Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

И зучая исторические доку­ менты, убеждаешься: ни­ щие существовали всегда. Есть мнение, что общество нуждалось в этой категории лю ­ дей и в сипу внутренних законов бытия само порождало опреде­ ленное количество необеспечен­ ных и страждущих лиц. Не станем рассуждать, так это или не так. Просто посмотрим, что представ­ ляли собой нищие прошлых вре­ мен, какую роль играли они в об­ ществе. Прежде всего бросается в глаза неоднородность нищих. Можно различить, по крайней мере, три разряда: одни — калеки, больные, малолетние или старики, не спо­ собные собственным трудом до­ быть себе средства к жизни; дру­ гие — потерявшие кров и имущес­ тво в результате пожара, военных действий и других несчастий, но к труду способные и стремящиеся восстановить свое хозяйство; тре­ тьи — как бы нищие по призва­ нию, к труду способные, но пред­ почитающие бродяжничать, жить за счет подаяний или легких заня­ тий (гаданий, потех и т. п.). На Руси нищих исстари почитали как "Божьих людей" — близких к Богу, "убогих” . Иностранцы удивлялись этому обычаю. "Рус­ ские,— писал Яков Рейтенфельс в 1673 году,— отличаются беспри­ мерною благотворительностью по отношению к бедным: для их просьб у них всегда открыты уши и разжаты руки, так что в Москве зачастую можно видеть не без изумления, как целые толпы ни­ щих получают около домов бога­ тых людей пищу или иную какую милостыню". Подать убогому оз­ начало почтить Бога, накормить странника — обеспечить едой родственников, находящихся да­ леко от дома или уже почивших. Посмотрим, сколько было ни­ щих на Кольском Севере. Картина непостоянная. Много — в перио­ ды длительных войн, иностранных вторжений И во время неудачных промыслов в течение не­ скольких лет подряд. Значитель­ ное число жителей разорялось в результате непосильных нало­ гов и бездоходности промыслов. Иногда штормом на море топило суда, семьи оставались без кор­ мильцев. В середине XVIII столе­ тия сильно грабили промышлен­ ников скупщики-монополисты. Поэтому для примера возьму благополучные 80-е годы XVIII ве­ ка. В Умбской волости по ревизии 1782 года проживало 146 мужчин и 154 женщины (селения: Умба, Кузрека и Оленица — всего 41 дом). Из 300 жителей насчитыва­ лось: бедных, неплатящих подуш­ ной подати, 18 человек; ’’питаю­ щихся милостынею нищих мужес- ка пола — 15” и 9 человек — "бездомовых бобылей” . Сведе­ ния о числе нищих женского пола не приводятся. Если их число при­ нять равным мужскому, то всех нищих будет 30 человек, или 10 процентов жителей волости. Не считая бедных. В Порь^й Губе в 1785 году жило 15 крестьянских семей, 43 челове­ ка мужского пола и 45 — женско­ го, из них мужчин бедных, непла­ тящих подушной подати,— 5 чело­ век, "питающихся милостынею ни­ щих мужеска пола 3 человека, женска пола — 4 человека". Итак, из 88 крестьян семеро нищих. При­ мерно такая же картина и по ос­ тальным селениям Терского бере­ га. В тяжелые годы бедствовало более половины населения. Жите­ ли Колы 20 февраля 1767 года пи­ сали правительству: "Все мы, кольские посадские люди, скуд­ ные и маломочные, которых по ревизии (1763 года) написано 54 души (мужского пола)... малолет­ них ныне состоит от 10 лет и ниже — 6, старых и увечных — 5... А у 17 человек домов и рыбных промыслов не имеется... и от не­ имения тех промыслов пришли во всеконечную скудость и нище­ ту...” Крайне ухудшилось положе­ ние населения в годы Северной войны (1700— 1721). Весной 1703 года кольские стрельцы писали Петру I: "Ныне из нас многие ски- таютца меж дворы и кормятца Христовым имянем с женами и с детми” . Но более всего страда­ ли от непосильных государствен­ ных поборов крестьяне. Подвор­ ные переписи 1712 и 1716 годов показали убыль податного насе­ ления. В деревне Кандалакше числилось 24 двора, из них 2 — "нищенские” : живут увечные старики и малолетки. Кроме того, на подворьях крестьян также ука­ заны немощные: Леонтий Майков — "хром, увечен ногами” ; Яков Корехов — "нищей, 59 лет, хром"; Гаврил Ефимов — "нищей лопин, крив” ; Иван Сергеев — "нищей, 64 года"; двое нищих названы лишь по именам, тоже увечные. В 1865 году в Кемском уезде, в который тогда входил и Коль­ ский полуостров, насчитывалось 36 тысяч жителей, из них было: слепых 119, хромых 156 калек, безруких 22, глухонемых 8 чело­ век. Многие из них жили подаяни­ ем, часть в меру возможностей трудилась, остальные кормились за счет других членов семьи. На Кольском Севере в разряд нищих нередко попадали вдовы с малолетними детьми после поте­ ри кормильца, погибшего на море. В 1913 году в Александровском уезде проживало 13214 человек, на промыслах утонуло 20: трое из города Александровска, один — из Колы, двое — из Коль- ско-Лопарской волости, пятеро — из Мурманско-Колонистской волости, четверо — из Терибер- ской волости и пятеро — из Умб­ ской волости. В 1914 году утонул 21 человек. Обычно получали милостыню на церковном крыльце (паперти). Шедшие к молитве подавали ни­ щим деньги или что-то съестное. Нищий при этом всякий раз крес­ тился и просил Бога даровать по­ дателю благополучие ("дай, Бог, тебе здоровья!” ). При нужде шли с сумой по селению и под окнами дома пели "Христа ради” . Хозяева по бедности иногда отказывали просящему, говоря: "Бог подаст". Для оказания помощи погорель­ цу или семье, потерявшей кор­ мильца, собирался сельский сход. Крестьяне сообща решали, в ка­ кой мере и каким способом следу­ ет помочь пострадавшим. Чаще всего щ мирского дохода (напри­ мер, от продажи коллективно вы­ ловленной семги) выдавали посо­ бие сиротам и ссуду на обзаведе­ ние жильем. Иногда о бедствующих заботил­ ся церковный причт. Часть ни­ щих брали на свое содержание монастыри. В Коле долгое время нищие женщины жили в часовне святого Трифона. В дни празднич­ ных богослужений им несли уго­ щения. В некоторых селениях пользо­ вались особым уважением нищие "богомольцы за всех” . В Коле та­ ким в начале XX века являлся слепой от рождения Философ Сте­ панович Суслов. 1 февраля 1911 года он обратился к церковному попечительству со следующим прошением: "Живя на своей квар­ тире в отдаленности от Собора, мне крайне затруднительно хо­ дить в Собор на богослужения, в особенности в зимние снежные мятели и осенние дожди... Покор­ нейше прошу... устроить келейку возле церковной сторожки и посе­ лить в ней меня. Часть средств на постройку кельи я надеюсь со­ брать материалами и деньгами от благотворителей... Богомолец за всех Философ Суслов” . В тот же год богомольцу Философу благо­ творители построили домик возле Собора. , Милосердие зижделось на очень простой истине: любого мо­ жет постигнуть несчастье. Ни бо­ гатство, ни знатность, ни отличное здоровье не гарантируют благопо­ лучия человеку. Жизненное поло­ жение зыбко, ненадежно, подвер­ жено воздействию неодолимых сил — "все под Богом ходим". Болезнь, пожар, морской шторм, нечаянное увечье могли поломать жизнь каждому. Существование нищих рождало в обществе сострадание, напоми­ нало о христианской заповеди лю­ бви к ближнему, побуждало к благодеянию. Отзывчивость воспитывалась в людях с малых лет. Подавать милостыню родители часто пору­ чали детям. На Кольском Севере нищие редко бродяжничали. Волость считала позорным для себя пус­ кать своих нищих по миру. Не спо­ собствовали переходам из селе­ ния в селение и большие расстоя­ ния между ними, малолюдье края. Но если в деревне или погосте появлялся странник, ему быпи ра­ ды. Местные поговорки гласили: "К то путника накормил, тот де­ сять лет не будет голоден ни ра­ зу", "Коли странник в доме, зна­ чит, Господь тебя не оставил” . Перехожие нищие несли в глу­ хие селения разные новости, рас­ сказывали детям сказки, иногда пели былины и духовные стихи. Фольклорист Алексей Марков в 1901 году писал: "В Кузомени большею частью проживает заме­ чательная певица былин слепая Маремьяна Ефимовна Немчинова; по временам она бывает и в дру­ гих селах Терского берега: в Вар­ зуге, в Чаваные". Нищенство в дореволюционной России едва ли являлось недру­ гом общества. Оно играло опреде­ ленную роль, и прежде всего — повышало нравственность лю­ дей. И. УШАКОВ, краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz