Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
И зучая исторические доку менты, убеждаешься: ни щие существовали всегда. Есть мнение, что общество нуждалось в этой категории лю дей и в сипу внутренних законов бытия само порождало опреде ленное количество необеспечен ных и страждущих лиц. Не станем рассуждать, так это или не так. Просто посмотрим, что представ ляли собой нищие прошлых вре мен, какую роль играли они в об ществе. Прежде всего бросается в глаза неоднородность нищих. Можно различить, по крайней мере, три разряда: одни — калеки, больные, малолетние или старики, не спо собные собственным трудом до быть себе средства к жизни; дру гие — потерявшие кров и имущес тво в результате пожара, военных действий и других несчастий, но к труду способные и стремящиеся восстановить свое хозяйство; тре тьи — как бы нищие по призва нию, к труду способные, но пред почитающие бродяжничать, жить за счет подаяний или легких заня тий (гаданий, потех и т. п.). На Руси нищих исстари почитали как "Божьих людей" — близких к Богу, "убогих” . Иностранцы удивлялись этому обычаю. "Рус ские,— писал Яков Рейтенфельс в 1673 году,— отличаются беспри мерною благотворительностью по отношению к бедным: для их просьб у них всегда открыты уши и разжаты руки, так что в Москве зачастую можно видеть не без изумления, как целые толпы ни щих получают около домов бога тых людей пищу или иную какую милостыню". Подать убогому оз начало почтить Бога, накормить странника — обеспечить едой родственников, находящихся да леко от дома или уже почивших. Посмотрим, сколько было ни щих на Кольском Севере. Картина непостоянная. Много — в перио ды длительных войн, иностранных вторжений И во время неудачных промыслов в течение не скольких лет подряд. Значитель ное число жителей разорялось в результате непосильных нало гов и бездоходности промыслов. Иногда штормом на море топило суда, семьи оставались без кор мильцев. В середине XVIII столе тия сильно грабили промышлен ников скупщики-монополисты. Поэтому для примера возьму благополучные 80-е годы XVIII ве ка. В Умбской волости по ревизии 1782 года проживало 146 мужчин и 154 женщины (селения: Умба, Кузрека и Оленица — всего 41 дом). Из 300 жителей насчитыва лось: бедных, неплатящих подуш ной подати, 18 человек; ’’питаю щихся милостынею нищих мужес- ка пола — 15” и 9 человек — "бездомовых бобылей” . Сведе ния о числе нищих женского пола не приводятся. Если их число при нять равным мужскому, то всех нищих будет 30 человек, или 10 процентов жителей волости. Не считая бедных. В Порь^й Губе в 1785 году жило 15 крестьянских семей, 43 челове ка мужского пола и 45 — женско го, из них мужчин бедных, непла тящих подушной подати,— 5 чело век, "питающихся милостынею ни щих мужеска пола 3 человека, женска пола — 4 человека". Итак, из 88 крестьян семеро нищих. При мерно такая же картина и по ос тальным селениям Терского бере га. В тяжелые годы бедствовало более половины населения. Жите ли Колы 20 февраля 1767 года пи сали правительству: "Все мы, кольские посадские люди, скуд ные и маломочные, которых по ревизии (1763 года) написано 54 души (мужского пола)... малолет них ныне состоит от 10 лет и ниже — 6, старых и увечных — 5... А у 17 человек домов и рыбных промыслов не имеется... и от не имения тех промыслов пришли во всеконечную скудость и нище ту...” Крайне ухудшилось положе ние населения в годы Северной войны (1700— 1721). Весной 1703 года кольские стрельцы писали Петру I: "Ныне из нас многие ски- таютца меж дворы и кормятца Христовым имянем с женами и с детми” . Но более всего страда ли от непосильных государствен ных поборов крестьяне. Подвор ные переписи 1712 и 1716 годов показали убыль податного насе ления. В деревне Кандалакше числилось 24 двора, из них 2 — "нищенские” : живут увечные старики и малолетки. Кроме того, на подворьях крестьян также ука заны немощные: Леонтий Майков — "хром, увечен ногами” ; Яков Корехов — "нищей, 59 лет, хром"; Гаврил Ефимов — "нищей лопин, крив” ; Иван Сергеев — "нищей, 64 года"; двое нищих названы лишь по именам, тоже увечные. В 1865 году в Кемском уезде, в который тогда входил и Коль ский полуостров, насчитывалось 36 тысяч жителей, из них было: слепых 119, хромых 156 калек, безруких 22, глухонемых 8 чело век. Многие из них жили подаяни ем, часть в меру возможностей трудилась, остальные кормились за счет других членов семьи. На Кольском Севере в разряд нищих нередко попадали вдовы с малолетними детьми после поте ри кормильца, погибшего на море. В 1913 году в Александровском уезде проживало 13214 человек, на промыслах утонуло 20: трое из города Александровска, один — из Колы, двое — из Коль- ско-Лопарской волости, пятеро — из Мурманско-Колонистской волости, четверо — из Терибер- ской волости и пятеро — из Умб ской волости. В 1914 году утонул 21 человек. Обычно получали милостыню на церковном крыльце (паперти). Шедшие к молитве подавали ни щим деньги или что-то съестное. Нищий при этом всякий раз крес тился и просил Бога даровать по дателю благополучие ("дай, Бог, тебе здоровья!” ). При нужде шли с сумой по селению и под окнами дома пели "Христа ради” . Хозяева по бедности иногда отказывали просящему, говоря: "Бог подаст". Для оказания помощи погорель цу или семье, потерявшей кор мильца, собирался сельский сход. Крестьяне сообща решали, в ка кой мере и каким способом следу ет помочь пострадавшим. Чаще всего щ мирского дохода (напри мер, от продажи коллективно вы ловленной семги) выдавали посо бие сиротам и ссуду на обзаведе ние жильем. Иногда о бедствующих заботил ся церковный причт. Часть ни щих брали на свое содержание монастыри. В Коле долгое время нищие женщины жили в часовне святого Трифона. В дни празднич ных богослужений им несли уго щения. В некоторых селениях пользо вались особым уважением нищие "богомольцы за всех” . В Коле та ким в начале XX века являлся слепой от рождения Философ Сте панович Суслов. 1 февраля 1911 года он обратился к церковному попечительству со следующим прошением: "Живя на своей квар тире в отдаленности от Собора, мне крайне затруднительно хо дить в Собор на богослужения, в особенности в зимние снежные мятели и осенние дожди... Покор нейше прошу... устроить келейку возле церковной сторожки и посе лить в ней меня. Часть средств на постройку кельи я надеюсь со брать материалами и деньгами от благотворителей... Богомолец за всех Философ Суслов” . В тот же год богомольцу Философу благо творители построили домик возле Собора. , Милосердие зижделось на очень простой истине: любого мо жет постигнуть несчастье. Ни бо гатство, ни знатность, ни отличное здоровье не гарантируют благопо лучия человеку. Жизненное поло жение зыбко, ненадежно, подвер жено воздействию неодолимых сил — "все под Богом ходим". Болезнь, пожар, морской шторм, нечаянное увечье могли поломать жизнь каждому. Существование нищих рождало в обществе сострадание, напоми нало о христианской заповеди лю бви к ближнему, побуждало к благодеянию. Отзывчивость воспитывалась в людях с малых лет. Подавать милостыню родители часто пору чали детям. На Кольском Севере нищие редко бродяжничали. Волость считала позорным для себя пус кать своих нищих по миру. Не спо собствовали переходам из селе ния в селение и большие расстоя ния между ними, малолюдье края. Но если в деревне или погосте появлялся странник, ему быпи ра ды. Местные поговорки гласили: "К то путника накормил, тот де сять лет не будет голоден ни ра зу", "Коли странник в доме, зна чит, Господь тебя не оставил” . Перехожие нищие несли в глу хие селения разные новости, рас сказывали детям сказки, иногда пели былины и духовные стихи. Фольклорист Алексей Марков в 1901 году писал: "В Кузомени большею частью проживает заме чательная певица былин слепая Маремьяна Ефимовна Немчинова; по временам она бывает и в дру гих селах Терского берега: в Вар зуге, в Чаваные". Нищенство в дореволюционной России едва ли являлось недру гом общества. Оно играло опреде ленную роль, и прежде всего — повышало нравственность лю дей. И. УШАКОВ, краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz