Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
134 ИВАН УШАКОВ Борис Годунов в первые годы правления был «славен и почитаем», а простые люди «вси скорбящи», и многие от «беззаконий и не правд» бежали на южные окраины страны, где жили «в негодовании на царя... времени ждуще, зле распыхахуся». Голод 1601— 1603 годов имел катастрофические последствия: только на трех кладбищах Москвы погребли 127 тысяч трупов. Множество людей скиталось в поисках пропи тания. Крупные вотчинники располагали немалы ми запасами «всякого хлеба», но не прояв ляли желания помочь умирающим от голода: «зряще богатии... от глада умерших, ни во что же вменяху... мнозии имущем глаголаху к про сящим: не имамы ничто же». Весьма нелестно отзывается Палицын о «лу кавых» боярах и помещиках: «Во время же вели кого глада сего озверевшие вси, яко не мощно питати многую челядь, и начаша рабов своих на волю отпускати... имуще чем препитати... Бяше же и се зло во многих: лето убо все тружаются, зиму же и главы не имеют где подклонить, и паки в лето, и не хотя, в делех страждут». Некоторые хлебовладельцы впали в разврат: не только у холопов, но и у по селян своих брали жен, дочерей и сестер «на постели скверный, и тии токмо воздыхающе, плакати же и не смёяху, вещати же и не помышляюще — смерть бо предо очима лежаще». Царь Борис повелел раздать часть хлеба голодающим из государственных житниц, но своекорыстные приближенные царя использовали народное бедствие для своего обогащения: «безо мзды (взятки) царьских пожалований никако же никому не мощно восприяти». Феодальные верхи в тяжелое для народа время оказались не на высоте нравственности. Борис Годунов делал пожертвования в божьи храмы и милостыни нищим, но его благодеяния были неугодны Богу: эти деньги поступили в государеву казну от конфискаций имущества опальных бояр и от кабаков («злосмрадный прибыток»). По священ ному писанию, бог не приемлет «оскверненных», «неправедных», полученных «от лихоимениа» по жертвований. Пороки общества давали себя знать на всех этапах Смуты. Во время осады Москвы «ту шинским вором» — Лжедмитрием II (1608 год) бояре и дворяне зачастую не соблюдали клятвы (целование креста), по нескольку раз перебе гали от царя Василия к самозванцу и обратно, «всяк вышши меры своея жалованья хотяше», желая получить «болши прежнего почесть, и имениа, и дары» за свою измену. Пре- датели-тушинцы ввергли страну в «двоемыслие» и «междоусобие». «Лукавствующие сердцем» при езжали в Москву и устраивали на площадях и улицах собрания (мы бы сказали — митинги) и призывали народ служить «царь Дмитрию», сея ненависть и раздор, «криваа (ложь) и не- заткнуты усты (открыто, гласно) проповедаху» переход в лагерь врага. Центральная, наиболее пространная часть со чинения Авраамия Палицына носит название «История» и повествует о борьбе русских патриотов с иноземными захватчиками и их прислужниками. Авраамий не ставит задачи дать полную картину военных действий, а сосредо точивает внимание на тех событиях, которые ему, келарю Троице-Сергиева монастыря, лучше всего известны и близки. Более пятнадцати месяцев польско-литовские войска осаждали Троице-Сергиев монастырь, который обороняли не только монахи и слуги, но и сбежавшееся под защиту каменных стен окрестное крестьянское население. Палицын ри сует картины скученности людей в монастыре, недостаток топлива, распространение болезней, но ничто не может поколебать духа и стой кости осажденных. Мужественно сражался с поляками крестья нин села Молоково Суета. Он силен и отважен, но не обучен военному делу. Палицын вкладывает в уста храбреца такие слова: «Се умру днесь или славу получю от всех». Подобные Суете монастырские слуги Пимен Танеев, Михаил Павлов. Но особенно выразите лен образ Анания Селевина. В сражениях ему помогает святой Сергий, основатель обители. Совершая вылазки, он привел шестнадцать «языков» — знатных людей из стана врага. Од нажды Ананий на своем коне приблизился к самому пану Лисовскому, пустил стрелу ему в левый висок, пронзил ухо и, «опроверже его долу», умчался на лихом рысаке «из среды полков казачьих». Ананий Селевин бросал ся в бой, как рысь, стрелял метко и был неодо лим в сражениях. Авраамий Палицын использовал рассказы участников обороны монастыря, получал инфор мацию из разных мест, подведомственных ему как келарю. Он хорошо был осведомлен в том, что творили на Русской земле интервенты и русские изменники. Отряды тушинцев вт<зргались в селения, изощренными пытками заставляли людей ска зывать, где спрятаны их пожитки, забирали все, что могли, а уходя, сжигали дома и истреб ляли всякие «потребы... дабы никому же не жи- тельствовати ту». Крестьяне убегали в леса и болота, но нигде «не бе покоя, ни места к скрытию». За ними охотились, как на зверей, «со псы» и с пленными проводниками. Зем ледельцы не могли даже «жит семенных» сохранить, а посевы «казаки и изменники... коньми топчуще». Грабители не щадили никого — «всяк возраст и всяк чин» подвергались на силию и глумлению. «Чин иноческий и священ нический,— пишет Палицын,— не вскоре смерти предааху, но прежде зле мучаще всячески, и огнем жгуще, испытующе сокровищ». Интер венты вкупе с казаками устраивали пьяные оргии с блудницами, а монахов заставляли прислуживать, «песни петь срамныя, и скакати, и плескати (плясать); не покаряющих же ся смерти дааху». Потрясают рассказы о зверских мучениях невинных людей: «голени наполы преламляху», детей на глазах родителей «на огни пряжаху... и о камение, и о углы разбиваху; инех же на копиа и на сабли взоткнувше, пред ро- дительми ношаху; красных же жен и девиц на мног блуд взимаху... не пощадеша же и невозрастьших юноток». Наибольшую жесто кость проявляли русские изменники. Порой поля ки и литовцы не могли видеть их «злого мучительства» и «отбегаху» от места пыток. Удивляясь бессердечию «русаков», иноземцы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz