Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН И ЕГО СКАЗАНИЯ 135 с содроганием говорили меж собой: если они такое творят со своими единоверцами, то что же будет, когда начнут расправляться с нами? Поляки и литовцы укоряли русских соратников, что они «и бесов злейши», в ответ слышали обвинения в слабости: вы — «худяки и жонки» (бабы). Обрисовав положение на Руси, разгул свое­ властия и тирании интервентов и их пособни­ ков, которые «всюду водяще... литву и поляков» для грабежа населения, Палицын восклицает: «Кто же, сея беды слыша, не восплачется..? Что же сея беды страшнее? ...Где народ общий христианский? ...Кто же растли храм божий? Не мы ли суть?» Выход из пучины бедствий Палицын видел в сплочении патриотических сил и мобилизации их на защиту родной земли, в изгнании интервентов и установлении прочной монархиче­ ской власти в стране. После свержения В. Шуй­ ского летом 1610 года правительство Семи­ боярщины в страхе перед своеволием «холопов», желая преодолеть разлад в господствующем классе и навести порядок в государстве, ре­ шило пригласить на русский престол польского королевича Владислава. Палицын присоединяет­ ся к «великому посольству», но затем убеждает­ ся, что это не тот путь, который ведет к спасению отечества.10 Он самовольно уезжает из-под Смоленска, выступает с инициативой создания народного ополчения для изгнания из страны поляков, призывает население вы­ ступить на защиту родной земли. Вдохновляю­ щий пример сопротивления врагу явила героиче­ ская оборона Троице-Сергиева монастыря. Обширный рассказ о сражениях под стенами Троице-Сергиева монастыря Палицын дополнил «Сказанием о разорении и освобождении Моск­ вы» (главы 65-70), а затем — обзором поли­ тических событий 1613-1618 годов. Сочинение Авраамия Палицына — не только историческое сказание. Это вместе с тем и ху­ дожественное произведение. Сохраняя жизненную правду, «Сказание» во многом следует тра­ дициям древнерусской литературы и былинного эпоса. Подобно своим предшественникам, Пали­ цын видит причину несчастий во множестве грехов, за которые бог «праведно» наказывает людей, а победу над врагами отечества объяс­ няет заступничеством святых чудотворцев Сергия и Никона, премилостивой Богородицы и «бла­ годеянием Бога нашего» («Господь не отверже еще нас»!). Как былинный витязь обрисован Ананий Селевин, побеждающий врага на «ско­ ром» коне. Современного читателя может удивить в «Ска­ зании» обилие чудес, знамений, восхвалений святых Сергия и Никона. Но люди средне­ вековья были глубоко религиозными, в древне­ русской литературе биографический жанр — «жи­ тия святых» с их подвигами и «чудесами»— относился к числу самых любимых произведе­ ний. Церковь учила подражать «жительству святых». Святые заступники обители Сергий и Никон обычно являются во сне, подают советы, как излечиться «болящим людем», извещают, когда будет приступ врага, вдохновляют на борьбу. Осаждающим же предрекают гибель. Так, казаки атамана Андрея Волдыря «видят» у стен обители поток вод, несущий коренье, и «двух старцев, сединами украшена, яко снегом». Обдумав, ка­ заки решили: «Се знамение всем нам быти по­ битым» и «от приступа того разбегошася». Вылазки за дровами уподобляются «торгу», на котором «злейшею ценою» покупались сметие и хворост. И когда люди возвращались в оби­ тель, в воротах их спрашивали: «Чим, брате, выменил еси проклятыя дрова сиа: другом ли, или родителем, или своею кровию?» Сын, при­ готовляя на огне пищу, вздыхал: «Ох-ох... Отче мой, почто мя роди, да кровь твою изъем и испию?» Поляки угрожали осажденным «лютой смер­ тью»; если не откроют ворота сами, то «всех по­ рубают». «Здайте нам град,— требовали поля­ ки...— Зело пожалованы будете от государя». Ответное послание троицких сидельцев: «Ваше темное державство... латине иноверные... ложною ласкою... и суетным богатством прельстити нас хощете. Но ни всего мира не хощем богатства противу своего крестного целованиа». Палицын прославляет верность отечеству и «православному государю». Защитники монасты­ ря не поддаются на уговоры и тогда, когда их уверяют: «Москва уже покорилася, и царь Василей и з бояры у нас же в руках». Отмечает стойкость жителей Русского Севера: «людие на краех Студеного моря и окиана» остались во время Смуты верны правительству В. Шуйского и «способляли» ему. Богатство фактического материала, патриоти­ ческий пафос и литературные достоинства «Ска­ зания» определили его широкую распространен­ ность. Сохранилось более 190 списков произведе­ ния Палицына, четыре из них — соловецкого происхождения. Исследователь творчества Пали­ цына О. А. Державина отмечает: его «Ска­ зание» — «одна из особенно любимых книг рус­ ских читателей XVII и XVIII веков». Судя по надписям на книгах, «Сказание» читали «боя­ ре и дворяне, купцы и духовенство, посадские люди и крестьяне». 3. «НАУЧИТЕСЯ ДОБРО ТВОРИТИ» Для кого и с какой целью написано «Ска­ зание»? Казалось бы, такого вопроса и не должно быть. Но вот в новейшей работе (1989 год) В. К- Былинин и А. А. Ильюшин пишут: «Палицыну пришлось оправдываться перед соотечественниками за те опрометчивые по­ ступки, которые он совершил в годы «Смуты». С этой целью в основном и было написано им «Сказание»... В нем писатель изобразил себя чуть ли не главным вдохновителем народа на борьбу с польскими интервентами, приписал себе многие патриотические заслуги».1 Поведение Палицына часто объясняют личны­ ми мотивами. Он ненавидит Бориса Годунова потому, что «не мог простить» ему ссылки на Соловки; он получает должность келаря Троице- Сергиева монастыря благодаря «прежним отно­ 10 Русский архив. 1886, № 8, с. 471-472. Виршевая поэзия. М., Сов. Россия. 1989, с. 401.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz