которых был назван и Авраамий Пали цын.13 Но пока единственным и прочным па мятником ему является «Сказание», написанное им из самых благих побуждений. Высказывания Палицына о тирании, анархии, разномыслии, разгуле насилия и тому подобных явлениях были актуальны для людей «бунташ- ного» XVII века, во многом они созвучны с событиями недавнего прошлого и, думается, найдут отклик в душе современного читателя. «Сказание» Палицына — важнейший источ ник наших знаний о смутном времени, о граж данской войне и борьбе русского народа за независимость родной страны, об одном из самых трагических периодов отечественной исто рии. Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произ ведения литературы Древней Руси. М., Современник. 1975, с. 364, 5. 11 Васнецов В. М. Мир художника. М., Искусство. 1987, с. 230-231..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz