Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 2. Иван Покидин* В августе 1700 года Россия вступила в войну со Швецией. В предвидении бое вых действий на Севере Петр I приказал усилить укрепления в Коле и на Двине. Предосторожность оказалась нелишней. В июне 1701 года шведская эскадра пы талась прорваться к Архангельску, но по терпела позорное поражение. Ожидали нового нападения шведского флота. 23 сентября 1701 года царь повелел при вести Кольский острог в такое состояние, чтобы "в военный случай в том городе в осаде сидеть было надежно". В 1702 году Петр I лично побывал в Поморье и потре бовал ускорить обновление острога и по строить на подступах к Коле артиллерий скую батарею ("крепость"). За постройку укреплений отвечали одновременно и воевода, и бурмистры - выборные от населения старосты зем ской избы. "Все, что надлежит, делать градским и уездным жителям... а буде они, - предупреждала Московская Рату ша, - учинят какую остановку, и им быть в смертной казни!" Полнота власти дава лась воеводе; предписывалось царским указом строить Кольский острог всеми жителями края "безобводно, а в том горо довом строении и вновь крепости велено бурмистрам в Кольском остроге воево дам быть послушными". В Коле наступило тяжелое время. На морские промыслы военнослужащих не отпускали. Хлеб с Двины осенью 1702 года пришел не полностью: 4000 пудов ржаной муки пришлось выгрузить в Крестном монастыре близ Онежского Устья. Городу угрожал голод. Всю зиму хлеб для Колы возили гужом - до Канда лакши на лошадях, а по Лапландии на оленях. 2 февраля 1703 года кольский воевода Дмитрий Унковский доносил правительству: "В Кольский острог вся та мука привезена с великою нуждою в ке- режах... кольских стрельцов пятисотен ным Иваном Покидиным и положена в кулях и мешках в житницы". Как видим, доставкой хлеба в Колу ру ководил Иван Покидин, занимавший до вольно высокую должность пятисотенно го, то есть старшего среди пяти капита нов - командиров стрелецких сотен. Иван Покидин происходил из крестьян села Кандалакши, за короткое время про делал путь от рядового стрельца до пер вого полкового командира. На заемной расписке 19 апреля 1695 года, данной стрельцом Иваном Линдой амстердамцу Александру Гортсену, указано: "Кабалу писал Ивашко Покидин". На закладной кабале кольского солдата Леонтия Оку- нева от 27 марта 1699 года обозначена уже должность: "Солдацкой писарь Ивашка Покидин руку приложил". По заданию воеводы Дмитрия Унков- ского Иван Покидин, прозванный Наха лом, творил невообразимые бесчинства. Под видом сбора денег "на городовое строение" воевода посылал его по Коль скому уезду грабить подвластное населе ние, невзирая на сословие и обществен ное положение людей, "всех безобводно" (как сказано в указе Петра I). В октябре 1703 года Покидин с тремя стрельцами в своем родном селе ворвал ся в монастырскую церковь, набросился на священника: "Я тебя из риз вытащу...", схватили казначея, но у того денег не оказалось, его выволокли из кельи, по рвали мантию, увезли на ямской двор и держали около часа как пленника. Приехав в село Кереть - вотчину Соло вецкого монастыря, Иван Нахал потребо вал у крестьян 25 рублей, "поставил на правеж старосту и мирских людей Ивана Чумичева и палкою били... за то, что не едут в Кольской острог к городовому строению". Крестьяне заплатили 6 с по ловиной рублей и дали стрельцам хлеба 244 выти (суточных норм на одного едока). Затем Покидин совершил нападе ние на подворье Соловецкого монастыря в Керети. "Стрельцы, - писал монах Яков, * Начало в № 46. - наскоча на монастырский двор в полу нощное время воровски, чрез ограду, ...унесли 295 рублев... сребряной кути (утвари) и наличных мирских денег взяли ,80 рублев, да сукно кармазинное ...да портище пугвиц серебряных под золо том", а служебника монастырского изби ли, "едва дыхание оставили", причем нагло похвалялись: "Вольно де нам в церкви и в олтаре священника смерти предать" (замечу: алтарь для лиц неду ховного звания считался местом непри косновенным). О реальной стоимости по- кидинской добычи можно судить по тому, что корова в Кандалакше в это время стоила полтора рубля, а десяток бели чьих шкурок -1 2 копеек. На пути в Реболу (волость к западу от Сегежи) стрельцы встретили слугу ковд- ского богача Миронова Егора Федотова, ехавшего в Карелию для скупки пушнины, и ограбили его. Пострадавший расска зал: "Бил его бердышным обушком Иван Покидин, а Иван Конюхов держал... и бивши, в сани покинули и везли с собою назад верст с десять в деревню Лагова- раку, а сумку с деньгами взял Иван Поки дин к себе, и привеши... хотели бить ба- тогама... и он, Егор, боясь их побоев, из страху сумку отпер, и они, стрельцы, взяли из мешка денег 15 рублев". В Ругозере вместо 70 копеек годового сбора на городовое строение Иван Поки дин взимал по рублю со двора и по пол торы меры ржи да требовал "еще себе на прибавок 20 алтын" (60 копеек); в Косто- мукше "великим правежом... вымучил 12 рублев". Т акж е воеводский посланец поступал и в других местах. Пяозерские лопари извещали земскую избу, что Иван Покидин "взял правежом" (палочным боем) денег в городовое строение... с 5 веж 12 рублев, и они, лопари, которые скудны, те деньги займовали и котлишка, в чем пищу варят, закладывали". Упиваясь властью, Иван Покидин любил поизмываться над людьми. В Кан далакше он подошел к крестьянину Афа насию Жигалину с вопросом: "Как тебя зовут?" Тот "сказал свое прозвание". "А кого ты жжешь?"- проговорил Покидин и для потехи избил Жигалина. Или такая деталь. В Вок-наволоке Покидин парился в бане у крестьянина Петра Ремшуева и "замарался смолью", после чего заявил хозяину: "Вы меня портите, хотите из весть'" и заставил угрозами заплатить ему ущерба два с половиной рубля. Покидин делал все, чтобы угодить вое воде. Возвращаясь из командировки в Карелию, он "вез из Ковды посуду оло вянную пуда два, да меду с пуд, да масла коровья три пуда"; в Кандалакше купил корову и забил ее на мясо для воеводы, а у кандалакшских старцев взял "в пода рок" Унковскому два куля соли. По челобитным жителей Кольского езда Унковского вызвали в Москву "к ро зыску". В поле зрения следователей попал и Иван Покидин. Соловецкий стряпчий "перед боярином Ф. А. Голови ным" свидетельствовал, что Покидин привез воеводе из Ребольской волости больше 100 рублей "и потом ездил, и корысть себе и воеводе чинил, и будучи в Коле на кабаке похвалялся, что де он прибыль добрую учинил, и воевода де его, Ивана, целовал в голову и (говорил) друг вечный ему будет". В марте 1704 года Покидина выслали в Москву, где наказали батогами и более года держали в оковах под караулом, после чего возвратили в Колу. На одном из документов, датированном 1 ноября 1705 года, имеется запись: "Пятисотный Иван Покидин руку приложил", которая показывает, что он не лишился прежней должности. Личность Ивана Покидина в известной мере типична для феодального общест ва. В жизни всегда бывали люди низкие, корыстные, подлые. О таких ревностных прислужниках господ поэт Николай Не красов писал: "Люди холопского звания сущие псы иногда..." Примером "сущего пса" вполне может служить Иван Поки дин. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz