Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 10. О сип Д в и н и н Каждая эпоха рождает и формирует людей на свой лад. Начало XX столе тия ознаменовалось в России револю ционными потрясениями. Росли ряды борцов с царским самодержавием. Революционные идеи из центра страны проникали и на глухие окраи ны. В 1903 году на Терский берег, в село Кузомень, прислали группу поли тических ссыльных - социал-демокра тов и социалистов-революционеров (ткача Игнатия Бугрова, столяра Федо ра Пахомова и других), в 1904 году к ним прибавились участники революци онного движения слесарь Петр Гусев, портной Антон Новохатко, врач Иван Савин, учитель Александр Лукин и дру гие. Они попали в среду политически и культурно отсталую. Летом 1912 года губернатор С. Д. Бибиков, объехав Терский берег, писал: "Население... не производит благоприятного впечатле ния... Малоразвитое, в большинстве случаев малограмотное или совсем неграмотное... Несмотря на хорошие заработки, производит впечатление малозажиточного". Ссыльные революционеры скоро нашли среди жителей Кузомени недо вольных существовавшими порядками и внедрили в их сознание простую мысль: общество состоит из двух враждебных станов - эксплуататоров- богачей и эксплуатируемой массы на рода; чтобы сделать жизнь трудящих ся счастливой, надо избавиться от ка питалистов и других угнетателей, по строить бесклассовое общество с об щественной собственностью. Поморы- батраки мгновенно усвоили это уче ние. Руководитель группы привержен цев политических ссыльных Филипп Кривошеин вспоминал: "Собралось нас, мореходов-матросов да рыбаков- бедняков, человек десять... Выступил Гусев Петр Петрович. Он сказал: "Только свержение царя и уничтоже ние класса эксплуататоров может при нести рабочим, крестьянам, рыбакам и всем трудовым людям настоящую сво боду и добрую жизнь..." Вступившие в "революционную пар тию" вдохновенно пели "Марсельезу" в русском варианте. В октябре 1905 года политические ссыльные по амнистии уехали из села. Наставником "передовой молодежи" стал учитель местной школы Антон Анд реевич Битюгов. Кузоменские "старики" жаловались уездному начальству: "Би тюгов ежедневно собирает сходки из крестьян, держащихся революционного направления", ученики его на уроках чистописания "пишут девизы полити ческих партий, например: "В борьбе об ретешь ты право свое", "Пусть гибнут враги - паразиты труда", "Сходитесь, вставайте под знамя свободы"... На запрос по поводу жалобы крес тьян Битюгов смело отвечал: "То, что население Кузомени становится со знательным - сознает свои человечес кие и гражданские права - отчасти ска зывается и мое влияние... Я не могу... отказать крестьянам в живом слове, когда у них пробуждается интерес к общественной жизни страны, и не по мочь им разобраться в вопросах со временной жизни... Я не нахожу для себя предосудительным, если пройду по деревне с молодежью, распеваю щей хотя бы и революционные песни". Наиболее рьяным борцом за "свет лое будущее" среди кузомлян являлся крестьянин Осип Дмитриевич Двинин (родился в 1876 году) Поимуществен ному состоянию его, пожалуй, нельзя считать бедняком. В 1907 году он имел промысловый карбас, 5 завесок (снас тей для лова семги), получил дохода от лова семги 260 рублей. Его семья со стояла из жены и малолетней дочери. При дележе угодий ему давался надел на одну мужскую душу. По описи 1912 года чистый доход от семужьего про мысла указан в размере 250 рублей и от заработка на лесопильном заводе 125 рублей. Скота он имел 1 корову и 2 овцы. В декабре 1904 года, когда крестья не избрали Осипа Двинина десятским (ответственным за порядок по десяти домохозяйствам), чиновник по крес тьянским делам Николай Раевский на представленном ему списке избран ных сделал надпись: "Осип Двинин за ведомо пьяница и какой из него будет десятской?" Среди сельских "революционеров" Осип Двинин выделялся резкостью суждений. Архангельский губернатор получил следующее донесение: "21 июня 1906 года, во время отвозки клади пристава Таратина на пароход Буркова, крестьянин села Кузомени Осип Дмитриев Двинин, будучи в не трезвом виде, оскорблял Его Величе ство скверноматерными словами, при чем высказывал, что Царя надо было бы застрелить"; указывались четыре свидетеля посрамления Николая II. Между тем в Кузомень прислали новых ссыльных - забастовщиков, по громщиков помещичьих имений, рас пространителей антиправительствен ной литературы. Они стали как бы под креплением для местных "революцио- Начало ѳ № 46-48, 51. 72. 78, 106, 110, 113. неров". Громко зазвучали боевые песни. Самым острым вопросом сельской жизни являлся раздел угодий. Тради ционно в Кузомени семужьи ловли про давались общинникам на торгах; из вырученной суммы оплачивались го сударственные подати и мирские сборы с крестьян. При торгах лучшие тони доставались богачам. Рядовые общинники, вроде Осипа Двинина, предлагали делить угодья жеребьев кой, а подати платить каждому домохо зяину самостоятельно. Такой порядок не устраивал и богатых, и представи телей власти, так как возникли бы трудности при сборе налогов, появи лись бы недоимки. Волостной сход по разделу угодий в декабре 1906 года был долгим и бур ным. Один из кузомлян рассказал о нем в газете "Архангельск" за 14 фев раля 1907 года: "Судили, рядили... трое суток галдели... Молодежь не со гласна по-старому - ни к какому согла сию не пришли. Пошли неудовольст вия, отношения обострились, созна тельные стараются обвинить админи страцию, а старики сами "без поводу хорошо ходят" - в обиду себя не дают. Пристав, чиновник по крестьянским делам как представители администра ции послужили главными объектами для нападок молодой Кузомени... В рождественские святки у пристава вы били стекла в раме, под Новый год еще в двух рамах... бросили камни в самого пристава". Тот "отстреливался из ре вольвера", а наутро провел дознание двум подозреваемым. "Вечером - воз мездие: увесистый камень, пробив на ружную и внутреннюю раму, попал ста новому в грудь". Ночью неизвестные заложили двери 'квартиры крестьян ского чиновника дровами, забили гвоз дями, и в рамах выбили стекла". В середине января трех "революци онеров" - Филиппа Кривошеина и бра тьев Абросимовых - арестовали и от правили в кемскую тюрьму. "Кроме них,- продолжал корреспондент,- по делу о кощунстве, о нанесении оскор блений при исполнении служебных обязанностей чиновнику и еще чуть ли не по трем аналогичным делам от правлен в тюрьму Двинин. Этот Дви нин не мог дня прожить, чтобы не на нести кому-либо оскорблений, а в пос леднее время с угрозой застрелить или убить. Особенную вражду он питал к кокардам (представителям власти. - И. У.); его нападкам подвергались не только администраторы, но и ветери нары, акцизники и даже все почтовые чины. Не щадил он и своих односель чан". В списке лиц "порочного поведения", составленном волостным правлением весной 1907 года, числились 12 чело век. Вторым означен Осип Двинин. Им в вину вменялось то, что они занима лись на сельских сходах скандалами, битьем стекол, распространением не легальной литературы и распростра нением листков революционного со держания, расклейкой нелегальных сочинений на домах местного священ ника и начальствующих лиц. Находи лись под судом за покушение на при става Коняева. Они же и главари рево люционеров села Кузомени". О своем пути в революционное дви жение Осип Двинин поведал слушате лям в Куземенском сельском клубе в феврале 1921 года (запись краеведа Петра Ивановича Пирогова): "В поли тический кружок социал-демократов... вовлекли и меня. Я поначалу в полити ке почти совсем не разбирался. Но, работая в батраках у купцов, на лесо пильных заводах рабочим, у судовла дельцев матросом, по своему хребту понимал, что богатеи - угнетатели, а бедняки, батраки, рабочие - угнетае мые люди. И к тому времени уже знал, что есть люди - революционеры, кото рые борются против царя и против бо- гатеев-угнетателей... об этом слыхал я в Архангельске, а потом на лесопильных заводах... Вот поэтому-то,когда привезли сюда ссыльных, я увидел в них не только обреченных людей-арестантов, а глав ное - героев-борцов и с которыми вскоре познакомился". О революционной деятельности после отъезда ссыльных Осип Дви нин рассказал следующее: "Мы тогда время от времени, под видом бесед-вечеринок, собирались на сходки, обсуждали вопросы, что де лать дальше... пели революцион ные песни... Потом я уехал на лесо пильный завод". Двинин не отошел от революцион ной борьбы. П. И. Пирогов пишет: "В период первой мировой войны О. Д. Двинин стоял на позициях боль шевизма. Во время февральской, а затем Октябрьской социалистической революции находился на железной до роге в районе Кандалакши, был акти вистом Совета, при захвате интервен тами и белогвардейцами Кольского полуострова, вместе с членами Канда лакшского Совета, арестован и на правлен, по его словам, в Печенгскую тюрьму. При разгроме белогвардей- щины был избран председателем Ку- зоменского волисполкома первого со зыва... Умер в 1924 году".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz